Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников
рабочая программа (средняя группа) по теме
В данная программа содержит перспективный план, работу с родителями, диагностику и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
№ 39 «Весёлый улей» города Набережные Челны
«СОГЛАСОВАНО» Старший воспитатель _____________Н.В. Шайдуллина « ____ » _______________ 2013г Введено в действие Приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 39 «Весёлый улей» «_____»__________ 2013г. № ____ | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ «Детский сад №39» «Весёлый улей» _____________Л. И Мухаметдинова « __ » ___ __ 2013г Рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета от « __» ________ 2013г протокол № ____
|
Программа самообразования
Тема: «Формирование культуры
безопасного поведения у дошкольников»
(для детей 4-5 лет)
Разработала: Куклина Г.Р.
Воспитатель МБДОУ № 39
«Весёлый улей»
педагогический стаж в ДОУ 1 год
2013 г.
Оглавление программы самообразования
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Принципы и подходы Программы ……………………………………………....6
Цели и задачи ……………………………………………………………………..8
Примерное комплексно-тематическое планирование для детей средней группы……………………………………………………………………………..……9
Диагностика для детей средней группы……………...………………………...17
Перспективный план работы с родителями……………………………………20
Список использованной литературы …………………………………………..22
Пояснительная записка
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.
В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.
Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых условно делят их на три группы:
- природные;
- техногенные;
- социальные.
Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанного с местом пребывания человека:
1)Опасности дома (или бытовые).
2)Опасности на природе.
3)Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).
Анализируя данные классификации, мы видим, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.
Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н.Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К.Шойгу, К. Ю. Белая. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности - это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.
В настоящее время сформировалась новая образовательная область « Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.
Т. Г. Хромцова, выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:
1) предупреждение опасности;
2) уклонение от опасности;
3) преодоление опасности.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
*знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
*умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
*отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.
Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:
- использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
- предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждую НОД следует позитивно. В тоже время не следует превращать обыгрываемую ситуацию в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
Основное содержание моей программы строится по специально разработанным направлениям:
- «Правила дорожного движения»,
- «В здоровом теле здоровый дух»,
- «Безопасность в помещении»,
- «Безопасность в природе»,
- «Общение с незнакомыми людьми».
Принципы и подходы Программы
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- принципы гуманизма, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизма в образовательной программе означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучение по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Чтобы отвечать принципу системности, данная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, и обеспечивать в целом:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Цели и задачи
Определение цели, постановка задач
Целью является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасном поведении в окружающей среде через различные виды, формы, методы деятельности.
Задачи:
*формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
*формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
*расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
*закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;
*развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
*способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в рабате с родителями
* знакомить родителей с работой МБДОУ по формированию у детей дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
*повышать уровень знаний родителей по формированию у детей дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
*воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
*создать особую форму общения между родителями и воспитателями: « Доверительно деловой контакт»
Примерное комплексно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель | Вид деятельности |
Сентябрь 1 неделя | «Правила безопасного перехода через улицу» | сформировать представление детей о правилах поведения на улице города. Закреплять знания о правилах движения, о сигналах светофора. | Чтение худ. литературы: В.Суслов «Его сигнал для всех закон». Д/игра «Светофор». С/р игра «Транспорт» |
2 неделя | «Ядовитые грибы» | сформировать и обобщить знания детей о грибах, учить их различать на съедобные и несъедобные грибы, развивать память и наблюдательность. | Рассматривание иллюстрации. Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать» (мухомор). Загадки о грибах. Д/игра «Съедобное – несъедобное» |
3 неделя | « Что я вижу в городе» | сформировать правила поведения на улице, познакомить с основными видами транспортных средств, движущихся по дороге. | Чтение худ. литературы: С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер». Загадки о правилах дорожного движения. Строительные игры « Построй улицу». Плакат, на котором изображены дорожные знаки. |
