Программа кружка "Волшебная паутинка"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа предназначена для организации дополнительного образования детей подготовительной к школе группе. В ходе её реализации дети знакомятся с техникой "изонить".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_pautinka.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2010 -2011 учебный год
То, что упущено в детстве,
никогда не возместишь в годы юности,
тем более в зрелом возрасте. Это правило
касается всех сфер деятельности ребёнка.
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка.
Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно-нравственном становлении, приобщения к истокам и традициям его Родины. С давних времён вся передача проходит через творчество и искусство. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира.
Каждый ребенок любит и по- своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем и многими другими инструментами и материалами. Можно выполнить рисунок и нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Такой вид вышивки называется изонить. Достоинство его в том, что изображение выполняется довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. Этот увлекательный вид рукоделия доступен и интересен детям любого возраста.
Работа в технике изонити развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда, расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.
Любая поделка, работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков.
Техника изонити требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.
Работы в технике изонити способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка.
Работы в технике изонити привлекают детей своими результатами. Дети испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Таким образом, вышивка по картону (изонить) является эффективным средством трудового и эстетического воспитания.
Программа кружкового объединения «Волшебная паутинка» рассчитана на 1 год обучения. Количество часов за год составляет 32 ч. Основной возраст детей 6 - 7 лет. Численность обучающихся в группе составляет 10-12 человек.
Целью программы является формирование практических умений работы в технике изонить и развитие у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе освоения техники.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- Формировать практические умения и навыки работы в технике «изонить»;
- Развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ, зрительное восприятие в целом;
- Способствовать развитию мелкой моторики, точности и согласованности движений кисти рук, ловкости движения пальцев;
- Воспитывать потребность в грамотной организации своей досуговой деятельности;
- Воспитывать положительные качества личности и характера (аккуратность, трудолюбие и др.)
- Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.
Методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- практический
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
Предполагаемые результаты:
Дети должны знать:
- правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами
- правила заполнения угла, круга, волны
- правила нанесения проколов для вышивания
Дети должны уметь:
- заполнять угол, круг, волну,
- подбирать нитки нужного цвета,
- выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,
- аккуратно выполнять вышивку,
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на разных уровнях.
Тематическое планирование
тема занятия | Цели, задачи | оборудование | |||
О К Т Я Б Р ь | 1. | Как работать безопасно. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. | Познакомить детей с техникой безопасности в работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью, упражнять во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка | Иголки разных размеров, нитки , ножницы, шило, циркуль, загадки об иголке, нитке, узелке, готовые поделки разной степени сложности | |
2. | Подготовка к работе с изонитью. Базовая форма угол. Выполнение угла. «Грибок» | Познакомить с техникой изонити, научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки), закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла, Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок, научить дорисовывать изображение после вышивки угла | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: лист цветного картона (желтого или зеленого), на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия (расстояние между дырочками – 1 см); иголка с широким ушком, ножницы, нитки (желтого, коричневого или красного цвета) | ||
3. | Последовательность выполнения угла. «Домик» | Продолжить обучение детей технике изонити, научить выполнять тупой угол (крыша дома), продолжать закреплять знания правил работы с изонитью, научить подбирать цвета нитей | Для воспитателя: готовый образец Для каждого ребенка: заготовка – картонка с нарисованным прямоугольником – стена дома (крыша обозначена 7 – 8 отверстиями; расстояние между отверстиями 1 см), нитки, ножницы, игла | ||
