10 основных принципов эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями.
консультация по теме
10 основных принципов эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями.
Что делать, если родители устроили скандал, выяснение отношений в присутствии ребенка?
Что делать если, не обсудив ситуацию с воспитателем, родители пожаловались заведующей, в вышестоящую организацию или написали жалобу?
Коммуникативные навыки, которыми необходимо обладать воспитателю.
Основы эффекивного общения.
Что делать, если вы не согласны с позицией педагога (родителя) и хотели бы его переубедить, но не знаете, как сформулировать проблему?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_obshcheniya_s_roditelyami_pamyatka.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
10 основных принципов эффективного общения,
которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями.
Принцип 1. Уметь настроиться на позитивное общение
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Самое главное – понять, что ваш настрой на позитивное общение не изменяется сам собой и его никто не может изменить. Примите как данность: настрой (установка) зависит только от нас самих, значит, сформировать или изменить ее можем только мы сами.
Необходимо создать атмосферу доверия к воспитательным возможностям родителей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения.
Принцип 2. Уметь говорить
Для того чтобы сформулировать основную мысль, необходимо:
- Проанализировать проблему или задачи, которые вы намерены решить в разговоре.
- Подумать, как бы вы их сформулировали.
- Выделить ключевую фразу, с которой можно начать разговор (обсуждение проблемы, «подводку» к главной мысли).
- Определить то решение, к которому вы хотели бы прийти (или компромиссный вариант, который вы считаете возможным).
Многословие не позволяет четко изложить свою мысль (позицию), мешает собеседнику сосредоточиться.
Сарказм, издевка, двусмысленность и просто грубость недопустимы, они моментально разрушают общение.
Остроумное замечание может разрядить обстановку, но может сыграть злую шутку, показаться обидным. Поэтому использовать свое остроумие следует с большой осторожностью и только тогда, когда вы хорошо знаете человека и уверены, что шутка будет понята правильно.
Неуважение к собеседнику, снисходительность в тоне разговора «с позиции сильного» обязательно вызывают отпор, неприязнь, желание защититься. Порой это происходит непроизвольно, но уважающий себя человек не может не отреагировать на кажущуюся некоторым безобидной фразу: «Ну что вы, милочка». Подобные обращения неприемлемы в общении с чужими людьми.
Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это должны быть не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но…» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а сообщение о конкретных фактах, конкретных достижениях ребенка, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.
Факты о поведении или способностях ребёнка, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».
Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».
Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)» или «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».
При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на их возможных причинах и возможных способах преодоления нежелательных проявлений.
Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей. В данном случае лучше называть ребёнка по имени.
Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще, это способствует установлению эмоционального контакта между воспитателем и родителями.
Принцип 3. Уметь слушать и слышать
Не начинайте разговор, если вы в данный момент
- рассержены, огорчены, возмущены – в таком состоянии выяснение отношений только ухудшит ситуацию;
- плохо себя чувствуете или очень устали, это обязательно почувствует ваш собеседник, но может расценить по-своему;
- не уверены, что этот разговор необходим именно сейчас.
Процесс слушания может быть затруднен, если:
- вы испытываете страх (боязнь, неловкость) общения с собеседником, это нарушает внимание;
- сила эмоций собеседника заслоняет смысл его речи; и вы реагируете не на речь, а на эмоции.
Принцип 4. Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них
Вопросы, заданные в ходе разговора, не приведут к возникновению неловкости, если:
- задаются спокойно, заинтересованно, открыто;
- не содержат упреков и подтекста;
- не напоминают допрос с пристрастием;
- вы честно признаете, когда у вас нет ответа на какой-то вопрос;
- ваши вопросы не создают ситуацию шантажа или провокации, не ставят вашего собеседника в неловкую ситуацию и не задевают личностное достоинство собеседника;
Вызывая родителя на беседу, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ребёнка и дать возможность высказаться им.
Характер и содержание вопросов зависит от ситуации, фазы переговоров и личностных особенностей взаимодействующих сторон. Так, открытые вопросы лучше задавать малообщительным, замкнутым родителям. Особенно важны такие вопросы в начале беседы, когда желательно активизировать партнера: "Как мы можем помочь вам в этом?", "Как вы думаете, с каким педагогом необходимо позаниматься вашему ребенку?".
А вот в общении с "жалобщиками" имеет смысл задавать встречные вопросы. Например: "О, мой сын совсем не хочет заниматься. Что мне с ним делать?" - "Чем я конкретно могу помочь?".
Принцип 5. Использовать технику "Я - высказывания" - способ передачи партнеру сообщения о чувствах.
Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека. Оно оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Поскольку позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.
Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения "Я - высказывания":
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: "Когда Дима на мою просьбу поднять стул, ответил: "Я не буду:" (Сравните: "Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требования поднять стул:").
