ПРОЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МАТЕРЯМИ И СЫНОВЬЯМИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
рабочая программа (старшая группа) по теме

Косыгина Анна Сергеевна

Существует потребность в психолого-педагогической помощи мальчикам старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей,

однако недостаточно выделены особенности взаимоотношений матерей и сыновей старшего дошкольного возраста в неполных семьях,

отсутствуют специальные коррекционные программы, направленные на улучшение взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях.

 

Нами был разработан проект коррекционной программы, направленный на улучшение эмоционального состояния мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей, стабилизацию самооценки, а также на формирование гармоничных взаимоотношений между матерями и сыновьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nepolnye_semi.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа-интернат № 357 среднего (полного) общего образования с углублённым изучением

физической культуры Приморского района Санкт-Петербурга

«Олимпийские надежды»

Дошкольное отделение

ПРОЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МАТЕРЯМИ И СЫНОВЬЯМИ В НЕПОЛНЫХ  СЕМЬЯХ

Выполнен:

Говорковой Анной Сергеевной

Санкт-Петербург

2011

Актуальность программы. 

Как известно, семья является основной социальной ячейкой общества. Именно в семье (а уже потом в ДОУ, школе и т.д.) происходит формирование личности ребенка. В семье ребенок получает первые навыки взаимоотношений с окружающими людьми, на основе которых впоследствии строит свою семью. Именно поэтому так важно, чтобы семья была благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является ли семья полной или неполной. К сожалению, во всем мире, в том числе и в нашей стране, растет число детей, воспитывающихся в ситуации неполной семьи. И, хотя не все полные семьи могут считаться благополучными, наличие в семье обоих родителей дает возможность ребенку увидеть правильную модель семейных взаимоотношений. Особенно для мальчиков важно увидеть модель поведения мужчины в семье для того, чтобы в будущем самому правильно выбрать способ общения и поведения.

Проблеме взаимоотношений матерей и сыновей в неполных семьях уделяли внимание такие исследователи, как Гурко Т.А., Захаров А.И., Кон И. С., Нухова М.В., Пикхарт К.Е., Фигдор Г., Целуйко В.М., Шнейдер Л.Б., Эйдемиллер Э. Г. и др. Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы можем отметить, что неполные семьи имеют следующие особенности во взаимоотношениях между матерями и сыновьями старшего дошкольного возраста: излишняя матерей к сыновьям; частое применение наказаний матерей к сыновьям; чрезмерная требовательность матерей к сыновьям; гиперопека матерей к сыновьям; инверсия воспитательных ролей.

Нами было обнаружено следующее противоречие по изучаемой теме: существует потребность в психолого-педагогической помощи мальчикам старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, однако недостаточно выделены особенности взаимоотношений матерей и сыновей старшего дошкольного возраста в неполных семьях, отсутствуют специальные коррекционные программы, направленные на улучшение взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях.

В констатирующем эксперименте мы выявляли особенности взаимоотношений в между матерями и сыновьями в неполных семьях, при чем для более яркого окраса данных особенностей мы сравнивали полные и неполные семьи. По результатам констатирующего эксперимента оказалось, что уровень самооценки у мальчиков старшего дошкольного возраста чаще занижен, уровень требовательности матерей к сыновьям в неполных семьях в большинстве случаев завышен, матери из неполных семей часто применяют наказания к сыновьям, в ряде случаев в неполных семьях встречается инверсия воспитательных ролей. Нами была проведена статистическая обработка данных, направленная на выявление достоверности различий между полными и неполными семьями. Оказалось, что достоверными являются следующие различия: страх наказания  со стороны матери у мальчиков; нарушение полоролевой идентификации; уровень требований матерей к сыновьям; частота наказаний матерей к сыновьям; строгость санкций за нарушение требований ребенком.

По результатам теоретического анализа литературы и констатирующего эксперимента нами был разработан проект коррекционной программы, направленный на улучшение эмоционального состояния мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей, стабилизацию самооценки, а также на формирование гармоничных взаимоотношений между матерями и сыновьями.

Цель. Улучшение эмоционального состояния мальчиков старшего дошкольного возраста в неполных материнских семьях и улучшение эмоциональных связей между матерью и ребенком.