4. | Последовательность выполнения угла. «Рыбка» | Продолжить обучение детей технике изонити (прямой угол), дополняя изображение рыбки хвостом, закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток), познакомить детей с линейкой (прямоугольным треугольником), дать понятия: прямой угол, острый угол, тупой угол. | Полуготовый образец «Рыбки» - заготовка (контурное изображение рыбки без хвоста), хвост обозначен отверстиями, расстояние между дырочками – 1 см. Для каждого ребенка заготовка такая же, как у воспитателя, прямоугольный треугольник, две предыдущие работы – «Гриб» и «Домик», иголка, катушки ниток (4 – 5 цветов), ножницы, три узкие полоски плотной бумаги | ||
Н | 5. | Последовательность выполнения угла. «Морковка» | Упражнять в выполнении изонитью острого угла (на примере изображения морковки), научить закреплять нить после ее окончания, вспомнить названия овощей и их внешний вид, повторить правила работы | Для воспитателя: готовый образец, заготовка, прямоугольный треугольник Для детей: заготовка (картонка с изображением острого угла и отверстиями на изнаночной стороне, расстояние между отверстиями – 1 см), игла, катушка с нитками, ножницы, фломастеры (оранжевый, зеленый) | |
6. | «Зонтик» | Закреплять навыки выполнения углов, учить подбирать турой угол для зонтика, научиться закреплять нить с обратной стороны закладки | Для воспитателя: образец Для детей: заготовки (с изнанки нарисованы углы, проделаны отверстия), иглы, нитки разного цвета, фломастеры | ||
7. | «Закладка» | Закреплять навыки выполнения углов на узкой полосе картона (расстояние между отверстиями 0,7 см), научиться закреплять нить с обратной стороны закладки | Для воспитателя: образец Для детей: заготовки (с изнанки нарисованы углы, проделаны отверстия), треугольники – линейки, иглы, нитки разного цвета, полоски цветного картона размером 5* 15 см. | ||
8. | «Узор на закладке» | Выполнить узор, состоящий из трех углов, на узкой полосе картона, определить направление углов, дать понятие о сантиметре и миллиметре на обычной линейке, научить детей пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла, закрепить умение самостоятельно подбирать цвет ниток | Для воспитателя: полоса с тремя выполненными углами Для детей: полоски цветного картона размером 15*5 см с нанесенными углами и отверстиями, расстояние между отверстиями 0,7 см, на каждого ребенка линейка, цветные нитки трех цветов, иголка, ножницы | ||
Д | 9. | «Закладка с двумя тупыми углами» | Закрепить понятие об острых и тупых углах, продолжить обучение умению анализировать образцы, выполнить изонитью тупые углы, потренироваться в закреплении узлов на изнанке | Для воспитателя: образец Для детей: узкие полоски картона размером 15*5 см с нанесенными линиями и отверстиями, расстояние между отверстиями 0,7 см, нити, иглы, ножницы, прямоугольные треугольники | |
10 -11 | «Елочка» | Развивать умение подкладывать один треугольник под другой, используя трафаретные треугольники, упражнять в прокалывании отверстий по трафарету, совершенствовать умение работать изонитью | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: картонка (15*10 см) с нанесенными на обратной стороне по центру прямой и двумя ограничивающими линиями, конверт с трафаретами, карандаш, линейка, набор ниток зеленого цвета разных оттенков, игла, ножницы, пенопласт | ||
13. | «Снежинка» | Составить снежинку из шести треугольников, проанализировать образец, определить направление углов, упражнять в самостоятельной работе с шилом | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: картон (15*10 см) с пересекающимися линиями одинаковой длины (4 – 6 см) | ||
Я | 14. | «Прямые углы» | Анализ узора на изнаночной стороне заготовки, определение углов по прямоугольнику, сравнение сторон, повторение правил выполнения углов | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: цветная полоска картона размером 15*5 см, прямоугольный треугольник (линейка), игла, цветные нитки, ножницы | |
15. | «Шапочка – колпак» | Научить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку (рисунок сделан детьми накануне), закреплять умение протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете, закреплять знания правил работы с изонитью | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: конверт с трафаретами – треугольниками, изготовленными из плотного картона, шило с короткой иглой, пластина из пенопласта, цветная картонка с нарисованным предметом, который надо дополнить изображением угла, цветные нитки, игла, ножницы, простой карандаш | ||
16. | «Фонарик» | Продолжить учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояние в 1 и 0,5 см, Упражнять детей в работе с шилом, закрепить знание пространственного расположения углов | Для каждого ребенка: картон размером 15*10 см (на изнаночной стороне нанесены линии), линейка, шило, пенопластовая подкладка, нитки разного цвета, игла, ножницы | ||