4 неделя | «Как мы переходим через улицу» | сформировать знания детей о работе светофора, о правилах перехода через улицу. | Рассматривание иллюстрации. Д/игра « Кто быстрей соберёт светофор» П / игра « Стой – иди» |
Октябрь 1 неделя | «Опасность контактов с незнакомыми взрослыми» | рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Милиции» - 02. | Чтение худ. литературы: Шарль Перро « Красная шапочка». Повторение домашнего адреса и Ф.И.О. родителей. Д/игра «Узнай по описанию». |
2 неделя | «Правила безопасного перехода через дорогу» | сформировать представление детей о правилах поведения на улицах города, закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и значении сигнала. | Рисование « Зебра – путь для пешехода». Плакат, на котором изображены улицы города, дорожные знаки. Подвижная игра « Стой- иди». |
3 неделя | «Опасно – безопасно» | сформировать представления детей об источниках опасности в доме, их назначении, о правилах пользования. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01. | Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации. Д/игра « Раз, два, три, что может быть опасно – найди» ( в игровом уголке). |
4 неделя | « Правила оказания первой помощи – при ушибах, порезах» | сформировать умение оказывать себе и другому первую помощь при порезах, ожогах, ушибах. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03. | Рассматривание иллюстрации с изображением оказания первой помощи при ушибах и порезах. С/ ролевая игра « Травмпункт» |
Ноябрь 1 неделя | «Опасные предметы» | сформировать представления детей об источниках опасности в доме, их назначении, о правилах пользования. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03. | Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации. Д/игра « Правильно ли это». С/ ролевая игра «Кухня» |
2 неделя | Личная гигиена: « Ухо – это орган слуха» | сформировать знания о том, что слух – это способность воспринимать окружающие звуки, а также бережно относится к слуху окружающих людей. Познакомить с профессией «Врач – ЛОР» | Посещение с детьми медицинского кабинета. Д/игра « Что может повредить моему слуху» С/ ролевая игра «Больница» Подбор стихов, пословиц, загадок. |
3 неделя | «Правила безопасного перехода через дорогу, правила поведения на улице» | сформировать представление детей о правилах поведения на улицах города, закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и значении сигнала. | Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер» В.Суслов «Его сигнал – для всех закон». Загадки о правилах дорожного движения. Подвижная игра «Стоп». |
4 неделя | Азбука безопасности: «Ты и дорога» | развивать умение узнавать виды наземного транспорта по различным признакам | Рисование: «Известные дорожные знаки»(светофор, зебра) – по выбору ребёнка. Подвижная игра «Красный, желтый, зелёный» Д/игра «Дорожные знаки»(лото) |
Декабрь 1 неделя | « Контакты с незнакомыми людьми на улице» | объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. | Повторение домашнего адреса и Ф.И.О родителей. Д/игра « Наблюдайка» - описание человека, приметы как он выглядит. Наблюдение на прогулке за внешностью разных людей, как они выглядят. |
2 неделя | «Острые предметы» | сформировать представление об острых, колючих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту. | Д/игра « Какие опасные предметы вы знаете?». Чтение худ/ литературы: Е.Казаков «Чик- чик ножницами», Ю.Пермяк « Торопливый ножик», Н.Носов «Заплатка». |
3 неделя | «Забота о здоровье» | продолжить формировать навыки личной гигиены, профилактика заболеваний, научить заботится о своём здоровье, избегать ситуации, приносящий вред здоровью. | Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Мойдодыр». Д/игра « Туалетные принадлежности». Игра с мячом «Полезное и вредное». |
4 неделя | « В гостях у Айболита» | Познакомить с тем, как оказывать первую помощь при ушибах , порезах и ожогах. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03. | Д/игра « Мы – спасатели» С/ р. игра « Травмпункт». Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Доктор Айболит» |
Январь 1 неделя | |||
2 неделя | «Знакомься – бытовая техника» | познакомить с правилами техники безопасности при обращении с электроприборами. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01. | Д/игра «Что лишнее?» Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации. Загадки и стихи о бытовой техники. |
3 неделя | «Витамины и здоровье» | формирование знаний об охране и укреплении своего здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни. | Загадки о витаминах ( в каких продуктах содержится витамин «С»). Игра с мячом «Полезное и вредное». С/ р. игра «Поликлиника» Рассматривание иллюстрации «Что бывает с людьми при нехватке витаминов» |
4 неделя | «Как вести себя дома» | сформировать представление детей о правилах безопасного поведения дома, определять дома – где высоко, где низко. Предложить запомнить предметы, опасные для жизни, здоровья и сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. | Д/игра « Высоко – низко». С/ ролевая игра «Семья». Аппликация « Опасные предметы». Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации. |
Февраль 1 неделя | «Мы – пассажиры» | познакомить детей с понятием «пассажир», продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте. | Д/игра «Кто чем управляет» С/ ролевая игра « Транспорт». Коллективная работа (аппликация) «Автобус» Чтение худ/ литературы: Б.Заходер «Шофер» Подвижная игра «Светофор» |
