Через игру - к правовому воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_o_pravovom_vospitanii.doc | 441.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 17 «Чебурашка» г.Омутнинска
Кировской области
«Через игру – к правовому воспитанию»
Выполнили воспитатели:
Анисимова Елена Сергеевна,
Вотинова Людмила Ивановна.
2013
Пояснительная записка
Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста является актуальной. В последнее время в СМИ очень часто извещают о фактах нарушения прав ребенка в семье и образовательных учреждениях. Сотрудники детского сада обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомить их с правами человека.
Методические рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме можно найти у следующих авторов: Голицыной Н.С, Дороновой Т.Н, Жуковой Р.А, Калининой Л.В. и других.
Цель данной разработки: способствовать правовому воспитанию дошкольников в процессе организации непосредственной образовательной деятельности.
Задачи:
- способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН о правах ребенка;
- способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, обеспечивающими социальную успешность ребенка.
Знания о правах ребенка включены в содержание работы по ознакомлению детей с социальной действительностью. В доступной форме мы знакомим детей с Конвенцией и закрепляем знания в процессе практической деятельности. Используя различные задания, игры – дидактические и подвижные, мы в доступной форме объясняем детям сложную тему, делаем процесс обучения интересным.
Новизна данной работы – заключается в том, что сценарий занятия составлен в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с широким использованием игровых методов и приемов.
Необходимыми условиями для реализации сценария данного занятия являются:
- Подготовка необходимого дидактического материала (карточек с буквами и цифрами, презентации с предметными картинками, иллюстраций и оборудования для выполнения аппликации и т.д)
- Организация пространства таким образом, чтобы ребенок мог свободно перемещаться по группе.
- Организация продуктивной деятельности в соответствии с темой занятия и поставленными целями.
- Предварительная работа по развитию фонематического слуха, умения выделять нужный звук в слове;
- Предварительная работа по знакомству с цифрами, буквами.
Трудоемкость заключается в создании условий для реализации сценария данного занятия.
В своей работе я использовала следующие методы и приемы:
- Метод монологического изложения при сообщении детям новых знаний.
- Диалогический метод (беседа с детьми, вопросы к детям).
- Игровые методы (дидактические игры, подвижная игра).
- Метод программированных заданий. Он заключается в подготовке материала путем «разбивки» его в форме заданий (всего предполагается 9 заданий);
- Алгоритмический метод (в практическом задании, при выполнении аппликации. Определяем последовательность выполнения работы).
- Методы поискового характера (поиск ответов, при выполнении различных заданий).
Структура занятия:
I часть: постановка проблемы, мотивация детей на занятие.
Воспитатель заинтересовывает детей своим рассказом о том, что она узнала о документе, в котором рассказывается о правах ребенка, записала название данного документа и хотела познакомить детей, но кто-то закрасил слово и прочитать его нельзя. Можно восстановить это слово, выполнив различные задания. Воспитатель просит помощи у детей.
II часть: основная.
Воспитатель предлагает детям различные задания, постоянно ставит перед детьми проблемы, мотивирует на деятельность. Последовательно выполняя задания, дети находят нужные буквы и выкладывают слово «Конвенция». Затем все вместе делают плакат (аппликация), находят для него место в группе. Опираясь на пиктограмму, закрепляют знания о правах ребенка.
III часть: рефлексия (дети дают оценку занятию, высказываясь о своем самочувствии, наличии интереса).
В своей деятельности опираемся на следующие принципы:
- принцип воспитательной и развивающей направленности, ведущей роли в развитии ребенка активного воспитательного воздействия взрослого.
- Принцип интеграции как принцип разностороннего развития личности (реализуем задачи нескольких образовательных областей).
- Принцип психологической комфортности – создаем атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества. Занятие проходит в русле совместной деятельности.
Порядок знакомства детей с правами определяется ходом занятия. Смена видов деятельности способствует поддержанию мотивации к деятельности, предупреждает утомление, позволяет выполнить задуманное до конца (игры дидактические и подвижная игра, продуктивная деятельность – рисование и аппликация, общение). В ходе занятия воспитатель учитывает интересы детей (например, спрашивает у детей, в какую игру они хотели бы поиграть), создает ситуации для проявления детьми инициативы (например, изобразить схему на пиктограмме, определить место для плаката).
Критерии результативности занятия:
- реализация поставленных целей и задач занятия;
- усвоение материала, наличие знаний о правах ребенка, что выясняется в процессе анализа занятия и рефлексии;
- наличие интереса у детей в течение всего занятия;
- проявление детьми в течение занятия активности и инициативы;
- дружеские взаимоотношения в процессе занятия.
Длительность занятия соответствует возрасту детей и определена СанПиН (30 минут).
