Основные требования к организации театрализованных игр в ДОО
консультация (старшая группа) по теме

Потриденная Ольга Владимировна

Самый короткий путь к эмоциональному развитию ребёнка, снятия зажатости, раскрепощения, научить чувствовать и развить художественное воображение и фантазию - это игра! А если игры ещё имеют театрализованную основу, то эффект будет достигнут быстрее и надолго останется в душе и воспоминаниях ребенка. Всем известно, что дети любят играть!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные требования к организации  театрализованных игр

  1. Содержательность и разнообразие тематики.
  2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  3. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
  5. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
  6. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова).

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Используемая литература

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-МТворческий центр., 2009.
  3. Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников.-М., 1990.
  4. БуренинаА.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.
  5. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ Под ред.В.С.Клюева, Н.А. Яковлева.- М., 1989.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
  7. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб.научных трудов.-М.1992.
  8. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2.
  9. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.
  10. Зверева О.Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.
  11. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989.
  12. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
  13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
  14. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.
  15. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание.-1989.-№1
  16. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.
  17. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников//Игра дошкольника/Под ред. С.Л.Новоселовой.- М., 1989.
  18. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя» -2008.
  19. Экки Л. Театрально-игровая деятельность//Дошк.воспитание, 1991.-№7

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Основные требования к организации среды"

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое ...

Презентация «Основные требования к организации и проведению утренних зарядок»

Познакомить родителей с основными требованиями к организации и проведению утренних зарядок....

"Основные требования к организации РППС"

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДООсновные требования к организации среды....