2. Точное выражение словами своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни ребенка, а выразить свои чувства: "Я расстроилась:", "Я рассердилась:".
3. Описания причины возникновения чувства. Например: "Ведь я накануне предупреждала о том, что стулья хрупкие, старые:".
4. Выражения просьбы. Например: "Я прошу вас проконтролировать в течение недели проконтролировать (то - то и то- то) и прийти в пятницу, или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия".
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма общения с родителями о ребенке вызовет наименьшее сопротивления и недовольство вашим общением, потому что показывает вашу заинтересованность в решении проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношения к ребенку, а также желания совместного взаимодействия с родителями.
Принцип 6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения
Для того чтобы невербальные сигналы помогали общению в ходе беседы, необходимо:
- не упускать из поля своего внимания изменение тона, мимики, жестов и позы своего собеседника;
- обращать внимание на резкие негативные изменения в состоянии и внешнем облике собеседника (закрытая поза, сжатые губы, напряженный взгляд, изменение интонации), отмечать и использовать позитивные изменения в состоянии и внешнем облике собеседника (открытая поза, «потеплевший» взгляд, спокойные интонации, внимательное слушание);
- контролировать собственное состояние и те невербальные знаки, которые считывает собеседник;
- рассматривать все невербальные знаки общения в совокупности, не абсолютизируя отдельные, но сочетая их с вербальной информацией.
Принцип 7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые
Даже если собеседник нападает, обвиняет и требует, ваша тактика – не паниковать, сохранять выдержку и спокойствие. Необходимо набраться терпения, дать ему высказаться.
- Слушайте молча, не поддерживайте высказывание репликами, взглядом, кивками головы. Сохраняйте спокойствие.
- Попросите собеседника повторить его аргументы: «Будьте добры, уточните, что вы имели в виду...», «Пожалуйста, объясните еще раз те вопросы, которые вы связываете с...»
- Повторите возражение (обвинение) собеседника в виде вопроса: «Если я вас правильно поняла, вы хотите сказать...», «Верно ли я понял вас, вы считаете, что...»
- Не пытайтесь убедить собеседника в своей точке зрения.
- Не стремитесь опровергнуть каждое утверждение, что только спровоцирует новые нападки.
- Переведите разговор из обсуждения проблем, обвинений и требований в русло их решения, предоставив собеседнику право выбрать этот путь: «Как бы вы поступили на моем месте?..», «Что вы сделали бы в этой ситуации?..», «Что, по вашему мнению, можно предпринять?..», «Как, по вашему мнению, эту ситуацию можно изменить?..»
- Вопрос: «Да-да я понимаю, что вы хотели сказать. Есть ли у вас предложения?» – может совершенно изменить ход и тональность разговора, так как вы переводите его из нападения и обвинения в обсуждение путей решения проблем. В этом случае даже у агрессивно настроенного собеседника нет оснований продолжать конфронтацию. Даже если вы недовольны разговором, не показывайте этого, вежливо попрощайтесь.
- Нередко в ходе подобных (сложных) разговоров собеседнику задается прямой вопрос, на который в силу разных причин трудно ответить. Вы вправе сказать, что не знаете ответа, не владеете ситуацией, но никогда не оправдывайтесь.
Принцип 8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет»
Вы сможете отстоять свою позицию, если будете:
- последовательно и аргументированно излагать ее;
- пресекать отклонение от нормы разговора;
- внимательно относиться к аргументам собеседника;
- говорить по существу, а не обсуждать свои чувства и настроения, а также чувства и настроения собеседника;
- готовы «отступить», а не отстаивать свою позицию во что бы то ни стало;
- говорить «нет» в критических ситуациях, не допуская бестактности собеседника;
- корректны, спокойны и доброжелательны даже в самых сложных ситуациях.
Далеко не всегда нужно настаивать на своей точке зрения. Есть случаи, когда этого делать не следует. Если видите, что все ваши усилия бесполезны, предоставьте родителям право на собственную ошибку.
Принцип 9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться
Превратить враждебность в дружеское расположение нередко помогает извинение. Если вы не правы, стоит признать свою вину, а затем вежливо извиниться, однако не стоит каяться. В этом случае вполне корректны следующие формулы: «Извините, пожалуйста, мне очень жаль, что...», «Мне хотелось бы извиниться за...», «Мне неловко, что... прошу извинить меня».
Принцип 10. Уметь показывать свое расположение и благодарность
В тех случаях, когда общение действительно было полезным и приятным, если ваш собеседник был искренне заинтересован, приложил усилия к решению проблемы, благодарность обязательна: «Спасибо, мне было приятно обсудить...», «Я вам очень признательна, мне было важно поговорить...», «Благодарю вас, мне было интересно...» Такая фраза, сопровождаемая теплым взглядом и доброжелательным тоном в конце разговора, способна сгладить многие шероховатости – главное, не забыть это сделать.