2 неделя | « Контакты с незнакомыми животными» | формировать знания детей с правилами безопасного поведения с животными, воспитание уважительного отношения к животным. | Чтение стихотворений и загадок про животных. Наблюдение па прогулке за домашними животными (собака и кошка). Подвижная игра «Кот и воробушки» Рисование (цветными карандашами) « Моё любимое животное» |
3 неделя | «Основные правила поведения и действия при пожаре» - | формировать знания о возникновении пожара, усвоить номер пожарной части, милиции и скорой помощи; ознакомиться с профессией пожарного и его действиями. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01. | Д/игра « Какие пожароопасные предметы знаешь». Чтение худ/ литературы: «Кошкин дом» С/ ролевая игра «Пожарные на учениях» Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации при пожаре. Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар ,газ и т.д) |
4 неделя | «Что может быть горячим» - | сформировать представление детей о правилах безопасного поведения дома, закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром, о кастрюлю, о плиту . | Аппликация «Кастрюля», «Чайник», «Утюг» по выбору ребёнка. Д/игра « Соедини по точкам»(утюг) Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов. |
Март 1 неделя | «Если ты потерялся на улице» | учить правильно вести себя, если потерялся на улице и к кому обратиться за помощью в данной ситуации. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Милиции» - 02.. | Повторение домашнего адреса и Ф.И.О родителей. Подвижная игра «Беги ко мне». Рисование (цветными карандашами) « Мой дом» |
2 неделя | «Правила дорожные совсем – совсем не сложные» | Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им; повторить правила безопасного поведения на улице. | Д/игра «Кто быстрей соберёт светофор» Подвижная игра « Воробушки и автомобиль». Загадки о транспорте и дорожных знаков. Плакат, на котором изображены различные ситуации на дорогах. |
3 неделя | «Безопасность на льду весной» | рассказать детям о том, как надо вести себя у водоемов весной, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду. | Наблюдение по картинкам «Что бывает, когда трескается лёд». Чтение худ/ литературы: «Дед Мазай и зайцы» Д/игра «Да-нет» Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации. |
4 неделя | «Эта спичка- невеличка» | рассказать детям о том, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01. | Чтение худ/ литературы: К.Чуковского «Путаница». Д/игра « Огнеопасные предметы». С/ ролевая игра «Пожарные на учениях» Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации. |
Апрель 1 неделя | Литературная викторина по прочитанным произведениям «Пожарной безопасности» | расширять представление о людях с профессией пожарного, закреплять знания о вредных свойствах огня. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01. | Рисование (цветными карандашами) «Детям спички не игрушка» Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар ,газ и т.д) Коллективная работа (рисование) «Пожарная машина» Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации при пожаре. |
2 неделя | Личная гигиена: «Дороже алмаза своих два глаза» | учить детей соблюдать культурно-гигиенические правила, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей. Познакомить с профессией «Врач – офтальмолог» | Загадки (глаза, брови, нос, очки и т.д) Д/игра « Запрещается – разрешается» Полезные советы. Игра с мячом « Какие бывают глаза» |
3 неделя | «Чтобы не было беды» | уточнить представление детей о правилах пожарной безопасности дома и в детском саду, Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01. | Экскурсия по детскому саду. Чтение худ/ литературы: С.Я.Маршак « Пожар». Отгадывание загадок |
4 неделя | «Нужные и ненужные тебе лекарства. Беседа о домашней аптечке» | познакомить детей с понятием «лекарство», «яд» и объяснить, что дети не должны принимать лекарства самостоятельно и брать или что-либо другое у незнакомых людей. | Чтение худ/ литературы: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Экскурсия в медицинский кабинет. Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации. С/ ролевая игра « Больница» |
Май 1 неделя | Личная гигиена: «Руки – это лицо человека» | продолжать учить детей самостоятельно ухаживать за руками, а также расширять знания детей о значении рук в трудовой деятельности. | Д/игра «Гигиенические принадлежности» Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Мойдодыр». Полезные советы. |
2 неделя | «Какие опасные предметы ты знаешь» | сформировать представления детей об источниках опасности в доме, их назначении, о правилах пользования. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 03. | Рисование «Какие опасные предметы ты знаешь». Загадки с изображением отгадок. Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов Д/игра « Можно – нельзя» |
3 неделя | «Огонь - наш друг или враг» | рассказать об открытии человеком огня, дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, правила обращения с огнём. | Чтение худ/ литературы: стих. Е. Ильин « Огонь» Д/игра « Что горит, что не горит» Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар ,газ и т.д) Подвижная игра « Пожар» Экскурсия по детскому саду «Уголок противопожарной безопасности» |
4 неделя | « Безопасность при отдыхе на природе» | познакомить детей с правилами безопасного поведения на природе; рассказать о влиянии на человека погодных условии» одежда по погоде, а также вспомнить какие грибы можно и нельзя собирать в лесу | Подбор стихов, пословиц, загадок. Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации. Д/игра « Да-нет» Рисование (карандашами) «Мухомор» |
Диагностика для средней группы (4-5 лет)
Критерии оценки уровня усвоения программного материала детьми.
