Сказка о Весёлом Язычке
учебно-методический материал по теме

Зарубина Ольга Павловна

Сказка о Весёлом Язычке

или

Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?

Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих - не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь Ваш малыш слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слу­шать записи сказок в исполнении профессиональных артистов... Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бы­вает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как с взрослым.

Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целе­направленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной Ваших проблем, расска­жите ребенку «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упраж­нения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.

Сказка о (Веселом яязычке.)

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был до­мик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем за­крыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воз­духом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять от­крытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать та­кое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А те­перь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза.) В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, дос­таточно быстро) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение так­же удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потол­ка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Ддвижение должно вы­полняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул... (Уп­ражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз {ребенок должен знать

объеме), почувствовал, что стало холоднее, и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

 

 

Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него, так называемого фонематического ослуха- I ха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между зву­ками русского языка, например, между с и ц, р и л. Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».

Па - пя - па. Ди - ди - ды... и т.п. Мама мыла Милу мы­лом.

 

Бо - по - бо. Ту - ду - ду. Почка-бочка. Год-кот.

Дочка-точка-дочка.

 

Ра - ла. Лу - ру - лу. Рожки-ложки. Лак-рак-лак.

 

- Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь го­ворить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной! направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном

Проверяется способность различать твердые и мягкие соглас­ные.

Проверяется способность различать звонкие и глухие соглас­ные.

Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные.

Проверяется способность различать звуки.

Если ребенок не может повторить правильно, из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а где мыло, где лак, а где рак. Итак, Вы протестирова­ли ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобраз­ный «букет» из всех трех. Что делать дальше? Если Вашему ребенку уже исполнилось пять лет, быстренько хватайте его под мышку и бегите к ближайшему логопеду. Если ему нет еще четырех - не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в норму. А если Вашему чаду от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения.

Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный ха­рактер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточ­но выработана и прочна,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка о весёлом язычке"

Артикуляционная гимнастика...

Сказки о весёлом Язычке

Картотека сказок  о весёлом Язычке....

"Сказка о весёлом язычке"

Жил да был веселый язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это Рот. Вот какой домик интересный был у нашего веселого язычка. Чтобы он не выбегал, дом...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе сказка о "Весёлом язычке"

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе сказка о "Весёлом язычке"...

Артикуляционная гимнастика "Сказка о весёлом язычке"

Артикуляционная гимнастика для детей от 4 до 7 лет "Сказка о весёлом язычке"...

Буклет " Сказка о Весёлом язычке"

Артикуляционная гимнастика....