Задачи:

  1. Осуществить психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросу важности учета особенностей взаимоотношений в неполных семьях.
  2. Создать условия для улучшения эмоциональных отношений между матерью и ребенком.
  3. Предоставить возможность осознать новые варианты взаимоотношений.
  4. Помочь понять причины непродуктивности взаимоотношений
  5. Создать благоприятную атмосферу для снятия эмоционального напряжения у ребенка
  6. Помочь ребенку стабилизировать самооценку

Теоретическая база. Программа основана на теоретических взглядах современных психологов: Целуйко В.М., Фигдор Г., Алексеева Е.Е., Шнейдер Л.Б., Эйдемиллер Э.Г. и др.

Принципы в реализации программы.

В качестве принципов коррекционной работы мы использовали следующие принципы:

  • учет индивидуальности каждого ребенка;
  • открытого выражения чувств (побуждение ребенка к спонтанному выражению своих чувств).
  • активности;
  • соблюдение принципа адресности (подразумевает обращение к конкретной аудитории с учетом уровня физического и психического развития, социального и культурного уровня, и т.д.)
  • добровольности участия (играть и заниматься без принуждения, по желанию);
  • конфиденциальности

Методы верификации программы: исследование результативности программы проводится до начала курса игровой терапии и по его итогам путем сравнительного анализа результатов.

Адресат:

  1. Подгруппы детей (6-8 человек), куда включаются мальчики старшего дошкольного возраста из неполных семей
  2. Подгруппы матерей (6-8 человек), воспитывающих сыновей в ситуации неполной семьи
  3. Матери с сыновьями из неполных семей (1-4 семей)

Коррекционная программа рассчитана на 12 встреч. Для повышения эффективности программы занятия должны проходить 1-2 раза в неделю.

 Коррекционная программа включает в себя 4 этапа:

1 этап – консультация с матерями сыновей из неполных семей

2 этап – проведение занятий с мальчиками из неполных семей на снятие эмоционального напряжения

3 этап – проведение занятий, направленных на повышение уровня самооценки у ребенка

4 этап – проведение семейной балинтовской группы, направленной на стабилизацию взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях.

Тематический план коррекционной программы

        

Содержание

Время

Общее время

Этап 1. Цель: информирование матери ребенка о возможных трудностях в воспитании ребенка в неполной семье.

1 занятие. Консультация с матерью ребенка об основных проблемах во взаимоотношениях.   Информирование матери об основных проблемах во взаимоотношениях между матерью и ребенком в неполной семье.

30-40 мин.

30-40 мин.

Этап 2. Цель: снятие  эмоционального напряжения у ребенка

2 занятие. 

Цель: повышение уверенности у ребенка

  • «Мышь и мышеловка»
  • «Кораблики»
  • «Качели»
  • «Неваляшка»
  • «Соломинка на ветру»

10 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

10 мин.

35 мин.

3 занятие.

Цель: снятие состояния эмоционального дискомфорта

  • «Походки». Автор Леви В.
  • «Послушай»
  • «Мои эмоции»
  • «Покажи настроение»

5 мин.

5 мин.

10 мин.

15 мин.

35 мин.

4 занятие.

Цель: снятие эмоционального напряжения

  • «Ролевая гимнастика»
  • «Волшебный сон»
  • «Театр зверей»
  • «Мимическая гимнастика»
  • «Покажи настроение»

10 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

35 мин.

Этап 3. Цель: повышение уровня самооценки у ребенка

5 занятие.

Цель: помочь ребенку увидеть положительные стороны в себе

  • «Я»
  • «Что мне нравится в тебе?»
  • «Что я умею делать хорошего?»
  • «Я король!»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

6 занятие.

Цель: повышение уровня самооценки

  • «Главная роль»
  • Рисование на тему «Я победитель»
  • «Пожелания»
  • «Мой подарок для тебя!»

5 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

35 мин.

7 занятие.

Цель: повышение уровня самооценки

  • «Я»
  • «Главная роль»
  • «Я король!»
  • «Пожелания»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

10 мин.

25 мин.

Этап 4. Цель: улучшение взаимоотношений между матерями и сыновьями

8-12 занятия. Проведение семейной балинтовской группы.

