Развитие эмоционального общения игры для налаживания контакта с ребёнком.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Зарубина Ольга Павловна

Жизненный успех, самореализация — важные составляющие счастья.
Все начинается с первых дней жизни. А может быть, даже и раньше... Как относятся к малышу самые близкие его люди и в первую очередь — мама, понимает ли она его маленькие потребности, дарит ли ему достаточно тепла и любви? Чем старше ребенок, тем важнее для него становится не только количество времени, проведенное в ласковых маминых или папиных объятиях, но и его качество. Как общаются с малышом, как с ним играют — ведь именно в общении и игре и происходит и интеллектуальное, и эмоциональное развитие. Если у школьников есть учеба, у взрослых — работа, то у дошкольника есть только игра. Игра для ребенка — это способ познания и переработки действительности. Для нормального развития ребенку также необходимо играть, как есть и дышать. Все наши "развивающие занятия" наиболее эффективны тогда, когда мы в них с ребенком играем. первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение со взрослым человеком.
Обычно маленькие дети, которые плохо говорят или не говорят совсем, живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый.
Не следует рассматривать проведение эмоциональных игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном случае цель игры – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий: взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием; делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает; эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок). взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны; Игры для налаживания контакта с ребенком:
Котёнок

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

– Смотри, какой к нам пришёл котёнок – маленький, пушистый.

Давай погладим котёнка – вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кисуля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

Прятки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: большое одеяло или плед.

Ход игры: Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.

В отличие от игры с платком, это более продолжительная игра. Водящий взрослый может намеренно не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места – под стол, в шкафы и т. д. – со словами:

– Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать!

Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции – напряжение и, возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается – ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.

Догоню-догоню!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

– Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Догоню-догоню!

Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить – дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка – обнимает его, тормошит.

Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать – попробуйте в другой раз. Самое важное значение имеет, по-видимому, тот факт, что в результате ситуативно-делового общения ребенок научается воспринимать взрослого как сотрудничающего с ним старшего партнера и не столько ищет его ласки, сколько естественно включает его как важнейший компонент в ту проблемную ситуацию, в которую попадает он сам. Далее, его внимание сосредоточивается именно на действиях взрослого на его манипуляциях с предметом и на артикулировании им названия игрушки. И наконец, поощрения взрослого ребенок склонен связывать со своими собственными действиями, он ищет одобрения своих попыток и потому способен довольно быстро отбросить неправильные акты (например, требование криком дать ему предмет или упорные попытки, молча дотянуться до предмета) и закрепить акты, ведущие к цели (изучение артикуляционных движений взрослого, попытки активно повторить слово, произносимое взрослым). Таким образом, можно считать: практические контакты ребенка со взрослым в ходе совместных действий могут положительно влиять на становление речи благодаря тому, что организуют ориентировку ребенка, помогают ему выделить ключевые компоненты ситуации взрослого и предмет и увидеть в поведении взрослого его содержание обращенность к предмету и артикулирование обозначающего этот предмет слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для налаживания контакта с ребенком

Подборка игр, направленных на установление эмоционального контакта взрослого с ребенком....

Игры адаптационного периода, игры для налаживания контакта

Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,  сопровождаемых улыбкой...

Игры для налаживания контакта с ребенком

игры для налаживания контакта с ребенком...

Консультация для воспитателей:"Игры для налаживания контакта с детьми раннего возраста "

Материал содержит игры для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации....

Игра на развитие эмоционального и мышечного напряжения. Игра для налаживания контакта с ребенком. Подвижная игра «Паровозик»

Игра на развитие эмоционального и мышечного напряжения. Игра для налаживания контакта с ребенком. Подвижная игра «Паровозик»...

Игры в адаптационный период для детей 1,5–3 лет. Игры для налаживания контакта с ребенком: Дай ручку!

АннотацияАктуальность. Значимость игровой деятельности как средства адаптации и социализации детей раннего возраста определяется тем, что для данной возрастной категории игра – ос...