Ф Е Л | 17. | Последовательность выполнения окружности. «Мячик» | Научить детей выполнять окружности в технике изонити, пользуясь трафаретами, познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: цветной картон(10*15 см), конверт с трафаретами окружностей, простой карандаш, шило, нитки, игла, ножницы | |
18-19. | «Снеговик» | Создать образ снеговика из разных по величине окружностей, упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: картон синего или фиолетового цвета (15*10 см), белые нитки, игла, ножницы, конверт с трафаретами (кругами), прокладка из пенопласта, шило, простой карандаш | ||
20. | «Солнышко» | Закреплять умение выполнять окружности в технике изонити, пользуясь трафаретами | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: картон синего или фиолетового цвета (15*10 см), желтые нитки, игла, ножницы, конверт с трафаретами (кругами), прокладка из пенопласта, шило, простой карандаш | ||
М | 21. | «Цифра словно кренделек» (изготовление игольницы в подарок маме) | Создать начертание цифры 8 из разных по величине окружностей, упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: цветной картон (15*10 см), цветные нитки, игла, ножницы, конверт с трафаретами (кругами), прокладка из пенопласта, шило, простой карандаш, паралон, вырезанный в виде круга (диаметр совпадает с диаметром нижнего круга восьмерки), клей ПВА | |
22. | «Птица» | Обучение плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при использовании трафаретов), закрепление навыков по выполнению окружностей в технике изонити | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: цветной картон (15*10 см), трафареты углов и окружностей, подкладка, шило, карандаш, цветные нити, игла, ножницы | ||
23-24. | «Девочка в сарафане» | Соединяя окружность и разные углы, создать образ человека в длинной одежде, совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей, развивать умение подбирать цвет нитей | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: картон с нарисованными на обратной стороне изображениями, нити, шило, игла, подкладка, линейка | ||
А | 25-26. | «Перо жар – птицы» | Совершенствовать навыки работы в технике изонити, помочь освоить технику выполнения завитка, развивать глазомер | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: цветной картон (10*15 см), простой карандаш, ластик, шило, подкладка под картон, нитки (желтые, оранжевые, красные, малиновые, темно-красные), игла, ножницы | |
27-28. | «Волна» | Совершенствовать навыки работы в технике изонити, закрепить навыки выполнения завитка в технике изонити, развивать глазомер | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: цветной картон (10*15 см), простой карандаш, ластик, шило, подкладка под картон, нитки синих оттенков, игла, ножницы | ||
М | 29-31. | «Одуванчики на лугу» | Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы, анализировать образцы, определять размеры трафаретов на глаз, совершенствовать навыки выполнения окружностей с разными хордами | Для воспитателя: образец Для каждого ребенка: картон (формат А4) голубого цвета, принадлежности, необходимые для работы изонитью, конверт с трафаретами кругов | |
32. | Итоговое занятие «Чему мы научились». Оформление индивидуальных альбомов | Для каждого ребенка6папка с файлами (количество файлов соответствует количеству детских работ) |
Список литературы
- Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – Спб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2004. -48с.: ил.
- Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.–224с.–СПб.: Детство–Пресс, 2003.
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
- 3. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
- Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема-паутинка содержания проекта "Чудо-чудное, диво-дивное"
План работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Авторская программа «Паутинка» по применению ИКТ технологий в музыкальном образовании для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыка обладает большой силой э...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»
Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...
Программа по дополнительной образовательной услуге "Паутинка"
Программа по дополнительной образовательной услуге направленна на развитие мелкой моторики рук старших дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе через виды ручного труда. (Отчёт о реали...
Программа кружка «Паутинка» для детей 6-7 лет. 2017-2019 г.
Программа кружка «Паутинка» сегодня актуальна, так как она помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развить свои творческие способнос...
Программа экологического воспитания "Паутинка"
Программа экологического воспитания "Паутинка"Васякина...