Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
статья (старшая группа) на тему
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития.
Приведены реомендации для успешного развития эмоционально-волевой сферы детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Надо развивать творческое начало у всех, чтоб мир
не оставался таким как он есть, а преобразился.
Ведь возможна такая система воспитания, которая
прививает и развивает творческое начало».
Джанни Родари.
Ведущая деятельность дошкольников – игровая.
У детей с проблемами в развитии она носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы.
Современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей на базе деятельностного подхода к личности. Научно обосновано, что повышение эффективности педагогического процесса возможно не только через совершенствование образования, но и через изменение содержания и форм обучения .
В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников, что обусловлено родством данных игр с театром – синтетическим видом искусства. Л.Б. Баярева [3:34] определяет драматизацию или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
Секрет эффективности театральной методики, прежде всего в сближении игры актёра и игры ребёнка. Основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.
Ни для кого не секрет, что лучший «друг» современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия – просмотр мультиков и компьютерные игры. Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребёнком по душам, почитать ему сказку, спеть колыбельную песню. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Редко увидишь на детских площадках детей, играющих вместе. Поэтому детям ничего не остаётся делать, как черпать новые впечатления, прильнув к «голубому экрану». Но ведь именно живое человеческое общение по-настоящему обогащает эмоциональную жизнь детей, «раскрашивает» яркими красками их чувственную сферу. Неудивительно, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения.
Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития эмоционально-волевой сферы у ребёнка-дошкольника с позиций передовой педагогики русской драматической школы «театра переживания», требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность имеет синтетическую, интегративную природу, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.), поэтому активность и творчество проявляются в трёх составляющих:
- Создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета)
- Исполнение собственного замысла (Умение адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности (интонации, мимики, пантомимики, движения, напева)).
- Оформление спектакля (Создание ,подбор, изготовление, нестандартное использование декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок).
На начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение.
Для этого необходимо отбирать различные театрализованные этюды и упражнения, подбирать дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы. Для развития двигательной активности и координированной моторики использовать пальчиковую гимнастику. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности я использовать рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим лицом.
Необходимо уделять большое внимание созданию условий в группе:
- Отвести место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности (уголок ряженья),
- Подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры,
- Приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты.
- Изготовить несколько ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму, изготовить печь, скамью, люльку, сундуки, прялку, коромысло, колодец, соответствующие народному фольклору.
- Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подбирать этюды и упражнения.
- В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки.
- Знакомить детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учить достоверному изображению персонажей.
- После этого необходимо поэтапное обыгрывание сценок из спектакля. Для самоконтроля над мимикой и жестами можно использовать зеркало.
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для этого используются разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук любую карточку, на которой схематично изображён персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две основные проблемы:
1.что делать, если ролей не хватает на всех детей;
2.кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности, парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей я придумываю дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционально-волевого развития ребёнка становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. — М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.
2.Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие / Под ред . Л. Б. Баряевой. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.
3. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации. Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 2006. – 157 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен...
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен...
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен...
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен...
Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля....
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
Выступление по самообразованию...
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
Выступление по самообразованию...