План по самообразованию
материал (старшая группа) по теме

Берестова Наталья Леонидовна

 

 

 

Тема: «Развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ –технологии»

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mun_samoobrazovanie.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 8»

План по самообразованию

Тема: «Развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ –технологии»

                                                                                  Воспитатель: Н.Л. Берестова

2013-2014 уч/г.

Тема: «Развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ –технологии»

Цели и задачи проекта.      

Цель инновационного проекта - Проектирование непосредственно-образовательной деятельности, направленной на развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы средствами методики «Шаг в неизвестность» ТРИЗ - технологии.

Для решения заданной цели реализовать следующие задачи:

  1. Анализ примерной общеобразовательной программы «Детство» по формированию представлений о явлениях и процессах и методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы «Шаг в неизвестность».
  2. Механизм интеграции программы «Детство» и методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы «Шаг в неизвестность».
  3. Разработка технологической карты конструирования непосредственно-образовательной деятельности ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.
  4.   Создание  предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие  познавательно-исследовательской  деятельности детей старшего  дошкольного возраста (экспериментальный уголок в группе).
  5. Подбор методов и приемов, используемых в ознакомлении дошкольников с явлениями неживой природы.
  6.    Подготовка консультативного материала для родителей по данной проблеме.
  7. Разработка картотеки дидактических игр, опытов, экспериментов.

Разработка мониторинга результатов  ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.

Длительность работы над планом самообразования

Работа проводится в течение года,  разделена на несколько этапов.

I этап – начальный (констатирующий) – июнь-сентябрь 2013 года.

II этап – основной (формирующий) –  октябрь 2013 г.   – апрель 2014

III этап – заключительный (контрольный) – май 2014г.

Начальный период предполагает изучение и анализ  психолого-педагогических  источников. Были определены методологические и теоретические основы опыта, обнаружена проблема, поставлена цель. Теоретический анализ литературы сочетался с практическим изучением состояния проблемы. На этом этапе были разработаны диагностические задания, создан проект.

Основной период  -  заключается в решении задач  проблемы за счет  создания педагогических условий, и предполагает  использование  приёмов ТРИЗ и РТВ, направленных на развитие  творческого воображения у детей  дошкольного возраста.

Механизм внедрения методики  «Шаг в неизвестность» в программу дошкольного образования «Детство».

Заключительная часть позволит  проверить успешность выбранных методов, обобщить результаты и  материалы опыта.

 Перечень методов  РТВ-ТРИЗ- технологии,  используемый в работе с детьми:

1. Мозговой штурм

2. Круги Луллия

3. Морфологический анализ

4. Синектика

5. Типовые приёмы фантазирования

6. Системный анализ

Данная инновационная работа основывается на материалах

методики Т. Владимировой «Шаг в неизвестность», которые представляют собой практический материал по системному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду. Занятия рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого - седьмого года жизни. В программе первого года обучения предлагается изучить следующие темы:

Старшая группа.

1.

Тепловые явления.

2

2.

Трение.

2

3.

Свойства воды.

9

4.

Другие жидкости.

2

5.

Время и его свойства[1]*.

12

Литература:

Владимирова Т.В. «Шаг в неизвестность»

Выводы на перспективу:

На начальном этапе была разработана модель непосредственно-образовательной деятельности, ориентированной на развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы на основе методов и приемов ТРИЗ –технологии.

внедрение ТРИЗ -технологии (методика «Шаг в неизвестность»).

Разработаны и апробированы механизмы внедрения методики «Шаг в неизвестность» при организации непосредственно образовательной деятельности:

-создание картотеки  дидактических игр по методике «Шаг в неизвестность», направленных на развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;

-конструирование технологической карты непосредственно-образовательной деятельности, позволяющей отразить содержание и интеграцию образовательных областей по  развитию способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы.

   Углубленная работа в данном направлении позволит выявить её эффективность. Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение.

Взаимодействие с родителями воспитанников (законными представителями)  по развитию способности к познавательно-исследовательской деятельности  неживой природы.

 Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование через страничку на Интернет сайте дошкольного образовательного учреждения, куда помимо общих рекомендаций по развитию способности к познавательно-исследовательской деятельности входит «Игротека» - подборка практических игр и опытов (экспериментов) с явлениями неживой природы в домашних условиях, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.

Работу с родителями я выстраивала постепенно через:

  • Консультационные папки: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома», «Экспериментальная лаборатория».
  • Открытый показ опытов с  привлечением детей и родителей.
  • Выступления на родительском собрании на тему  «Детская лаборатория и занимательные опыты».
  • Задания для родителей.

Организация взаимодействия с педагогами дополнительного образования,  специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования) по развитию способности к познавательно-исследовательской деятельности  неживой природы строится на основе единого содержательно – технологического образовательного пространства.

  • Анкетирование воспитателей. 
  • Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников».
  • Семинар-практикум «Развитие творческого потенциала дошкольника в конкурсах и тематических неделях».

Ожидаемые результаты и социальный эффект.

 В  ходе реализации проекта созданы методические продукты:

- модель непосредственно-образовательной деятельности, ориентированной на развитие способности к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;

- механизмы внедрения методики «Шаг в неизвестность» при организации непосредственно образовательной деятельности;

- картотека  дидактических игр, экспериментов, опытов по методике «Шаг в неизвестность», направленных на развитие способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;

- технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности, ориентированная на развитие способности к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;

     - создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая развитие  способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;

- определены критерии и показатели развития способности детей дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности неживой природы;

    - разработан мониторинг результатов  ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.

Литература.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.    М.,1991.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
  3. Владимирова Т. В.  Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я.  – Ульяновск, 2001. –  108 с.
  4. «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000
  5. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.
  6. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
  7. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.
  8. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. – М.: пед. общество России, 2005.
  9. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004.
  10. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, № 1.
  11. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.
  12.  Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...