Что делать, если родители устроили скандал, выяснение отношений в присутствии ребенка?
Как правило, о подобных встречах заранее не договариваются. Эту ситуацию необходимо пресекать немедленно. Помня, что рядом ребенок, следует всеми силами сохранить спокойный тон, не стыдить родителей, не взывать к их ответственности, неприемлемости разговора «в таком тоне», «в таком состоянии», «в присутствии ребенка» и т.п. Разговор можно прервать словами: «Извините, нам лучше поговорить в другом месте» или «Извините, мы можем обсудить все проблемы, но давайте назначим время. Сейчас я занята».
Что делать если, не обсудив ситуацию с воспитателем, родители пожаловались заведующей, в вышестоящую организацию или написали жалобу?
Первое и самое главное – сохранить спокойствие, не копить в себе обиду за «несправедливость», «неуважение» и т.п. и ничего не решать с ходу, не оправдываться и не возмущаться. Взять время: «Я должна разобраться в сути жалобы и готова обсудить это завтра» или «Мне хотелось бы понять причину недовольства (претензий, обиды), а потом это обсудить».
Второе – разобраться, что в основе жалобы: конкретные факты или эмоции. Если есть факты и аргументы – проще, нужно четко сформулировать контраргументы, а если одни эмоции, то стоит подумать, что могло вызвать эти эмоции.
Третье – выразить готовность встретиться с «жалобщиком» один на один (если вы уверены, что спокойно разрешите ситуацию) или в присутствии заведующей, особенно в тех случаях, когда они на этом настаивают. Уместной будет фраза: «Я была огорчена вашей реакцией (слово «жалоба» лучше не использовать), но хотела бы решить наши проблемы. Давайте их обсудим». Откладывать такой разговор в долгий ящик не стоит, а уклонение от разговора может быть принято за признание вами своей вины.
Воспитателю необходимо обладать
следующими коммуникативными навыками:
- умение слушать и понимать эмоциональное состояние собеседника;
- умение договариваться с партнером, с начальством;
- аргументировано излагать свою позицию в конфликте;
- быть уверенным и не бояться агрессивного собеседника;
- адекватно выражать свою симпатию и доброжелательность;
- уметь вежливо отказать.
Педагогам важно владеть основами эффективного общения:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Что делать, если вы не согласны с позицией педагога (родителя) и хотели бы его переубедить, но не знаете, как сформулировать проблему?
Внимательно проанализируйте проблемы, с которыми сталкиваетесь или которые вас волнуют. Определите для себя: это конкретные учебные трудности – или общие (нечеткие, неясные) проблемы? Между моментом, когда вы их заметили, обратили на них внимание, и сегодняшним днем что стало хуже, сложнее и т.п.? Как пытались (не пытались) решить проблему? Что ждете от педагога (родителей)? Если это проблемы поведения, взаимодействия со сверстниками или другими педагогами, то какие именно, что считаете необходимым предпринять? В чем ваше несогласие (расхождение) с позицией педагога (родителей), есть ли у вас четкие аргументы преимущества вашей позиции? Возможен ли компромиссный вариант решения проблемы (плюсы и минусы вашей позиции, плюсы и минусы позиции собеседника)?
Понимая все это, выстроить разговор несложно, но нужно набраться терпения, последовательно излагая аргументы, плюсы, минусы позиции, возможные пути решения, слушая при этом собеседника и позволяя ему также использовать свои аргументы.
Если четких аргументов для подтверждения вашей позиции нет, не стоит начинать переубеждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов «Принципы эффективного взаимодействия педагогов с родителями»
Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информац...
Презентация Эффективное общение и взаимодействие педагогов с родителями по безопасности
работа с родителями по безопасности...
«Дистанционное обучение как эффективная форма информационных компьютерных технологий взаимодействия педагогов и родителей в педагогическом пространстве ДОУ»
В презентации описывается один из вариантов организации дистанционного взаимодействия участников педагогического процесса ДОУ - педагогов, родителе, руководства ДОУ. Представлен опыт по работе с родит...
Принципы эффективного общения педагога с родителями
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Но какие бы реформы, не пр...
Практический семинар для педагогов ДОУ. Эффективное взаимодействия педагогов с родителями посредством общения.
Развитие коммуникативной компетенции педагога - залог эффективного взаимодействия с родителями дошкольников....
Топ 10 книг,которые помогут выстроить здоровые отношения с детьми
Предлагаем вашему вниманию подборку книг, которые доступным языком расскажут о детстве и родительстве.Надеемся, что список будет вам полезен и вы найдете себе литературу по вкусу!А время, потраченное ...
Принципы эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Работа с сем...