Игра в жизни дошкольника
методическая разработка по теме
Особенности игровой деятельностив детском саду, основные виды игр, влияние развивающей среды на ребенка и роль воспитателя в проведении игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_statya.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра в жизни дошкольника
Ключевые слова: игра, виды игр, ребенок, педагог, родители.
В статье представлены особенности игровой деятельности детей в детском саду, основные виды игр, влияние развивающейся среды на ребенка и роль воспитателя в проведении игры.
«Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!» Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для малышей словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В игре он воссоздает и обыгрывает различные ситуации, примеряя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не всегда в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей взрослых – педагогов и родителей – становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности ребенка.
Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Игра должна приносить удовольствие, эмоциональный подъем. Недоигранность ведет к неорганизованности детей, плохой их коммуникации.
За последние пять-шесть лет в играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явное изменения: дети стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Основная причина, как считают взрослые, - недостаток времени.
Чтобы оценить уровень развития игровой деятельности ребенка, надо определить его отношение к игровому правилу. В основном исследователи выясняли характер игр – в соответствии с принятой типологией: ролевые игры, подвижные игры с правилами, игры-драматизации, настольно-печатные игры.
Полученные данные свидетельствуют: первое место занимают традиционные подвижные игры с правилами. Из них на первом месте и с большим отрывом идут «прятки», затем «салочки», «кошки-мышки», «жмурки», «вышибалы», «прыгалки».
Второе место занимают ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию у девочек вышли традиционные «дочки – матери» и современная разновидность этой игры «кукла Барби». У мальчиков наиболее популярны игры в машинки. Из остальных сюжетов ролевых игр – «магазин», «больница», «роботы».
Третье место по популярности занимают настольные и спортивные игры (многочисленные настольно-печатные игры, конструкторы, мозаика, шашки).
Четвертую, самую малочисленную, но весьма разнообразную группу составили игры - драматизации. В ней наряд с традиционными играми («Красная шапочка», «Гуси – лебеди») значительное место занимают весьма экзотические, навеянными современными сюжетами, заимствованными в основном с телевизионного экрана (ниндзя, человек-паук и др.).
О чем свидетельствуют результаты этой статистики? Наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразные и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты». Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствует вхождению ребенка в мир взрослых. Принимая роль (доктор, космонавт, учитель), он не просто называет себя именем соответствующего персонажа, но и действует как этот специалист, как бы отождествляя себя с ним, взрослым.
Игра перестает быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев.
Вместе с тем игра по-прежнему привлекает детей, но не ролевая, а с правилами, знание которых – важнейшее условие для участников. Но дети обычно плохо знают правила или уверены, что правил не существует. Иногда термин «правило» дети связывают с требованием взрослых, а не с принятым порядком игры.
Игра передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. В игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребенок добровольно, с удовольствием подчиняется определенным правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения, в игре он учится добиться цели (пусть пока игровой), преодолевать импульсивные желания.
Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делать, и (наверное, это главное) учиться действовать правильно.
Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Дети очень любят играть. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.
Игра радует ребят, делает их веселыми, жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому, они растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, ребята приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Что такое игра? Игра – творческая деятельность. В них дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра – отражение жизни. Здесь все “как будто”, “понарошку”, но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.
Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, режиссеры, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
При организации детской игры должен быть выстроен педагогический треугольник: ребенок, игровая среда, педагог. Как они влияют друг на друга? Главная составляющая любого педагогического процесса - ребенок. Ребенок – тот субъект, ради которого мы стараемся. Причем не абстрактный ребенок, а вполне конкретный.
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача педагога (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным. Тем более, недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми. Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в руках педагога. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от педагога артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека.
Дети растут, меняются их возможности, интересы и мотивы деятельности. Развивающая среда помогает становлению ребенка. Оформление среды должно рождаться из наблюдений за детьми. Надо выяснить, что в данный момент им интересно, и помочь игровыми материалами. Игровая среда должна постоянно меняться. Ведь интересы детей меняются. Раз и навсегда оформленная среда перестает быть развивающей. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменения, связанные с детьми. Главное условие, при котором среда становится развивающей, связано с наличием играющего педагога.
Предметно – игровая среда как развивающая работает только тогда, когда у нее есть душа. Игровая душа. А рождается эта душа из союза взрослого и ребенка – играющего взрослого и играющего ребенка.
Часто бывает, что дети придумывают хорошую игру, но не умеют ее организовать, не могут сами сделать нужные для игры вещи. Помощь педагога делает игру интереснее и полезнее.
Если он видит, что дети не могут договориться друг с другом, что у них не ладится игра, он приходит на помощь. Помогая детям, не надо делать за них то, что они могут сделать сами. Детей надо приучать к самостоятельности, надо стараться, чтобы они умели сами придумывать и проводить интересные игры.
Надо только следить за тем, чтобы всем было весело, чтобы старшие не обижали маленьких. Педагог заботится о том, чтобы для всех детей нашлась интересная роль.
Таким образом, игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развивается память, внимание, воображение, ловкость, терпение, взаимопонимание между детьми. Индивидуальные и коллективные игры являются школой воспитания чувств дошкольника, влияет на поведение ребенка в жизни. Игра приучает детей подчинять свои действия определенной цели, считаться с мнением коллектива, оценивать свои поступки и поступки друзей, развивать в ребенке чувство прекрасного, любовь к стране, людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника.
Содержание родительского собрания на тему: «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника. На собрании было очень много интересного....
«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.
Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребено...
Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создава...
Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»...
Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»
Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»Цель: подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.Задачи:1Сформироватьпредставлениеотом,чтои...
«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Уважаемые наши мамы и папы! ...