1.Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду;
2.Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями ;
3.Имеет элементарные представления о ПДД.
4. Имеет элементарные знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
Критерии оценки:
Высокий - 3
Средний - 2
Низкий - 0-1
Ф.И.ребенка | Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду | Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями | Имеет элементарные представления о ПДД | Имеет элементарные знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
8. | ||||||||
9. | ||||||||
10. | ||||||||
11. | ||||||||
12. | ||||||||
13. | ||||||||
14. | ||||||||
15. | ||||||||
16. | ||||||||
17. | ||||||||
18. | ||||||||
19. | ||||||||
20. | ||||||||
21. | ||||||||
22. | ||||||||
23. | ||||||||
24. | ||||||||
25. | ||||||||
Итого: | ||||||||
Высокий: | ||||||||
Средний: | ||||||||
Низкий: |
Диагностический инструментарий
- Уровень сформированности представлений о правилах безопасности дорожного движения:
А) Дидактическая игра «Помоги Незнайке перейти улицу».
Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», игрушка Незнайка.
Задание:
Воспитатель просит ребенка объяснить Незнайке элементарные правила поведения на улице:
- Что обозначают знаки светофора? На какой сигнал можно переходить дорогу?
- Объясни, что это за знак?
- Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебру», перекресток, остановку автобуса.
- Как правильно переходить улицу? (переходить улицу можно только со взрослым, в строго отведенных местах…).
Б) Дидактическая игра «Специальные машины».
Материал: игрушки или картинки – «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус.
Задание:
- Объясни, как называется этот транспорт и для чего он нужен?
- Уровень сформированности предпосылок экологического сознания:
А) Подвижная игра «Съедобное – несъедобное» (с подгруппой детей)
Материал: мяч.
Задание:
Воспитатель называет растения, в том числе ядовитые, и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и сказать съедобное это или несъедобное (например: яблоко, морковка, арбуз, поганка, мухомор, волчья ягода).
Критерии оценки:
3 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания.
2 балла – ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.
1 балл – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется; ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.
- Уровень сформированности основ безопасности собственной жизнедеятельности (в ходе наблюдений):
- Соблюдение правил безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.
- Соблюдение правил безопасности при использовании ножниц.
- Соблюдение правил безопасности передвижения в помещении и на улице.
Критерии оценки:
3 балла – все правила выполняет самостоятельно, без напоминания.
2 балла – ребенок выполняет правила со словесной помощью воспитателя.
1 балл – ребенок выполняет все правила в общей с взрослым деятельности (моторная помощь); ребенок не выполняет большинство правил безопасности.
4. Уровень сформированности основ безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
А) Дидактическая игра «Общение с незнакомцем»
Материал: сюжетная картинка с изображением «незнакомца», кукла Маша
Задание:
Воспитатель просит ребенка помочь кукле Маше в общение с незнакомцем
- Как нужно себя вести, если к тебе подошел незнакомец?
- Если незнакомец пригласит тебя в гости, что ты будешь делать?
- Если незнакомец пригласит тебя смотреть щенка, что будешь делать?
-Если незнакомец предлагает тебе конфету и зовет в машину, что ты будешь делать?
Б) Дидактическая игра «К тебе в дверь позвонили»
Материал: сюжетная картинка с изображением «незнакомца», дома, двери.
Задание:
- Что нужно спросить, если в дверь звонят?
- Ты откроешь дверь незнакомцу?