Цель: стабилизация взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях

1 ЭТАП.

Занятие 1. Консультация с матерью ребенка об основных проблемах во взаимоотношениях.   Информирование матери об основных проблемах во взаимоотношениях между матерью и ребенком в неполной семье.

Беседа проводится с матерями мальчиков стершего дошкольного возраста из неполных семей.

«Давайте вспомним наше детство… Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки и помощь и одобрение отца. Нам всем очень важно, чтобы родители были рядом. Но жизнь складывается по-разному и не всегда оба родителя могут быть с детьми.

Когда мама остается с сыном одна, то это серьезное испытание для них обоих, поэтому иногда в их общении не все может проходить идеально. Нам с вами важно уловить, понять возникающие трудности, чтобы вовремя решить их.

Давайте с вами вспомним, как же может образовываться семья с одним родителем и детьми: развод супругов, смерть одного из супругов, внебрачные отношения. Конечно, все перечисленные ситуации – очень большой стресс, огромное испытание в жизни. Мать-одиночка вынуждена принимать серьезную ответственность, которая обычно возлагается на отца или разделяется с ним. Ей приходится принимать самостоятельно все важнейшие решения и, как правило, зарабатывать на жизнь. Роль кормильца семьи забирает у нее большую часть времени, которое в идеале должно отводиться для радостей и забот материнства. Но я полагаю, что часть этой преувеличенной тревоги базируется на недоразумении - на допущении, что женщина должна как-то пытаться быть для ребенка не только матерью, но и отцом. Но это невозможно как психологически, так и физически.

Человек - это существо, которое должно иметь отца и мать, по крайней мере в душе, и которое по необходимости создает их самостоятельно. Разумеется, хороший настоящий отец по многим статьям гораздо предпочтительней, чем идеальный образ. Но если настоящего нет, то задача матери состоит не в том, чтобы пытаться его заменить, и даже не обязательно в том, чтобы подыскать нового супруга, а в том, чтобы создать атмосферу, в которой ребенок мог бы создать себе образ отца в собственном воображении.

Между тремя и четырьмя любовь мальчика к матери, которая раньше выражалась главным образом в его зависимости от нее, приобретает по нарастающей романтические свойства. В четыре года он может заявить, что намерен на ней жениться. Но интенсивная и собственническая природа этой любви (мальчик - человек, и ничто человеческое ему не чуждо) пробуждает в нем чувства соперничества и антагонизма по отношению к любимому отцу. Поскольку мальчик считает, что отец по отношению к нему питает те же чувства и поскольку отец гораздо больше, сильнее и умнее его, то мальчик ощущает сильную подавленность в связи с таким неравным соперничеством и загоняет все связанные с этим мысли и чувства в подсознание. Это глубоко запрятанное беспокойство, и то, что к пяти-шести годам он уже начинает больше разбираться в жизни вокруг него, приводит в конечном счете к тому, что мальчик отказывается от желания, чтобы мать принадлежала только ему.

После этого он уже не желает, чтобы она его целовала и ласкала, по крайней мере на людях. Постепенно нарастает нетерпимость и презрение к девочкам и всяким там любовным историям. Благословенной переменой для него является возможность полностью отдаться всевозможным безличностным интересам, таким как изучение грамоты и арифметики, природы, наук; собирание коллекций, требующие мастерства игры. С этого времени ему уже не нужно усиленно подражать отцу, потому что он считает, что он и так уже характером весь в отца. Вместо потребности делать родителям приятное появляется желание спорить, возражать, противоречить, раздражать. Теперь он хочет подражать старшим мальчикам - во внешности, манере поведения, в их занятиях.

Мы считаем, что влечение мальчика в возрасте от трех до шести лет к матери закладывает основы его романтических, идеалистических чувств, которые проявятся в будущем, когда мальчик повзрослеет. Таким образом, его сексуальность будет крепко связана с глубокой любовью к прекрасной женщине, которая будет также нежной матерью его детей (в отличие от большинства животных, у которых сексуальное влечение неразборчиво и мимолетно). Но мы считаем также очень важным, что маленький мальчик при всем своем сильном влечении к матери не должен в действительности привязываться к ней так сильно, что потом не сможет от нее отстраниться. В нормальной семье желанию, чтобы мать всецело принадлежала только ему, мальчику, не дают развиться три взаимосвязанных фактора: его благоговение перед отцом, его понимание, что романтическая любовь матери принадлежит ее мужу, и тактичное пресечение матерью стремления мальчика слишком сильно к ней привязаться в физическом смысле.

