АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С.МАКАРЕНКО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
статья по теме
Как бы человек успешно ни закончил
педагогический вуз, как бы он ни был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не
будет хорошим педагогом».
А.С. Макаренко
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г.Саяногорск
детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»
Подготовила: воспитатель 1 кв. категории,
МБДОУ №20 «Дельфин»
г. Саяногорска
Закутилина Валентина Дмитриевна
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С.МАКАРЕНКО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
«Умение воспитывать – это всё-таки искусство,
такое же искусство, как хорошо играть на
скрипке или на рояле, хорошо писать картины,
быть хорошим фрезеровщиком или токарем…
Беда искусства воспитания в том, что научить
воспитывать можно только в практике на примере…
Как бы человек успешно ни закончил
педагогический вуз, как бы он ни был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом».
А.С. Макаренко
Безусловно, в последние годы изменяются условия функционирования дошкольных учреждений, предъявляются новые требования. Но гениальность педагогики Макаренко как раз в том, что она всегда современна, ибо не может быть несовременной жизненно-ориентированная педагогика, приоритетом которой является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом.
Работа с детьми, само педагогическое мастерство воспитателя есть нравственно ответственное дело, которое требует от каждого педагога овладения активными методами воспитательного действия – педагогической технологией. Под этим термином А.С. Макаренко понимал систему педагогических умений, которые помогают воспитателю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в работе. Педагогическая техника помогает педагогу через то, что видят и слышат воспитанники, донести до них свои мысли и душу. Эта технология обеспечивает реальное взаимодействие педагога с детьми и окружающим миром посредством воспитательного искусства.
Придерживаясь положения о целостности процесса воспитания детей и о единой логике применяемых средств, Макаренко сделал следующие выводы.
Во-первых, «никакое средство не может быть объявлено постоянным, всегда полезным и действующим всегда одинаково точно».
Во-вторых, «никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним».
Следовательно, необходимы не отдельные средства, а система методов и средств, разработанная сообразно с целями воспитательной работы, которые применяются на практике, довольно много. Рассмотрим некоторые из них.
- Педагогическое проектирование
Педагогическое проектирование – это необходимый начальный момент в организации воспитательного процесса, чтобы управлять развитием того или иного социального процесса, необходимо иметь обоснованный проект его будущего состояния или того возможного варианта развития процесса, который обеспечит данное состояние.
Проектирование своей деятельности является фундаментальной способностью современного педагога-профессионала.
Способность педагога к проектированию своей деятельности проявляется в следующих умениях:
• выделение наиболее существенных элементов своей педагогической деятельности и построение её модельного (концептуального) образа;
• фиксация собственных профессионально - деятельностных проблем;
• постановка личных образовательных целей и задач;
• соотнесение собственных педагогических средств (приёмов, методов) с текущими и перспективными педагогическими задачами и конструирование недостающих;
• объективация критериев эффективности своей педагогической деятельности.
- Детско-взрослая общность
Коллектив как сообщество не создаётся произвольно. Это целесообразный процесс объединения людей для совместной выработки и реализации законов, традиций, ценностей и смыслов жизнеустройства. В условиях организованного коллектива ребёнок становится активным субъектом происходящих процессов. Субъектно-активная позиция как бы связывает воедино и межличностные отношения, и деятельность, и целевые установки, создавая в общности вполне определённый стиль жизни, его психологическую атмосферу, имеющую самостоятельную реабилитационно-воспитательную ценность. В этой организованности есть процессы и явления, которые определяют нравственность человека и его поведение.
Организуя детско-взрослую общность как единый коллектив, важно не только понять саму идею, но и сохранить всё лучшее, что востребовано временем и действенно.
- Наказание, которое воспитывает
«Вопрос о наказании – один из сложных, трудно решаемых вопросов педагогики. Сколько существует педагогика, столько она пытается обойтись без наказаний, и столько у неё это не получается. Нет ничего проще – доказать, что без наказания педагогика невозможна. Но пока педагогика пытается этот тезис доказать, она остаётся педагогикой настоящей. И любой настоящий педагог находится в состоянии мучительного нравственного размышления: когда, в каких обстоятельствах я имею право на наказание и имею ли я его вообще? Потому что у настоящего педагога наказание – это не педагогическая техника, не педагогический приём. Это точка предельного испытания его апедагогической философии». Такое вступление сделала газета«Первое сентября» (2004) пригласив читателя принять участие в разговоре по теме: «Может ли наказание быть воспитательным средством?».
- Педагог как воспитатель-профессионал
Каждый растущий человек уникален и неповторим , в каждом заложены природой потенциальные возможности и способности к продуктивному личностному росту, для каждого они своеобразны и отличаются разными свойствами психики.
Суметь найти ключ к его тайне – не только долг, но и поистине святое предназначение педагога-воспитателя.
«Что делает нас понятными или непонятными в стремлении к радости совместных с детьми открытий? «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас и слушает вас», - писал А. С. Макаренко.
Умение говорить правильно и выразительно, умение жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношения, умение управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяет успешность педагогического взаимодействия.
В детский сад приходят дети со своими интересами, характерами, не похожие друг на друга. Нужно понять каждого из них, разгадать загадку его своеобразия и дать этому своеобразию развиться. Педагоги должны не только воспитывать личность, но и развить индивидуальность. В свою очередь, не бойтесь быть загадкой и для них, чтобы дети могли разгадывать вас каждый день. Пусть в вашем саду будет смех, пусть ребятишки сидят в той позе, в какой им удобнее думать. Педагоги должны воспитывать порядочных и раскованных людей, способных высказывать своё мнение. Нужно впустить в детский сад искусство, пробудить в каждом ребёнке будущих Чайковского, Рахманинова, Репина.
Важно уважать детей, быть ради них красивыми. Не стесняйтесь подкраситься подойти к зеркалу, поправить прическу. Пусть маленькие человечки учатся у вас аккуратности. Будьте всегда самими собой и добивайтесь того же от детей, не ломайте в ребёнке душу, не делайте из него слугу и только слепого исполнителя вашей воли.
В последние годы мы всё более остро ощущаем тревогу по поводу нравственного состояния нашего общества и духовного мира человека.
Для того, чтобы противостоять натиску бездуховности и безнравственности, нам необходимо предпринять срочные меры.
Сейчас назрела необходимость осваивать далее педагогическое наследие А.С. Макаренко не только как сложную, цельную, открытую и развивающуюся систему, но и как метод педагогического мышления и действия. Это наследие поистине неисчерпаемо. Каждое время будет открывать в нём новые стороны и глубины. Нам необходимо уже сегодня воссоздать подлинный образ замечательного педагога, преодолеть упрощённо-обыденное и извращённое представление о нём.
Литература
- Гмурман В.Е. Научное наследие А.С. Макаренко и задачи педагогического образования // Сов. педагогика, 1981, №3. (интернет)
- Слово об учителе и о себе: к 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко / Сост. Морозов В.В., - Электросталь, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные аспекты подготовки детей обучению к школе в условиях детского сада
Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться.» ...
Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада.
Наш опыт показывает . Двигательная активность детей ,оптимальна в том случае, когда ее основные параметры(объём, продолжительность , интенсивность)соответствует индивидуальным особенностям каждого реб...
Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада».
Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада»....
«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...
«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...
План самообразования на тему "Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2015-2016 учебный год....