План по самообразованию
материал (старшая группа) по теме
Тема: «Развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ –технологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mun_samoobrazovanie.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
«ДЕТСКИЙ САД № 8»
План по самообразованию
Тема: «Развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ –технологии»
Воспитатель: Н.Л. Берестова
2013-2014 уч/г.
Тема: «Развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ –технологии»
Цели и задачи проекта.
Цель инновационного проекта - Проектирование непосредственно-образовательной деятельности, направленной на развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы средствами методики «Шаг в неизвестность» ТРИЗ - технологии.
Для решения заданной цели реализовать следующие задачи:
- Анализ примерной общеобразовательной программы «Детство» по формированию представлений о явлениях и процессах и методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы «Шаг в неизвестность».
- Механизм интеграции программы «Детство» и методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы «Шаг в неизвестность».
- Разработка технологической карты конструирования непосредственно-образовательной деятельности ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.
- Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (экспериментальный уголок в группе).
- Подбор методов и приемов, используемых в ознакомлении дошкольников с явлениями неживой природы.
- Подготовка консультативного материала для родителей по данной проблеме.
- Разработка картотеки дидактических игр, опытов, экспериментов.
Разработка мониторинга результатов ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.
Длительность работы над планом самообразования
Работа проводится в течение года, разделена на несколько этапов.
I этап – начальный (констатирующий) – июнь-сентябрь 2013 года.
II этап – основной (формирующий) – октябрь 2013 г. – апрель 2014
III этап – заключительный (контрольный) – май 2014г.
Начальный период предполагает изучение и анализ психолого-педагогических источников. Были определены методологические и теоретические основы опыта, обнаружена проблема, поставлена цель. Теоретический анализ литературы сочетался с практическим изучением состояния проблемы. На этом этапе были разработаны диагностические задания, создан проект.
Основной период - заключается в решении задач проблемы за счет создания педагогических условий, и предполагает использование приёмов ТРИЗ и РТВ, направленных на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Механизм внедрения методики «Шаг в неизвестность» в программу дошкольного образования «Детство».
Заключительная часть позволит проверить успешность выбранных методов, обобщить результаты и материалы опыта.
Перечень методов РТВ-ТРИЗ- технологии, используемый в работе с детьми:
1. Мозговой штурм
2. Круги Луллия
3. Морфологический анализ
4. Синектика
5. Типовые приёмы фантазирования
6. Системный анализ
Данная инновационная работа основывается на материалах
методики Т. Владимировой «Шаг в неизвестность», которые представляют собой практический материал по системному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду. Занятия рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого - седьмого года жизни. В программе первого года обучения предлагается изучить следующие темы:
№ | Старшая группа. | |
1. | Тепловые явления. | 2 |
2. | Трение. | 2 |
3. | Свойства воды. | 9 |
4. | Другие жидкости. | 2 |
5. | Время и его свойства[1]*. | 12 |
Литература:
Владимирова Т.В. «Шаг в неизвестность»
Выводы на перспективу:
На начальном этапе была разработана модель непосредственно-образовательной деятельности, ориентированной на развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ –технологии.
внедрение ТРИЗ -технологии (методика «Шаг в неизвестность»).
Разработаны и апробированы механизмы внедрения методики «Шаг в неизвестность» при организации непосредственно образовательной деятельности:
-создание картотеки дидактических игр по методике «Шаг в неизвестность», направленных на развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;
-конструирование технологической карты непосредственно-образовательной деятельности, позволяющей отразить содержание и интеграцию образовательных областей по развитию способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы.
Углубленная работа в данном направлении позволит выявить её эффективность. Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение.
Взаимодействие с родителями воспитанников (законными представителями) по развитию способности к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы.
Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование через страничку на Интернет сайте дошкольного образовательного учреждения, куда помимо общих рекомендаций по развитию способности к познавательно-исследовательской деятельности входит «Игротека» - подборка практических игр и опытов (экспериментов) с явлениями неживой природы в домашних условиях, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.
Работу с родителями я выстраивала постепенно через:
- Консультационные папки: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома», «Экспериментальная лаборатория».
- Открытый показ опытов с привлечением детей и родителей.
- Выступления на родительском собрании на тему «Детская лаборатория и занимательные опыты».
- Задания для родителей.
Организация взаимодействия с педагогами дополнительного образования, специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования) по развитию способности к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы строится на основе единого содержательно – технологического образовательного пространства.
- Анкетирование воспитателей.
- Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников».
- Семинар-практикум «Развитие творческого потенциала дошкольника в конкурсах и тематических неделях».
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
В ходе реализации проекта созданы методические продукты:
- модель непосредственно-образовательной деятельности, ориентированной на развитие способности к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;
- механизмы внедрения методики «Шаг в неизвестность» при организации непосредственно образовательной деятельности;
- картотека дидактических игр, экспериментов, опытов по методике «Шаг в неизвестность», направленных на развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;
- технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности, ориентированная на развитие способности к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;
- создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;
- определены критерии и показатели развития способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;
- разработан мониторинг результатов ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.
Литература.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
- Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я. – Ульяновск, 2001. – 108 с.
- «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000
- Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.
- Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
- Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. – М.: пед. общество России, 2005.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004.
- Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, № 1.
- Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...