Очевидно, что матери-одиночке гораздо труднее поддерживать нормальные отношения с сыном, такие же как в полных семьях. Она одинока. Какой бы нормальной ни была ее психика, у нее будет тенденция сделать сына своим очень близким компаньоном, особенно если других детей у нее нет, и расточать все свое душевное тепло исключительно на него. Но ситуация вовсе не так безнадежна, как кажется. Существуют какие-то природные ограничители. Во-первых, у мальчика есть инстинктивная тяга исполнять роль нормального парня. И если давление на него не слишком уж сильно, то он выберет правильную линию поведения и фактически навяжет ее матери. Мальчик будет стремиться хранить в памяти образ отца, а пробелы заполнять собственным воображением.

Остаются еще естественные страхи матери, которая без отца воспитывает сына, что она, будучи женщиной, не сможет понять нужды сына или узнать, правильно ли он развивается и приспосабливается в социальном плане и как помочь ему в его проблемах. (Это несколько напоминает ситуацию, когда курица высиживает утиные яйца.) Прежде всего, я считаю хорошим признаком, когда мать признает, что мальчики для нее являются большей загадкой, чем девочки, по крайней мере в некоторых отношениях; это означает, что она сама в полной мере женщина и питает уважение к мужскому полу как чему-то иному. Женщина, считающая, что она прекрасно знает, как руководить противоположным полом, может перегнуть палку в применении этого своего знания, что вызовет либо бунт, либо безвольную покорность.

Когда мать признает, что она только женщина, это способствует развитию рыцарства в ее сыне, независимо от того, четыре ему года или шестнадцать лет. Его желание угодить матери и помочь ей с лихвой компенсирует недостаток знания мужской натуры с ее стороны. Если все идет правильно, то сын сам инстинктивно отыщет свое мужское предназначение без постоянного руководства с ее стороны. Ее тревоги развеются, когда он добьется успехов дома, в школе и среди друзей.

Большинство матерей-одиночек обнаруживают, что они могут и самостоятельно воспитать сыновей или дочерей, точно так же, как и родители в полных семьях. В некоторых случаях ложащаяся на мать дополнительная ответственность, которую дети ощущают (и это, кстати, очень хорошо, если, конечно, не доходит до такой крайности, что дети начинают чувствовать жалость по отношению к матери), формирует у детей необычайно зрелый и сильный характер.

2 ЭТАП.

Проводится с мальчиками старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.

2 занятие. 

Цель: повышение уверенности у ребенка

«Мышь и мышеловка»

Ход. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (м.б., сеть). Водящий – в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

         «Кораблик»

       Ход. Выбирается капитан, который должен быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

          «Качели»

         

Ход. Один ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты.

         «Неваляшка»

         

          Ход. Двое детей встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

       «Соломинка на ветру»

 

         Ход. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

3 занятие.

Цель: снятие состояния эмоционального дискомфорта

«Походки». Автор Леви В.

Цель:
а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам ребенок.
б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.

«Послушай»

Цель: помочь детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.

Ход. «Ребята, давайте мы сядем поудобнее и закроем глаза. Мы будем сидеть тихо и слушать, что происходит вокруг нас, внутри нас.
Попросите ребенка сесть поудобнее и закрыть глаза. Прислушиваемся к своим ощущениям.» Далее пусть ребенок поделится, что он чувствовал, чего хотел, что услышал.

«Мои эмоции»

Цель: умение чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции.

Ход. Ребенку предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик-трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.

«Покажи настроение»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Ход. Взрослый сам показывает движение и просит изобразить детей настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький ребенок, а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а теперь, как лягушка на болоте. Задумчиво пройдемся, как человек, который не знает, как ему поступить, пробежимся по солнечной лужайке».

4 занятие.