Занятие для детей подготовительной к школе группы.
Тема: детям о Конвенции ООН по правам ребенка.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Тип занятия: – комбинированное (дается новый материал, и закрепляются знания детей);
Методы: игровые методы, метод программированных заданий, алгоритмический метод (в практическом задании), методы поискового характера.
Приемы: игры, вопросы к детям, загадки, зарисовка пиктограммы, наклеивание букв и иллюстраций на ватман.
Форма организации: групповая
Оборудование: мольберт; компьютерная презентация - кошка, коньки, конь, картинки – ножницы, нож, слон, барабан, телефон, конфета, иллюстрации цыпленка и курицы; карточки, на которых с одной стороны написаны буквы, с другой – цифры; ручки, индивидуальные карточки на каждого, с иллюстрациями на звук «И» (индюк, иголка); мяч для игры «Назови имя», лист бумаги большого размера для создания плаката, клей, кисти, небольшие иллюстрации, отражающие права ребенка, лист бумаги для составления пиктограммы.
Задачи:
- Дать детям знания о Конвенции ООН как о документе, защищающем права и свободы детей.
- Закрепить знание детьми цифр в пределах 10. Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию (пиктограмму).
- Закрепить умение находить место звука в слове. Закрепить знание детьми отдельных букв алфавита. Формировать умение читать.
- Способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Воспитывать чуткое отношение к окружающим.
Ход занятия:
Дети свободно располагаются около воспитателя.
Воспитатель: Дети, я хотела познакомить вас с одним документом, который рассказывает о правах ребенка. Чтобы не забыть, как он называется, я его записала, но сегодня, когда пришла в детский сад, увидела, что кто-то это слово закрасил карандашом. Вспомнить слово не могу, прочитать ничего не возможно! А вот права я запомнила! Может быть, нам выполнить задания и тогда мы узнаем, что это было за слово?! Вы согласны мне помочь?
1 Задание.
Воспитатель: посмотрите на экран и назовите, что вы видите (кошка, коньки, курица). Догадайтесь, чем похожи слова – кошка, коньки, курица? Не забывайте, что каждый из вас имеет право свободно выражать свои мысли!
Дети: Все они начинаются на один звук «К»
/На экране появляется буква «К»/
Воспитатель: Звуки обозначаются буквами. Чтобы у нас появилось название документа, нам нужно найти буквы и сложить из них слово. Вы молодцы, справились с заданием, первая буква - «Ка». Вы найдете ее за цифрой 1.
/Дети ходят по группе, ищут цифру 1/
Поставьте ее на мольберт. Чтобы нам не забыть право «свободно выражать свои мысли» обозначим его простым рисунком. Каким? Рисунок будут напоминать нам о праве свободно выражать свои мысли!
/ Можно просто нарисовать губки. Рисунок делает кто-либо из детей. Постепенно составляем пиктограмму – схему, которая при закреплении материала будет напоминать о правах/
2 задание.
Какой сказочный герой убежал от дедушки и бабушки?
Дети: колобок.
Воспитатель: Какой звук в слове «КОЛОБОК» встречается три раза?
Дети: Звук «О».
Воспитатель: буква «О» спряталась за цифрой 2. Найдете ее. Поставьте букву «О» за буквой «ка». Что у нас получилось?
Дети читают.
Ребята, а как вы думаете, почему с колобком случилось несчастье? Кто в этом виноват? Колобок, так же, как и все дети, имел право на заботу. Бабушка и дедушка, видимо, не достаточно заботились, если колобок убежал от них. А кто жестоко поступил с колобком? А вас не обижают? Если вас обижают – значит, нарушают ваши права. Что вы будете делать, если вас обидят?
Какой значок мы нарисуем, чтобы запомнить право на заботу?
/Можно нарисовать колобка. Рисует кто-нибудь из детей/.
3 задание
На экране предметные картинки. Назовите картинку, и определите, где находится звук «Н» - вначале, середине или конце слова (картинки - нож, носок, слон, барабан, телефон, книжка, конфета)
Нам нужно найти цифру 3 и поставить букву «Н» за буквой «О».
Выполняя это задание, мы с вами учились находить место звука в слове. Значит, вы имеете право на обучение.
Какой значок мы нарисуем, чтобы запомнить право на обучение?
/Можно нарисовать портфель в виде прямоугольника/.
4 задание. Отгадайте загадку:
Серый волк сидел в траве,
Волк - в траве под буквой... (В)
Нужно найти следующую цифру, какую? Какая буква спряталась за цифрой 4?
Ребята, вы обратили внимание, почему волк сидел в траве?
Ответы детей.
Наверное, у него нет такого права, какое есть у детей: право на жилье.
Какой значок мы используем, чтобы запомнить право на жилье?
