"Краски осени" интегрированная НОД по музыке, изодеятельности, логопедии для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Данное мероприятие является частью проекта "Времена года в классике" (смотрите разработку на мини-сайте) и является итоговым по теме "Осень".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_-_integr_nod_kraski_oseni3.doc | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Краски осени
Интегрированная НОД по музыке, изодеятельности, логопедии с элементами методики ТРИЗ
для детей подготовительной группы
Задачи:
- Донести до сознания детей эмоциональную окраску музыки путём выразительных поэтических, изобразительно-художественных и ритмопластических средств.
- Развивать способность детей передавать в слове, пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах, рисунках различный характер одноимённых музыкальных произведений.
Оборудование:
- Презентация, проектор, ноутбук, экран.
- Стихи об осени, ноты песни «Осень» муз. Арутюнова, сл. .
- Аудиозаписи: 1 ч. концерта для скрипки с оркестром «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Осенняя песнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Осенний парк» муз. А.Петрова.
- Атрибуты для импровизированного осеннего танца (цветные ленты, разноцветные лоскутки, полоски гофрированной бумаги).
- Детские музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники.
- Столы, материал для изобразительной работы: бумага, акварель, вода, кисти.
- Пособие по ТРИЗ «Умные нотки» с карточками — символами признаков (образ, цвет, характер, жанр, инструменты).
Ход мероприятия:
На экране слайд 1.
Дети входят в зал под «Осенний парк» муз. Петрова, садятся на стулья.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
О каком времени года эти стихи?
Дети: Об осени, автор А.С.Пушкин.
Музыкальный руководитель: Матушка природа постоянно преображается, всё время меняя свои наряды. Посмотрите на пейзаж, вспомните его название и автора.
Слайд 2 - пейзаж Левитана «Золотая осень».
Музыкальный руководитель: (Имена), возьмите карточки и задайте вопросы по картине.
1 ребёнок: Какое настроение у этой картины?
Дети: Солнечное, радостное.
2 ребёнок: Какие цвета использует художник для передачи светлого, радостного настроения?
Дети: Оранжевый, красный, жёлтый.
Музыкальный руководитель: Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным красками. Каких только цветов и оттенков не увидишь! Послушайте стихотворение И. Бунина и сравните его настроение с этой картиной?
Ребёнок: И.Бунин.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой,
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Музыкальный руководитель: Сравните характер пейзажа и стихотворение Бунина.
Дети: Они похожи.
Музыкальный руководитель: А сейчас послушаем другую музыку.
Звучит отрывок из 1 ч. концерта для скрипки с оркестром
«Осень» А. Вивальди.
Музыкальный руководитель: (Имена), возьмите карточки и задайте вопросы о музыке.
Желающих берут карточки с символами признаков (характер, лад, автор, инструменты, темп, жанр), задают вопросы о музыке.
1 Ребёнок: Какая музыка по характеру?
Дети: По характеру музыка радостная, торжественная, ликующая, бодрая, восторженная.
Музыкальный руководитель: Осень радует своими красками, плодами, хотя и в ней мелькает грустное настроение, но грусть эта светлая.
2 Ребёнок: Какой лад у этой музыки?
Дети: У этой музыки мажорный лад.
3 Ребёнок: Кто сочинил эту музыку?
Дети: Эту музыку сочинил Антонио Вивальди.
Слайд 3 портрет А.Вивальди.
4 Ребёнок: Какие инструменты исполняют музыку?
Дети: Эту музыку исполняют скрипки и оркестр.
5 Ребёнок: Какая музыка по темпу?
Дети: По темпу эта музыка неторопливая, умеренная.
6 Ребёнок: Какая музыка по жанру?
Дети: По жанру эта музыка вначале похожа на марш, потом на танец.
Музыкальный руководитель: А вы хотите придумать свой осенний танец? Выберите предметы, соответствующие характеру музыки.
(На стульях вдоль стен зала разложены лоскутки материи, полоски бумаги, небольшие камешки, шишки, палочки. Дети выбирают предметы, с помощью которых можно имитировать трепещущие на ветру листья).
Двигательная импровизация под музыку «Танец осенних листьев» «Осень» А. Вивальди.
Логопед: А сейчас присядьте и представьте, что мы попали в картину Левитана. Какие звуки мы можем услышать?
Дети: Шорох листьев под ногами, шум ветра, крик птиц, улетающих на юг.
Игра со звуками.
Логопед: Сейчас мы озвучим стихотворение. Я буду его читать, а вы изображать звуки природы голосом и звуками речи:
А ветер щёки толстые надул (Надувать и резко сдувать «Пф»).
Надул, надул.
И на деревья пёстрые подул (дуть «Фу-у»).
Подул, подул.
- Ветер свистит: с – с – с - с;
- Листья шумят: ш-ш-ш-ш;
- Мухи сонные жужжат: ж – ж – ж – ж;
- Провода звенят: з – з – з – з.
Интонационная игра «Ветер».
Логопед: Завывания холодного ветра мы покажем интонацией голоса. Если моя рука движется вверх, то интонация голоса тоже повышается, если - вниз – интонация опускается.
У- у у – у у – у у – у
Слайд 5 Левитан «Поздняя осень».
Педагог по изодеятельности: Посмотрите на следующую картину. Какой период осени на ней изображён?
