Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе
материал по теме

Сычёва Екатерина Сергеевна

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

Что скажет мама?

Воспитатель задает ситуацию. Дети определяют, что скажет мама в данном случае.

-Малыш не спит. Мама скажет: ложись на бочок, закрывай глазки, спи, мой родной.

-Сын испачкался.

-Папа подарил цветы.

-Дочка помыла посуду.

-Сын получил двойку.

-Дочка не хочет кушать.

-Сын обидел девочку. И т. д.

Волшебные слова.

В гости к детям приходит невоспитанный волк. Воспитатель предлагает детям научить волка, как себя вести:

-если толкнул, скажи… .извини, пожалуйста.

-если угостили, скажи… .спасибо.

-если уступили место, скажи… .благодарю.

-встретил, скажи… .здравствуй.

И т. д.

Ласковые, нежные слова.

У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек.

-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.

Достаньте спичку и назовите хорошее слово.

Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.

Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.

Гласные – согласные.

Детей делят на две команды. У каждой команды коробка: у одной для гласных звуков, у другой для согласных.

Из общей коробки дети находят нужный им звук и несут своей команде

Побеждает команда, которая не ошибется и выполнит задание первой.

Кто быстрее сложит слово.

На карточках написаны слова. У детей карточки с буквами.

Ребенок должен по образцу собрать нужное слово.

Усложнение: детям дается набор букв, составляющих слово. Дети должны собрать слово, расположив карточки прочитать слово.

Вопрос – ответ.

Дети выбирают ведущего. Он бросает мяч детям и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч и отвечает полным предложением.

Вопрос: - Когда дети спят?

Ответ: - Дети спят ночью.

Однословный ответ считается неправильным и не принимается.

Ведущий меняется считалкой.

Хлопни, сколько слогов в слове.

Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.

Мак – 1 хлопок

Нора – 2 хлопка

Собака – 3 хлопка

И т. д.

Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно.

Где мы были – как нам было?

Воспитатель предлагает рассказать Петрушке, где они были и как им было.

- Где мы были?

- В театре.

- Как нам было?

- Интересно, смешно, уютно, замечательно.

Используются места: лес, озеро, море, детский сад, гости, на празднике, в кинотеатре, зима, парк и т. д.

Сосчитай слова в предложении.

- Что такое предложение? Из чего оно состоит?

Посчитайте сколько слов в предложении, которое я назову.

Дети считают слова и говорят воспитателю.

Можно использовать для ответов карточки с цифрами или схемами предложений.

Назови слова с нужным звуком.

Воспитатель называет 3 слова и звук. Ребенок должен назвать слово с заданным звуком.

Шут, жук, шар. Звук – а .

Ответ: шар.

Можно дать задание самостоятельно придумать слово с нужным звуком

Звук - Н : нос, окно, носки, машина и т. д.

Чего не стало.

Воспитатель говорит слова, дети говорят, чего не стало.

Игла – не стало… иглы.

Мяч – не стало… .мяча.

Дом – не стало… .дома.

Кукла – не стало… куклы.

Яблоко – не стало… яблока.

Лошадь – не стало… лошади.

Сахар – не стало…. сахара.

Конфета – не стало…. конфеты и т. д.

Раз, два, три нужный звук ко мне приди!

Воспитатель предлагает детям быть тем звуком, с которого начинается его имя.

Звук А – это Аня, Антон, Алена.

Звук К – это Катя, Кирилл, Коля и т. д.

- Раз, два, три звук А ко мне приди!

Подходят дети, чьё имя начинается с названного звука, а остальные стоят.

Н

арисуем портрет.

Дети по очереди становятся художниками. Художник описывает кого-то из детей, а все отгадывают, чей это портрет.

План описания:

- мальчик или девочка

-цвет волос

-цвет глаз

-какой нос, губы, уши

Если дети не догадались, добавить описание одежды.

Придумай концовку рассказа.

Воспитатель предлагает придумать концовку небольшим рассказам.

Например:

В нашем дворе живет большая собака. Однажды она нашла кость и стала ее грызть. В этот момент к собаке подошел маленький котенок. Что было потом?

Варианты ответов: собака бросила кость и погналась за котенком, собака понюхала котенка и стала дальше грызть кость, собака прогнала котенка и т. д.

Почему так называют?

Воспитатель называет сложные слова и предлагает детям объяснить, что они значат.

Пылесос – пыль сосет

Самолет – сам летает

Самокат – сам катает

Мясорубка – мясо рубит

Огнетушитель – огонь тушит

Овощерезка – овощи режет

Чеснокодавка – чеснок давит и т. д.

Найди звук.

Воспитатель показывает детям предметы и просит назвать:

-Что это?

-Огурец.

-Есть ли в слове огурец звук РЬ

-Да.