Цель: снятие эмоционального напряжения

«Ролевая гимнастика»
а). Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:
— очень быстро;
— шепотом;
— со скоростью улитки;
— как иностранец;
— как робот.
б). Походи, как:
— младенец;
— лев;
— глубокий старик.
в). Улыбнись, как:
— кот на солнышке;
— как само солнышко.
г). Посиди, как:
— пчела на цветке;
— наездник на лошади.
д). Попрыгай, как:
— кузнечик;
— козлик;
— кенгуру.
е). Нахмурься, как:
— осенняя туча;
— рассерженная мама;
— разъяренный лев.

«Волшебный сон»

Цель: снятие мышечного напряжения, успокоение, расслабление.
Ход. Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Ребята, начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте меня и повторяйте мои слова, про себя. Спокойно отдыхайте. Пусть каждому приснится хороший, добрый «волшебный сон».

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают-Отдыхают, засыпают...
Отдыхают, засыпают--
Шея не напряжена,
А расслаблена... .
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется...
Все чудесно расслабляется-
Дышится легко... ровно... глубоко...
Напряжение улетело...
И расслаблено все тело...
И расслаблено все тело...
Будто мы лежим на травке,
На зеленой, мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Губы теплые и вялые,
И нисколько не усталые.
Мы спокойно отдыхали.
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянуться!
Улыбнуться!
Все!
Открыть глаза и встать».
Стихотворение следует читать спокойным, размеренным тоном, выдерживая паузы.

«Театр зверей». Автор Лопухина И. С.

Цель: совершенствовать и развивать выразительность движений, научить управлять свои телом, раскрепостить детей.

Ход.
«Зайчик»
Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.
«Кошечка»
Встать на четвереньки, вытянуть правую «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть заднюю «лапу». Затем то же левой рукой и ногой. Прогнуться.
«Ежик»
Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив руками колени, голову вниз.
«Петушок»
Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.

«Мимическая гимнастика»

Цель: научить детей владеть мышцами лица, снимать мышечное напряжение
Ход. Возможно предложить ребенку выполнить следующие мимические упражнения: сморщить лоб — расслабиться. Поднять брови — расслабиться. Сморщить лоб — поднять брови — расслабиться. Закрыть глаза — открыть и расширить глаза — поднять брови — раскрыть рот — расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри — расслабиться. Улыбнуться.

3 ЭТАП.

Проводится с мальчиками старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.

5 занятие.

Цель: помочь ребенку увидеть положительные стороны в себе

«Я»

Выбирается именинник. Ему задается вопрос от группы: «Какие у тебя есть хорошие качества?» Ответы записываются психологом. Далее ребенок залезает на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит хорошее качество, громко выкрикнуть: «Я»

«Что мне нравится в тебе?»

Проводят в парах или в круге. О каждом из участников группа высказывается: «Мне нравится в тебе, …»

«Что я умею делать хорошего?»

Каждого из участников просят рассказать о том, что он умеет делать хорошего. При затруднениях группа дополняет ответ участника.

«Я – король!»

Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы.

6 занятие.

Цель: повышение уровня самооценки

«Главная роль»

В условиях театрализации ребенку дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую по возрасту.

Рисование на тему «Я победитель!»

Детям дается все необходимое для рисования и предлагается нарисовать себя в роли победителя.

«Пожелания»

Каждый из участников высказывает что бы он пожелал другим от чистого сердца.

«Мой подарок для тебя!»

Ведущий распределяет детей на пары и говорит: «Возьмите за руки партнера. Подумайте. Что бы вы подарили друг другу. Нарисуйте свой подарок и подарите!»

7 занятие.

Цель: повышение уровня самооценки

«Я»

Выбирается именинник. Ему задается вопрос от группы: «Какие у тебя есть хорошие качества?»

«Главная роль»

В условиях театрализации ребенку дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую по возрасту.

«Я – король!»

Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы.

«Пожелания»

Каждый из участников высказывает что бы он пожелал другим от чистого сердца.

4 ЭТАП.  

Проведение семейной балинтовской группы, направленной на стабилизацию взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях.

Провести семейную балинтовскую группу запланировано 5 раз.

Балинтовская группа – это метод групповой тренинговой исследовательской работы.