Дети: Поздняя осень.
Педагог по изодеятельности: Почему ты так думаешь?
Дети: Деревья серо - чёрного цвета, на деревьях нет листьев. Вся трава промокла, почернела от сырости. Небо тёмное дождливое.
Педагог по изодеятельности: Какое настроение у этой картины?
Дети: Унылое, грустное.
Педагог по изодеятельности: Какие цвета использует художник для передачи унылого, грустного настроения?
Дети: Серые, чёрные, тёмные.
Педагог по изодеятельности: Поздней осенью вся сказочная красота природы увядает. Грустно видеть голые деревья, тучи, лужи. Вспоминается стихотворение Плещеева.
Ребёнок: А.Плещеев
Осень наступила, | Вянет и желтеет | Туча небо кроет, |
Музыкальный руководитель: Послушайте отрывок, вспомните название и какая часть музыки звучит?
Исполняется вступление к песне «Осень» муз. Арутюнова.
Дети: Прозвучало вступление к песне «Осень».
Музыкальный руководитель: На что похожа музыка?
Дети: На падающие капли дождя.
Музыкальный руководитель: Тембры каких музыкальных инструментов подходят для изображения дождя?
Дети: Металлофон, треугольник.
Музыкальный руководитель: Спойте, пожалуйста, песню «Осень» и придумайте аккомпанемент на вступление, проигрыш и окончание песни.
Дети исполняют песню «Осень» муз. Арутюнова.
импровизируя аккомпанемент на треугольнике и металлофоне.
Музыкальный руководитель: Сравните характер песни с другим музыкальным отрывком.
Звучит отрывок из «Осенней песни» П.И.Чайковского.
Дети. Это «Осенняя песнь», по характеру она похожа на песню «Осень»: грустная, печальная, задумчивая, монотонная, жалобная.
Музыкальный руководитель: Музыка передаёт тоскливое, подавленное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы.
Желающие дети берут карточки (лад, автор, инструменты), задают вопросы:
1 Ребёнок: Какой лад у этой музыки?
Дети: Минорный.
2 Ребёнок: Кто автор музыки?
Дети: П.И.Чайковский.
Слайд 6 – портрет П.И.Чайковского.
3 Ребёнок: Какие инструменты её исполняют?
Дети: Фортепиано.
Педагог по изодеятельности: Который из двух пейзажей соответствует настроению «Осенней песни» Чайковского?
Дети: «Поздняя осень» Левитана.
Педагог по изодеятельности:
Скучная картина! Тучи без конца…
Дождик так и льётся, лужи у крыльца…(А.Плещеев).
- А сейчас мы с помощью красок изобразим осень. Как вы получите нужные вам цвета и оттенки?
Дети: Смешивая краски на палитре.
Педагог по изодеятельности: При рисовании листвы каким способом воспользуетесь?
Дети: «Тычком», «мазком».
Педагог по изодеятельности: Каким способом нарисуете дождь?
Дети: «Набрызг».
Педагог по изодеятельности: На столах лежат листы бумаги для ваших картин. Пройдите к ним и приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
По мере окончания рисования педагоги индивидуально проводят рефлексию:
- Какой период осени ты нарисовал?
- Что тебе понравилось больше: петь, танцевать, читать стихи, играть на детских музыкальных инструментах или рисовать?
- Молодцы! Вы нарисовали очень красивые пейзажи. Из ваших рисунков мы сделаем фильм на музыку П.И.Чайковского и А.Вивальди. Вы сможете в любое время его посмотреть, послушать музыку и надолго оставить в памяти краски осени и наше сегодняшнее занятие. Возьмите свои работы и покажите их своим родителям.
Литература:
А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Детство с музыкой, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
С.В.Конкевич. Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе. – Санкт-Петербург, 2005.
Л.Н.Алексеева, Т.Э.Тютюнникова. Музыка. Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 1998.
О.П.Радынова «Природа и музыка», Москва, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краски осени интегрированная НОД по музыке, изодеятельности, логопедии с элементами методики ТРИЗ для детей подготовительной группы
Данное мероприятие является частью творческого проекта "Времена года в классике" для детей подготовительной группы и является итоговым по теме "Осень"....
"Волшебная Жар-птица" /занятие по изодеятельности для детей подготовительной группы/
ТЕМА: "Волшебная Жар-птица"/занятие по изодеятельности для детей подготовительной группы/ ...
Конспект НОД по физической культуре в интеграции с учителем-логопедом для детей подготовительной группы
Данное занятие поможет детям развить ориентировку в пространстве,закрепить названия спортивного инвентаря и спортивных профессий, правильное звукопроизношение,самоконтроль за поведением и р...
Методическая разработка по логопедии для детей подготовительной группы на тему: "Путешествие по далёким островам!"
Санкт-ПетербургУчитель-логопед Сюняева Дарья Олеговна ГБДОУ №11 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга.07.12.2017 г. Цель:Обобщение представления о животных жарких стран; За...
ДЕНЬ МУЗЫКИ музыкальная викторина для детей подготовительной группы
ДЕНЬ МУЗЫКИмузыкальная викторина для детей подготовительной группыЦель: приобщение детей к музыкальной ку...
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда для детей подготовительных групп с ОВЗ «Учимся играя»
Цель: развитие пространственных ориентировок и правильного применения предлогов детьми старшего дошкольного возраста....