Обучение сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему
Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память), возникает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре, она – их мир, их бытие…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-rol_igra_ml_vozr.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арнаутова Людмила Викторовна, учитель-дефектолог
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин» г.Саяногорск
Обучение сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста
«У ребенка есть страсть к игре и её надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть,
но и пропитать игрой всю его жизнь» А. Макаренко
В настоящее время в дошкольных учреждениях наблюдается тенденция приоритета обучения детей на занятиях, а это как следствие, отражается на том, что дошкольникам все меньше времени остается для игры и свободного общения детей друг с другом.
Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память), возникает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре, она – их мир, их бытие…
Игра дает ребенку возможность овладеть более широкой, непосредственно ему еще недоступной сферой предметной и социальной действительности, в которой действуют взрослые.
Сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.
Игра возникает на рубеже раннего и дошкольного возраста. Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с окружающими взрослыми, которые создают следующие предпосылки ролевой игры:
- использование ребенком в игре предметов- заместителей и называние их в соответствии с их игровым значением;
- овладение ребенком достаточно сложной организацией действий, в которых отражается логика действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей;
- овладение ребенком обобщенными действиями, которые отделены от конкретных предметов;
- наличие у ребенка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появление попыток назвать себя именем взрослого (мама, папа, шофёр и т.п.);
- приобретение ребенком относительной независимости от окружающих взрослых – носителей образных действий и проявление стремления самостоятельно действовать как они.
В структуре сюжетно-ролевой игры как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, тема, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал.
Для детей младшего возраста характерно то, что основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий. Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами, направленные на соучастника игры (например, «кормление» детей мамой, воспитателем). Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя ее четкое соблюдение значения не имеет. Роли не называются, и дети не называют себя именами людей, роли которых исполняют. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Дети играют по одиночке или рядом. Они охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра, как правило, кратковременна. Стимулом ее возникновения иногда становится игрушка или предмет- заместитель, ранее использованный ребенком в игре.
В младшем дошкольном возрасте уже основное содержание игры составляют действия с предметами, причем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Число действий увеличивается и выходит за пределы какого-либо одного вида. Нарушение последовательности действий фактически не принимается, но и не опротестовывается. Правило уже может победить в конфликте с непосредственным желанием. Возникает первое взаимодействие между участниками при использовании общей игрушки или направленности действия. Объединения кратковременны, малочисленны (2-3 ребенка). Основные сюжеты- бытовые . Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же- любимые.
В своей практической работе мы постарались выявить основные проблемы организации игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста. Результаты работы показали:
- из-за большого количества занятий, организационных мероприятий у детей недостаточно времени для игровой деятельности;
- используется ограниченное количество игр;
- воспитателям не хватает теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;
- в процессе наблюдения развитие сюжетной линии практически не происходит;
- игровые действия сводятся к простой манипуляции предметами, проигрыванию изо дня в день одного и того же сюжета;
- игра приобретает стимул лишь с появление новой игрушки;
- бытовые предметы в качестве воображаемых атрибутов дети использовать не могут.
Поэтому основное средство формирования игровой деятельности – обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими людьми ребенок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры. Процесс обучения дошкольников строится с учетом основных положений:
- Построение процесса обучения игре на основе системы дидактических принципов;
- Общность содержания обучения игре- отражение жизнедеятельности окружающих (игры «Семья», «Магазин»);
- Комплексный характер обучения игре – формирование системы знаний о жизни людей, их взаимоотношениях, обогащение социального и эмоционального опыта детей;
- Использование различных форм организации, методов и приемов процесса обучения игре, обеспечивающих формирование знаний, умений и навыков;
- Организация развивающей среды –необходимое условие формирования игровой деятельности детей.
Тесное взаимодействие с семьей лежит в основе нашей работы. На родительских собраниях, практикумах мы рассказываем родителям о важности сюжетно-ролевых игр, проводим тренинги, учим родителей играть со своими детьми дома. Большую помощь оказывают родители в обогащении развивающей среды группы. Когда родители осознают важность детской игры, видят с каким желанием ребенок идет в группу, они легче идут на контакт, активнее сотрудничают с воспитателями.
Для изучения игровых условий ребенка в семье мы составили специальную анкету для родителей. В результате анкетирования было выявлено следующее:
- Игровая база в большинстве семей достаточно богата и разнообразна. Но только отдельные родители принимают участие в играх детей, а при покупке новой игрушки, как правило, не задумываются о ее педагогической ценности и значимости
- Немногие мамы и папы смогли придумать, как использовать в игре бросовый материал (пластмассовые бутылочки, шерстяные перчатки и др.)
- Взрослые хорошо помнят игры своего детства, но с собственными детьми большинство в них не играет.
Оформляем специальные стенды, папки-передвижки, стенгазеты.
Примерные темы:
-Как организовать игровой уголок дома.
-Малыш начинает играть.
-Как обогащать игры детей.
-Детская игра и развитие личности.
-Может ли игра научить думать?
-Лечение игрой
Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимали все рекомендации, помогали нам воспитывать детей в игре.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра, как зеркало, отображает окружающий мир, и дает стимул для познания его детьми, а следовательно, всесторонне развивает ребенка. Мы считаем важным условием выполнения задач по организации и руководству с-р\ играми умелое руководство воспитателя и тесное взаимодействие с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Используемая литература:
- Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».-Ростов-на-Дону, 2006.
- Михайленко Н.Я.,Короткова Н.А. «Как играть с ребенком».-М.,1990.
- Михайленко Н.Я.,Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду».-М.,1997.
- Недоспасова В.А. «Растем играя».-М.,2002.
- Образцова Т.Н. «Ролевые игры для детей».-М.,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста. Очень нужный и полезный материал для воспитателей детских садов....
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста"
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста"...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста...
Картотека сюжетно - ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста
Памятка воспитателю...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста....
Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "
Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста.
сюжетно-ролевые игры...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Такая чудесная консультация!
Такая чудесная консультация!