/Можно нарисовать дом. Рисует кто-нибудь из детей/.
5 задание. А сейчас мы отдохнем и поиграем в подвижную игру. В какую игру вы хотели бы поиграть?
/Проводится подвижная игра по предложению детей/
Ребята, сейчас мы с вами еще одно правило реализовали. Всем это слово понятно? Реализовали, т.е. выполнили. Все люди, в том числе и дети, имеют право на отдых. Мы с вами играли, а значит и отдыхали. Найдите следующую цифру и поставьте нужную букву (Е).
Какой значок мы используем, чтобы запомнить это право?
/ Можно нарисовать солнышко, символ хорошего настроения. Рисует кто-нибудь из детей /
6 задание. Следующая буква повторяется и стоит в ряду букв третьей. Что это за буква? Найдите ее.
Дети: Это буква Н.
7 задание. Познакомимся со следующим правом, но сначала скажем скороговорку: цыпленок и курица пьют водицу на улице.
/Иллюстрация на экране. Скороговорку дети произносят хором и по одному/
О каком праве здесь можно говорить? О праве на обеспечение питанием.
Какую цифру нам нужно найти? Какая буква написана на другой стороне этой цифры? (Ц)
Каким значком обозначим право на питание?
/Например, можно нарисовать яблоко.
Дети делают следующую схему-рисунок/
8 задание.
(Воспитатель предлагает детям встать за столы, кто устал – сесть на стульчики).
Обведите картинки, слова которых начинаются на «и» (иголка, индюк). А что еще начинается на «И»? Оно дается всем детям при рождении? Вот мы назвали еще одно право – право на имя.
/Игра в кругу «Назовите: имена своих друзей, свое полное имя, имена родителей, имя музыкального руководителя»/
Найдите букву за цифрой 8, назовите ее, поставьте на свое место.
/Рисуют значок для пиктограммы/
9 задание.
Вот и все, мои друзья,
Нас встречает буква Я.
Нужно найти ее за цифрой 9.
Все буквы назвали, и слово прочитали – КОНВЕНЦИЯ. Правильно, это то слово, и тот документ, который я должна была вспомнить! Спасибо вам, ребята. А сейчас с помощью небольших рисунков – пиктограмм, вспомним, какие права есть у детей.
/Дети называют права, которые запомнили/
Хорошо бы нам запомнить это слово – КОНВЕНЦИЯ. Может быть, сделать плакат? При наклеивании букв будьте внимательными, чтобы получилось слово, их нужно наклеивать в определенном порядке.
/Дети подходят к столу, на котором находится клей, кисти, тряпочки – все необходимое для наклеивания. Часть детей находят фрагменты рисунков о правах детей и тоже наклеивают их на плакат. Во время выполнения детьми работы, воспитатель рассказывает о Конвенции по правам ребенка/.
Воспитатель:
«Конвенция» - это международный Договор, состоит из статей о правах ребёнка, о которых мы только что с вами говорили. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны. Так что, в любой момент, вам есть к кому обратиться и заявить о нарушении ваших законных прав!
Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли мне вспомнить слово. А вы его запомнили?
Дети: это слово - Конвенция.
Рефлексия. Поделитесь со мной вашим настроением. Было ли вам интересно на занятии? Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось на занятии?
Литература:
- Голицына Н.С, Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. М, Издательство Скрипторий, 2006
- Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. М., Творческий центр «Сфера», 2007
- Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду», №3.- 2008
Приложение
К | О | Н | В | Е |
Н | Ц | И | Я | |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 7 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по правовому воспитанию в детском саду.
Предложенные игры, помогут закрепить знания детей по правовому воспитанию: лучше усвоить статьи конвеции о правах ребенка....
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников"
В данной картотеке приведены некоторые дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Конвецией о правах ребенка.Это позволит детям в игровой форме легко освоить материал....
Дидактические игры по правовому воспитанию.
Приоритетным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста считается формирование чувства уверенности в себе, умение оцениватьсобственное мнение,адекватно оценивать себя и свою деятельн...
Дидактические игры по правовому воспитанию в детском саду.
Дать детям понятие о плохих поступках, уметь анализировать их, развивать у детей вежливость и предупредительность....
Дидактические игры по" Правовому воспитанию"
Дидактические игры в воспитание детей "Я ребенок, я имею право"...
Открытое мероприятие «Через игру - к правовому воспитанию»
В возрасте 3-4 лет у детей происходит кризис, который часто проявляется в виде капризов перед взрослыми. Порой им кажется, что родители, дети и окружающие не любят их, не понимают, не принимают таким,...
Сценарий мероприятия "Через игру- к правовому воспитанию"
Сценарий мероприятия по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста...