мнемотехника
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Халмирзайева Антонина Олеговна

Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество.

Остановимся на самом интересном из них

— мнемотехнике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotekhnika.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике. А.О.Халмирзайева Воспитатель первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №22 «Журавленок » городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Слайд 2

В дошкольном возрасте запоминание является результатом деятель­ности и зависит от того, на что направлена эта деятельность. В этих случаях, когда запоминание, подчинено специальной задаче, запомнить, оно становится запоминанием произвольным и превращается в своеобразное внутреннее (мнемическое действие), т.е. в процесс, направленный на определённую цель, определённым образом мотивированный и осуществляемый с помощью оп­ределённых способов, одним из которых является мнемотехника. 05.01.2014 2

Слайд 3

Основные задачи, которые ставятся перед дошкольниками, используя мнемотаблицу : Вызвать у детей желание запоминать, так как это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей восприятия, внимания, мышления, представления и воображения; Развить у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать учебный материал по мнемотаблице ; Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции; Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их; В процессе работы развить у детей умение анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи; Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; Способствовать развитие мелкой моторики рук; Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности , самостоятельности, инициативности, ответственности; Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; 3

Слайд 4

05.01.2014 4

Слайд 5

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы . Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая. 05.01.2014 5

Слайд 6

Занятие состоит из нескольких этапов: 1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т.е. преобразование из символов в образы. 3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания 05.01.2014 6 Мнемотаблицы использую во всех областях: познании , чтении художественной литературы, коммуникации, социализации, труде, безопасности, художественном творчестве.

Слайд 7

Предварительная работа: подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей; обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлении природы или произведений устного народного творчества; подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание дисков; выбор педагогам приёмов , при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии. о сновной упор делаю на изображение главных героев,в ходе занятия я помогаю детям вопросами : « Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?» 05.01.2014

Слайд 8

Этапы работы со схемой - моделью: учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами ( мама, дом, еда)- если дети умеют читать и писать; самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа; закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель. 05.01.2014 8

Слайд 9

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, при помощи мнемотаблицы запоминание происходит быстрее и интереснее. Так как ребёнок , рассуждая и обсуждая строки стихотворения, зарисовывает в мнемотаблицу последовательность заучивания стихотворения. Тем самым мнемотаблица является рисунком - «подсказкой» к разучиванию стихотворения. 05.01.2014 9

Слайд 10

05.01.2014 10

Слайд 11

Этапы работы над стихотворением : Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу . Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет её с опорой на мнемотаблицу . Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу . Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу . 05.01.2014 11

Слайд 12

Знакомя детей с характерными особен­ностями времён года, учила детей рассказывать о временах года с использова­нием мнемотаблицы через составление сюжетного рассказа, например о зиме и весне. 05.01.2014 12

Слайд 13

Использование условных обозначений признаков времени года облегчает кодировку пословиц и поговорок, народных примет – малых жанров фольклора. 05.01.2014 13

Слайд 14

В занятия я включаю : чтение стихотворений, поговорок, народные приметы подвижные игры словесные игры слушание музыки и т. д. 05.01.2014 14

Слайд 15

05.01.2014 15

Слайд 16

ИГРА «УГАДАЙ СКАЗКУ» 1вариант : «Узнай героя по тени» правила игры: Детям раздаются карточки с изображением любимых сказок, сказочных героев - надо найти теневое изображение . Развиваем память, внимание, логическое мышление. 2вариант : «Узнай сказку по герою» правила игры: Раздаются карточки с изображением сказочного героя (схематичное изображение - длинные уши - заяц, зубы - волк зубами щёлк и т.д.) Надо угадать, как называется сказка. 3 вариант: «Подбери героев по сказке» правила игры: Раздаются карточки с изображением сказки, надо подобрать карточки героев сказки и показать лишнюю, почему? Развиваем связную речь, внимание, логическое мышление . ИГРА «ЗАГАДКА-ОТГАДКА» Раздаются карточки схематичное изображение загадки, надо найти карточку с отгадкой. Развиваем память, внимание, логическое мышление . ИГРА «РАССКАЖЕМ ВМЕСТЕ» 1вариант : «Назови пословицу, поговорку, считалку..» правила игры: Раздаются схематичное изображение пословицы, поговорки, считалки, надо назвать её . Развиваем память, внимание, логическое мышление. 2вариант : «Найди схему» правила игры: Воспитатель называет пословицу, поговорку, считалку. Надо найти схематичное изображение. 3вариант: «Продолжи за мной» правила игры: Воспитатель начинает пословицу, поговорку, считалку - надо продолжить пословицу, поговорку…найти схематичное изображение. 16

Слайд 17

Таким образом, обучение детей мнемоническим приёмам запоминания привело к следующим результатам: дети осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала; у детей появилось желание пересказывать сказки, рассказывать стихотворения, придумывать интересные истории – как на занятии, так в повседневной жизни; расширился круг знаний об окружающем мире ; с ловарный запас детей из пассивного ( в основном) перешёл в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе ; дети преодолели робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей. 05.01.2014 17

Слайд 18

Используемая литература: «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская . «Учимся по сказке» Т . В. Большевой . 3. «Весёлые встречи» Л . Е. Белоусовой. 4. «Ступеньки творчества» Юзбекова Е.А. 5. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Ткаченко Т.А. 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...