Воспитатель может называть звук, которого нет в данном им слове, тогда дети должны дать отрицательный ответ.

Воспитатель поправляет, если дети путают мягкий и твердый звук.

Что значит слово.

Воспитатель называет слово, а дети говорят, что оно значит:

Аня – имя девочки

Петров – фамилия

Стол – предмет мебели

Сыр – продукт питания

Сок – напиток из фруктов

Жучка – кличка собаки

Сосна – название дерева

Новый год – название праздника

Суббота – день недели и т. д.

Коза – стрекоза

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово похожее по звучанию:

Коза – стрекоза

Чашка – ромашка

Кошка – лукошко

Сук – барсук

Шина – машина

Жар – пожар

Ложка – дорожка

Оса – коса и т. д.

Звук – слог – слово.

Воспитатель произносит звук, дети придумывают слог, а только потом слово с этим слогом:

С – со – колесо

П – по – полено

Н – на – машина

К – ку – кузов и т. д.

Слог может быть в любом месте придуманного слова.

Дом – домище.

Воспитатель говорит:

-Я назову вам слово, а вы найдите к нему такое слово, чтобы этот предмет стал огромным.

Дом – домище

Рука – ручище

Сапоги – сапожищи

Волк – волчище

Медведь – медведище и т. д.

Можно играть наоборот: стол – столик, дуб – дубочек, река – речка, туча – тучка и т. д.

Это правда или нет?

Дети угадывают, чего на свете не бывает:

-Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

-Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

-Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

-А зимой среди ветвей «га-га-га! » - пел соловей.

-Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Затем дети сами придумывают небылицы и путаницы, а другие дети их распутывают.

Найди другое слово.

Воспитатель называет слова, а дети придумывают слова противоположные по смыслу:

Длинный – короткий

Мягкий – твердый

Легкий – тяжелый

Тонкий – толстый

Сильный – слабый

Храбрый – трусливый

Здоровый – больной и т. д.

Назови одним словом.

Воспитатель предлагает послушать выражения и заменить их на одно точное слово:

Груз, имеющий большой вес …. тяжелый

Работа, требующая много труда…. трудная

Дело, которое нужно сделать… .нужное

Очень трудный день… .нелегкий

Ребенок, который не слушается…. проказник

Профессия, связанная с риском… опасная и т. д.

Учимся рассуждать.

Детям предлагаются картинки – небылицы.

Например: летом мальчик в зимнем костюме катается на лыжах, зимой дети собирают грибы, цыплята плавают в воде с уткой и т. д.

- Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно.

Что надо изменить?

Используйте слова во-первых, во-вторых, чтобы все поняли последовательность ваших рассуждений.

Закончи фразу.

Подушка мягкая, а скамейка…. жесткая.

Пластилин мягкий, а камень…. твердый.

Ручей мелкий, а речка… глубокая.

Ягоды смородины мелкие, а клубники…. крупные.

Кашу варят густую, а суп… .жидкий.

Лес бывает густой, а бывает… .редкий.

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду… .сухая.

Покупаем картофель сырой, а едим…. вареный.

Купили хлеб свежий, а он стал… .черствый.

Летом едим огурцы свежие, а зимой… соленые.

Составь рассуждение.

Воспитатель дает тему для рассуждения. Дети рассуждают, используя слова: вот потому, потому что, в связи с этим и др.

Осенью зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. они играли и веселились. На Новый год зайка решил пригласить друзей в гости, но никого не нашел. Почему?

Потому что медвежонок зимой впадает в спячку, гусеница прячется под кору и т. д.

Ждем гостей.

Воспитатель говорит детям, что к ним придут гости предлагает ответить на вопросы:

Как будем накрывать на стол?

В чем будем подавать сахар? (конфеты, соль, масло, хлеб, салфетки)

Из чего будем поить и кормить гостей?

Что приготовим на ужин?

Как будем веселиться?

В какую игру предложим поиграть?

Как будем прощаться?

На ударном слоге – хлопни!

Дети вспоминают, что есть безударные слоги и ударные.

Затем называет слово, а дети повторяют его и на ударном слоге хлопают.

Примерные слова:

Машина, колесо, лошадка, нора, дерево, кукла, паровоз, самолет, окно, дырка, небо, мак, кот, парашют, кино, мяч, цветок, самокат, кольцо, дом, книга, таракан, собака, кошка, грузовик, медведь, зайчик, лиса, крокодил, телевизор и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи детей подготовительной группы с ОНР.

В материале перечислены несколько игр по развитию речи, в которые с детьми с ОНР  может поиграть педагог. Приведённые игры имеют полное описание и примеры выполненных заданий....

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе.

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе....

дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

Данный материал будет полезен при планировании и проведении дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ...