Учебная программа "Юный пожарный"
рабочая программа (старшая группа) по теме
Данная программа «Юный пожарный» формирует культуру безопасного поведения детей дошкольного возраста в природе и в быту. Программа построена с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста на игровой и продуктивной деятельности, прогулках, практических занятиях.
Рекомендуется к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и призвана сформировать у педагогов целостное представление о культуре безопасного поведения дошкольников в целом и пожарной безопасности в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy.docx | 58.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Гурьевского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»
Т.Д. Иванова
Юный пожарный
Учебная программа
для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Гурьевский муниципальный район
2012-2014
Согласовано и рассмотрено на заседании Совета педагогов протокол № | Утверждаю: заведующий МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска» ____________Л. Н. Бурдина |
Автор-составитель Иванова Татьяна Дмитриевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»
Иванова Т. Д. Юный пожарный[Текст] – Учебная программа / Т.Д. Иванова. Гурьевск: МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска»,
Данная программа «Юный пожарный» формирует культуру безопасного поведения детей дошкольного возраста в природе и в быту. Программа построена с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста на игровой и продуктивной деятельности, прогулках, практических занятиях.
Рекомендуется к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и призвана сформировать у педагогов целостное представление о культуре безопасного поведения дошкольников в целом и пожарной безопасности в частности.
Пояснительная записка
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых - привить детям культуру безопасного поведения.
Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми - все это составляющие общей культуры безопасности. Но если мы будем постоянно одергивать ребенка и говорить ему о том, что тут ты можешь попасть под машину, там обожжешься, здесь поранишься, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное, беспомощное создание с огромным багажом комплексов.
В связи с этим тема безопасности жизнедеятельности дошкольников, так актуально сегодня.
Актуальность этой темы состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с разными жизненными ситуациями.
В Федеральных государственных требованиях определена основная цель и задачи образовательной области «Безопасность» - подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде.
Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?
Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Анализ существующих программ по формированию основ безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста таких как, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, «Безопасность» Н.Н. Авдеева недостаточно отражает особенности формирования безопасного поведения дошкольников в быту. Поэтому возникла необходимость разработать программу, которая сделает обучение дошкольников безопасному поведению в быту более интересным и доступным с использованием игровой продуктивной познавательной деятельности.
Цель моей работы: формирование у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности в быту и на улице, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Задачи:
- формировать у детей дошкольного возраста представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способа поведения в них;
- познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности в быту;
- познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувства опасности огня;
- предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем.
Программа формирует культуру поведения дошкольников в быту и осторожного обращения с опасными предметами и с огнем.
Разработала систему занятий и диагностику для оценки знаний детей.
Программа построена с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста на игровой и продуктивной деятельности, прогулках, экскурсиях, практических занятиях.
Реализация программы позволит доступно разъяснить правила ребенку, при помощи развивающей среды донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил пожарной безопасности, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром.
Учебно-тематический план программы
«Юный пожарный»
для средней группы
№ п/п | наименование разделов и тем программы | всего часов | месяц |
1 | «Пожар» - «Для чего нам нужен огонь?» - «Пожароопасные предметы» | 2 2 | Октябрь |
- «Огонь друг, огонь враг» - Чтение произведения «Кошкин дом» - «Ни днем, ни ночью – не балуйтесь с огнем!» | 2 1 1 | Ноябрь | |
- «Спичка – невеличка» - Моделирование ситуации на макете «Пожар в доме» (действие при пожаре) - «Новый год» | 1 1 1 | Декабрь | |
2 | «Пожарный – профессия героическая» - Знакомство с профессией пожарного» (рассматривание иллюстраций) - Чтение стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные» | 2 1 1 | Январь |
- Чтение и обсуждение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья в огне не горели» - Рассматривание иллюстраций о труде пожарных и пожарных машин. Чтение стихотворение о пожарных и пожарных машинах. (Сборник «Чтобы не было беды» - Встреча с пожарным инспектором - Аппликация «Пожарная машина» | 1 1 1 1 | Февраль | |
3 | «Ток и газ – это опасно» - «Ток бежит по проводам» - «Электроприборы дома» - Рисование «Утюг» | 2 1 1 | Март |
- «А у нас дома газ!» - Рисование «Газовая плита» - Заучивание стихотворения «Газ тоже опасным бывает» (книга «Пожарная безопасность» стр.19) - Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Найди отгадку» | 1 1 1 1 | Апрель | |
- Правила в стихах и картинках. Игровая ситуация «Пожар» - Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные» - Экскурсия в пожарную часть (совместно с родителями) - Итоговое занятие: «Колобок – пожарников дружок» | 1 1 1 | Май |
Раздел №1
«Пожар» (11 часов)
Тема 1.1.- «Для чего нам нужен огонь?» 2 ч.