Критерии оценки:
3 балла – все правила выполняет самостоятельно, без напоминания.
2 балла – ребенок выполняет правила со словесной помощью воспитателя.
1 балл – ребенок выполняет все правила в общей с взрослым деятельности (моторная помощь); ребенок не выполняет большинство правил безопасности.
Ожидаемые результаты
У детей сформированы знания о здоровом образе жизни, они осознают понятие «здоровый образ жизни»;
Дети сознательно и ответственно относятся к личной безопасности и безопасности окружающих;
Имеют знания о правилах поведения на улице, дороге, в транспорте, правила дорожного движения;
Имеют основы экологической культуры и бережного отношения к природе;
Имеют элементарные знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Перспективный план работы с родителями.
.
Сентябрь
Родительское собрание с целью ознакомления родителей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).
Анкетирование родителей по ДТП
Обеспечение безопасного поведения детей в быту.
Информационная папка – Осторожно ядовитые грибы!
Октябрь
Анкетирование родителей по ЗОЖ
Информация для родителей - Советы по охране жизни и здоровья детей.
Информационный стенд - Основные правила поведения и действия при пожаре.
Беседа – Светофор наш друг.
Ноябрь
Консультация для родителей - «Безопасность детей - забота взрослых»
Листовка – обращение о выполнении ПДД зимой.
Информационный стенд - Отравление ядовитыми грибами.
Информация для родителей - Витамины и здоровье.
Декабрь
Советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте»
Консультация - Правила безопасности на водоёмах зимой.
Анкетирование по безопасному поведению дома.
Информационный стенд – Профилактика ОРЗ
Январь
Информационный стенд для родителей - Безопасность поведения детей и взрослых дома.
Консультация - Ваш ребенок дома один, его окружают острые предметы.
Информационный стенд - Закаливание.
Февраль
Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».
Привлечение родителей к оформлению уголка ПДД «ПДД – наши лучшие друзья»
Листовка - Правила поведения при пожаре.
Беседа - Пешеходный переход это необходимость.
Март
Информационный стенд - Безопасность на дорогах.
Консультация - Чем занять своего ребёнка дома.
Беседа – Если ребенок потерялся в большом магазине?
Информационная папка – Предотвращение авитаминоза
Апрель
Подготовка фотоматериалов «Улицы Набережных Челнов»
Беседа « Осторожно, незнакомец!
Консультация - правила поведения в общественном транспорте.
Консультация - Правила безопасности на льду водоёма весной.
Май
Информационный стенд - Безопасность на дорогах.
Памятка родителям о закаливании детей в семье.
Информационная папка - Правила дорожного движения пешехода.
Список использованной литературы
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.
2. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.
3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.
4. Гаткин, Е. Я; Гуревич, А. В. Безопасность ребёнка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М. , 2002.
5. Иванова, Е. Ю. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и начальной школе / Е. Ю. Иванова.- М.: Аквариум, 2000.
6. Косенюк, Р. Р. Как улучшить состояние здоровья детей в условиях дошкольного учреждения //М.: Аквариум, 2003.
7. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М. , 1998.
8. Котик, М. А. Психология и безопасность/ М. А. Котик.- Таллинн: Валгу-с, 1989.
9. Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников « Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду.-2006.-№ 3.-с. 52-80.
10. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.
11. Пономарёв В. Г; Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности / О. Н. Русак.- СПб, 1994.
12. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко.- М.: Просвещение, 1999.
13. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/ Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
14. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации / О. В. Чермашенцева. - Издательство « учитель»,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников"
Тема и план для работы по самообразованию....
Консультация для родителей "Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде"
Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде...
Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников
Консультация для родителей...
план по самообразованию«Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников»
Безопасное поведение детей на улице, дома, в быту....
Формирование культуры безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде у дошкольников с нарушениями слуха
Дети с нарушенным слухом лишены возможности воспринимать звуки улицы, проезжающего транспорта, речь людей с помощью слуха; они воспринимают их с помощью зрения, а при наличии специальной аппаратуры с ...
Консультация для родителей Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников"
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Начиная познавать мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут угрозу здоровью и даже жизни. Основная задача в...
«Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде»
Цель: Познакомить и обратить внимание воспитателей и родителей на особенности формирования культуры безопасности у детей дошкольного возраста в окружающей среде;Задачи:-уточнить особенности умств...