Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников
консультация (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Начиная познавать мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут угрозу здоровью и даже жизни. Основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны и дети находились в безопасности?
Одна из важных сторон общей культуры безопасности - это безопасное поведение с огнем или пожарная безопасность. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые должны предупредить ребенка о, возможных последствиях его действий, но не напугать. Необходимо показать, как созидательную, так и разрушительную сторону огня. Огонь – друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше. Но при неправильном обращении огонь может стать и врагом. Во многих случаях от самого человека зависит, станет ли огонь другом или врагом. Это правило нужно детям хорошо запомнить.
Закреплению и уточнению знаний детей способствуют:
· чтение художественной литературы;
· использование публикаций периодической печати;
· игровая деятельность ( дидактические, сюжетно – ролевые игры);
· совместная творческая деятельность детей и родителей и т.д.
Следующей важной стороной формирования культуры безопасного поведения - это безопасность на улице. Она включает в себя следующие проблемы: ПДД, общение с незнакомыми людьми, с культурой поведения в транспорте, в общественных местах, на прогулке. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенка важно познакомить с видами транспорта ( пассажирский, грузовой), с работой светофора (уточнить значение цветовых сигналов для пешеходов и водителей). Полученные знания важно закрепить в дидактических играх («найди свой цвет», «хорошо - плохо», «собери светофор»), в сюжетно – ролевой игре (где водители управляют машинами, дорогу переходят мамы с детьми, по тротуарам шагают дети в школу, в детский сад, взрослые спешат на работу).
При воспитании культуры безопасного поведения дошкольников важно говорить об опасности контактов с незнакомыми людьми. Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (берет на руки, сажает в машину и т.д.) и выработать с детьми тактику поведения в подобных условиях. Но вместе с тем важно настроить детей на мысль, что нет плохих людей и хороших, есть люди с плохими намерениями.
Важно научить ребенка безопасному поведению, связанному с водой. Все отлично знают пользу, которую приносит вода: закаливание организма, физическое развитие, укрепление нервной системы и т.д. Вопрос только в том, при каких обстоятельствах вода может нанести вред.
Родителям важно знать:
- места для обучения детей дошкольного возраста плаванию должны быть глубиной не более 0,7 метра;
- в местах купания должен быть пологий уклон до 1,5 метра без ям, уступов, водорослей, камней, стекла.
При купании дети должны знать следующие правила:
- купаться только в строго отведенных местах;
- не заплывать за буйки;
- не допускать нарушения мер безопасности на воде;
- не плавать на надувных камерах, досках, матрацах без присмотра родителей;
- не купаться в воде, температура которой ниже +18 градусов;
- купаться только в присутствии старших.
Задача взрослых - прививать детям культуру безопасного поведения на берегу, в воде, в бассейне.
Важной ситуацией при воспитании культуры безопасного поведения – это безопасность дома. Помимо пожарной безопасности, о которой говорилось выше, важно помнить - источником повышенной опасности, для дошкольника являются:
- предметы, которые находятся в зоне доступа ребенка и которыми категорически запрещается пользоваться (газовые плиты, электрические розетки, спички и т.д.);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки и т.д.);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить, правильно обращаться (иголка, ножницы, нож и т.д.).
При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений («Кошкин дом» С. Маршака), играми – драматизациями и т.д.
При воспитании культуры безопасного поведения важно помнить и знать о безопасности в природе. Дети дошкольного возраста активно познают природу. Задача взрослого:
- познакомит ребенка с растительным миром, который его окружает;
- уделить особое внимание ядовитым растениям, поясняя, что любое ядовитое растение может одновременно быть и лекарственным.
- важно содействовать воспитанию у малышей эмоционально положительного отношения к лесу;
- побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану природы. Участие в посильных природоохранных акциях вместе со взрослыми, способствует формированию у детей культуры поведения в природе.
Источник методической литературы:
Л. Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: метод, пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 192 с. ISBN 978-5-89814-934-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников
В данная программа содержит перспективный план, работу с родителями, диагностику и т.д....
"Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников"
Тема и план для работы по самообразованию....
Консультация для родителей "Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде"
Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде...
план по самообразованию«Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников»
Безопасное поведение детей на улице, дома, в быту....
Формирование культуры безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде у дошкольников с нарушениями слуха
Дети с нарушенным слухом лишены возможности воспринимать звуки улицы, проезжающего транспорта, речь людей с помощью слуха; они воспринимают их с помощью зрения, а при наличии специальной аппаратуры с ...
Консультация для родителей Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников"
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Начиная познавать мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут угрозу здоровью и даже жизни. Основная задача в...
«Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде»
Цель: Познакомить и обратить внимание воспитателей и родителей на особенности формирования культуры безопасности у детей дошкольного возраста в окружающей среде;Задачи:-уточнить особенности умств...