Дети узнают, что огонь – стихия, с которой человек обязан считаться и опасаться. Огонь, с одной стороны, источник жизни, тепла, с другой источник опасности при неправильном использовании его.
Тема 1.2. - «Пожароопасные предметы» 2ч.
Понятие пожароопасные предметы. Показать какова роль этих предметов в жизни человека.
Тема 1.3.- «Огонь друг, огонь враг» 2ч.
Когда и как используют люди огонь. Рассматривание иллюстраций.
Тема 1.4. - Чтение произведения «Кошкин дом» 1ч.
Дети знакомятся с произведением и понимают причину возникновения пожара.
Тема 1.5. - «Ни днем, ни ночью – не балуйтесь с огнем!» 1ч.
Дать понятие выражений «детские шалости»; «с огнем не играй, пожар не затевай». Какие действия могут привести к пожару.
Тема 1.6. - «Спичка – невеличка» 1ч.
Назначение спички в быту, предупреждение об опасности о неправильном пользовании со спичками.
Тема 1.7. - Моделирование ситуации на макете «Пожар в доме» (действие при пожаре) 1ч.
Придумывание ситуации для моделирования макета, понимать опасность в случаи пожара. Действия при пожаре.
Тема 1.8. - «Новый год» 1ч.
Как весело и безопасно встретить Новый год. Правила безопасного поведения в быту с пиротехникой, электрогирляндами и др.
Раздел №2.
«Пожарный – профессия героическая». (8 часов)
Тема 2.1. – «Знакомство с профессией пожарного». 2ч.
Рассматривание иллюстраций, форма одежды пожарного. Действия пожарного при пожаре.
Тема 2.2. - Чтение стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». 1ч.
Чтение произведения, обсуждение с детьми о прочитанном. Понятие «неизвестный герой».
Тема 2.3. - Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные». 1ч.
Труд пожарного. Правила поведения при пожаре. Решение проблемных ситуаций.
Тема 2.4. - Чтение и обсуждение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья в огне не горели» 1ч.
Как возник огонь, как предотвратить пожар, осторожное обращение с огнем.
Тема 2.5. - Рассматривание иллюстраций о труде пожарных и пожарных машин. Чтение стихотворение о пожарных и пожарных машинах. (Сборник «Чтобы не было беды»).
Понятие пожарный. Виды транспорта, их предназначение.
Тема 2.6.- Встреча с пожарным инспектором. 1ч.
Труд пожарного.
Учебно-тематический план программы
«Юный пожарный»
для старшей группы
№ п/п | наименование разделов и тем программы | всего часов | месяц |
Раздел 1. «Для забавы и игры спички в руки не бери!» | Тема 1.1. Экскурсия по детскому саду. Тема 1.2. Для забавы и игры спички в руки не бери! Тема 1.3. Загадывание загадок, заучивание пословиц. Подвижная игра «Быстрые и ловкие». Тема 1.4. Чтение стихотворения Е. Хоринского «Спичка - невеличка». | 1 1 1
1 | Октябрь |
Раздел 2. «Пожарный – профессия героическая». | Тема 1.5. Составление рассказов детьми «О чем рассказала спичка?». Тема 1.6. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Сказка про спички». Тема 1.7. Беседа «Большая беда от маленькой спички» (в доме, на улице, в лесу). Тема 2.1. Экскурсия в пожарную часть (совместно с родителями). | 1 1 1 1 | Ноябрь |
Тема 2.2. Рассматривание иллюстраций о труде пожарных и пожарных машин. Тема 2.3. Аппликация «Пожарная машина». Тема 2.4. Беседа «Скоро, скоро Новый год, пусть пройдет он без хлопот!». | 1 1 2 | Декабрь | |
Тема 2.5. Игра «Эвакуация ЧС» (пожар). Тема 2.6. Чтение произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом». Драматизация «Кошкин дом». | 1 2 | Январь | |
Раздел 3. «Пожар» | Тема 2.7. «Я пожарным быть хочу, пусть меня научат». Тема 2.8. С/ролевая игра «Мы пожарные». Тема 3.1. Игра-викторина «Что мы знаем о пожаре». Тема 3.2. Чтение сказок Е. Пермяка «Как человек с огнём подружился», «Как огонь воду замуж взял» (беседа по прочитанному). | 1 1 1 1 | Февраль |
Тема 3.3. Д/игры «Предметы и источники пожара», «Что можно, что нельзя». Тема 3.4. Рисование « Пожароопасные предметы». Тема 3.5. Занятие «А у нас в квартире газ». Тема 3.6. «Огонь друг или враг» | 1 1 1 1 | Март | |
Раздел 4 «Ток и газ- это опасно» | Тема 4.1. Занятие «А у нас в квартире газ». Тема 4.2. Рисование «Газовая печь». Тема 4.3. Будьте осторожны с электроприборами. | 2 1 1 | Апрель |
Тема 4.4. Игра-викторина «Не шути с огнем!». Тема 4.5. Спортивный праздник «Юный пожарный». Тема 4.6. Итоговое развлечение «С огнем не играйте! С огнем не шалите! Здоровье и жизни свои берегите! | 1 1 1 | Май |
Раздел 1.