В классической литературе выделяют:

  • Классическая балинтовская группа
  • Экзистенциональная балинтовская группа

Однако современными психологами был предложен вариант балинтовской группы, который был назван семейной балинтовской группой.

Цель семейной балинтовской группы: повышение психологической компетентности посредством анализа семейных отношений (эта цель в основном обозначается в отношении родителей) и уменьшение эмоционального напряжения от неадекватных взаимодействий в семье (эта цель обозначается в основном в отношении детей).

Особенности проведения балинтовской группы с семьей ребенка дошкольного возраста:

  1. Присутствие не более 3-4 семей с детьми дошкольного возраста, минимальное количество – 1 семья
  2. Периодичность проведения: 1 раз в неделю, время 35-40 минут
  3. Нет необходимости в постоянном составе участников
  4. В качестве руководителя может быть не только специалист по работе с семьей, но и родитель
  5. Специфичность задач:
  • Осознание искажений в восприятии себя и других членов семьи в контексте конкретной ситуации достигается путем усиления и преувеличения негативных проявлений поведения в игровых ситуациях
  • Коррекция эмоциональных нарушений во взаимоотношениях членов семьи основана на проигрывании трудных ситуаций
  • Расширение представлений об общении в семьи происходит за счет игрового взаимодействия
  • Развитие у членов семьи способности более адекватно понимать себя
  • Формирование навыков коллегиальной психологической поддержки

Технология проведения семейной балинтовской группы.

1 этап. Определение именинника истории. Ведущий предлагает: «Кто сегодня хотел бы рассказать свою историю, сказку, которая произошла с вами или которую вы придумали?»

2 этап. Спонтанный рассказ. На данном этапе свою историю могут рассказать и взрослые, и дети.  Очень важно соблюдать очередность.

3 этап. Вопросы. После рассказанной истории участники задают уточняющие вопросы.

4 этап. Распределение ролей. Рассказчику предоставляется почетное право распределения ролей. Участникам группы разрешается конкретизировать у рассказчика функции своей роли.

5 этап. Ролевая игра. На данном этапе важно оценить поведенческие проявления и эмоциональные реакции, которыми именинник сопровождал свой рассказ.

6 этап. Ответ. Проблемная ситуация может применяться ребенком в закодированном виде, например, в виде сказок.

7 этап. Обратная связь. Заявителю проблемы предоставляется право указать, кто из участников ему помог.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева Е.Е., Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  2. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Малахова А. Н., «Небесное путешествие». Программа игротерапии для дошкольников. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2008.
  4. Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2005 года, Санкт-Петербург. /Под общей редакцией И.А. Хоменко – СПб. – 2006.
  5. http://doshvozrast.ru/
  6. http://nadejda.clan.su/publ/
  7. www.adalin.mospsy.ru
  8. www.bibliofond.ru
  9. www.child-psy.ru
  10. www.enc-dic.com
  11. www.psylist.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей"

Данная проблема на сегодняшний день очень актуальна. так как взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста не всегда складываются благополучно....

«Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей».

Ребенок, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя отвергнутым.  Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости,  или  ребенок – агрессивный, плохо контролир...

БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ И СЫНОВЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Данный материал представляет собой статью. В настоящее время существует огромное количество неполных семей. С такими семьями должна проводиться особая работа. Но, к сожалению, нет программ, напра...

НЕПОЛЬНАЯ СЕМЬЯ: ТРУДНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНЯХ МЕЖДУ МАТЕРЬЮ И СЫНОМ

В статье описаны турдности во взаимоотношениях в неполных семьях....

10 психологических игр и упражнений, направленных на улучшение взаимоотношений с окружающими.

В этом материале подобрано 10 психологических игр и упражнений, направленных на улучшение взаимоотношений с окружающими. Их проведение не требует дополнительного реквизита, а правила очень легко запом...

10 игр и упражнений, направленных на улучшение взаимоотношений с окружающими.

Их проведение не требует дополнительного реквизита, а правила очень легко запомнить или видоизменить, чтобы игра не надоела детям и через месяц....

Советы, направленные на улучшение качества взаимоотношений с детьми с расстройством аутистического спектра

1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной Раздражительность родителей повышают тревожность ребенка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. С...