«Для забавы и игры спички в руки не бери!» 8 часов.
Тема 1.1. Экскурсия по детскому саду.
1 час.
Знакомятся с уголком пожарной безопасности, планом эвакуации, с условными схемами. Расширяют знания о противопожарной работе в детском саду.
Тема 1.2. Для забавы и игры спички в руки не бери!
1 час.
Дети продолжают знакомиться с предназначением спичек в быту. Познают, что легко воспламеняется от спички, об опасности при неправильном обращении со спичками.
Тема 1.3. Загадывание загадок, заучивание пословиц.
Подвижная игра «Быстрые и ловкие».
1 час.
Дети учатся внимательно слушать и отгадывать загадки, понимать смысл пословиц и запоминать их. В игре развивают внимание и быстроту действий в ЧС.
Тема 1.4. Чтение стихотворения Е. Хоринского «Спичка - невеличка».
1 час.
Дети знакомятся со стихотворением Е.Хоринского «Спичка - невеличка». Учатся обсуждать смысл стихотворения, делать вывод о правильном поведении в быту.
Тема 1.5. Составление рассказов детьми «О чем рассказала спичка?».
2часа.
Дети придумывают разные рассказы о спичке, развивают память, логическое мышление, воображение, рассматривают картинки о возможных чрезвычайных ситуациях.
Тема 1.6. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Сказка про спички».
1час.
Дети знакомятся со стихотворением. Учатся обсуждать смысл стихотворения, делать вывод о правильном поведении в быту.
Тема 1.7. Беседа «Большая беда от маленькой спички» (в доме, на улице, в лесу).
1 час.
Дети учатся с помощью картинок показывать и рассказывать, какая беда может случиться от маленькой спички и учатся безопасному поведению в доме, на улице и в лесу.
Раздел 2.
«Пожарный – профессия героическая» 10 часов.
Тема 2.1. Экскурсия в пожарную часть (совместно с родителями).
1 час.
Знакомятся с внешним видом пожарного, с пожарной техникой, со спецификой профессии пожарного. Наблюдают за тушением пожара.
Тема 2.2. Рассматривание иллюстраций о труде пожарных и пожарных машин.
1 час.
Воспоминание об экскурсии.
Тема 2.3. Аппликация «Пожарная машина».
1 час.
Рассматривают иллюстрации пожарных машин, выполняют аппликацию по образцу.
Тема 2.4. Беседа «Скоро, скоро Новый год, пусть пройдет он без хлопот!».
2 часа.
Чтение, беседа и моделирование ситуаций по рассказу «Украшаем ёлку»
Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах поведения возле ёлки, действиях с опасными предметами (хлопушками, свечами, фейерверками и т.д.)
Тема 2.5. Игра «Эвакуация ЧС» (пожар).
1 час.
В игре дети учатся быстро реагировать на сигнал, по возможности быстро одеваться и эвакуироваться на первый этаж или в другое место (в зависимости от очага возгорания).
Тема 2.6. Чтение произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом».
Драматизация «Кошкин дом».
2 часа
Внимательно слушать произведение, учатся делать вывод о прочитанном, обыгрывание отрывков.
Тема 2.7. «Я пожарным быть хочу, пусть меня научат».
1 час.
Повторить с детьми всё о труде пожарных, стихотворения, рассматривание картин о пожаре и пожарных.
Тема 2.8. С/ролевая игра «Мы пожарные».
1 час.
Играть, применяя всё с чем знакомились. Учатся находить выход из трудной ситуации.
Раздел 3
«Пожар» 6 часов.
Тема 3.1. «Что мы знаем о пожаре».
1 час.
Рассматривая картинки, выяснить в каких ситуациях может возникнуть пожар. Учатся делать вывод, что можно, что нельзя, как опасно быть неосторожным с огнём. Прочитать детям стихотворение «Добрый огонь».
Тема 3.2. Чтение сказок Е. Пермяка «Как человек с огнём подружился»,
«Как огонь воду замуж взял»( беседа по прочитанному).
1 час.
Учить детей внимательно слушать сказку и делать вывод. Обсуждать о прочитанном, отвечать на вопросы.
Тема 3.3. Д/игры «Предметы и источники пожара»,
«Что можно, что нельзя».
1час
Продолжать объяснять детям о предметах быстрого возгорания, самостоятельно по описанию предмета находить его и уметь объяснять, чем и как он опасен. Умение быть осторожными, заботится не только о себе, но и об окружающих.
Тема 3.4. Рисование « Пожароопасные предметы».
1 час.
Рассмотреть карточки с изображением предметов и нарисовать по желанию любой предмет.
Тема 3.5. «Огонь друг или враг».
1 часа.
Дать представление о роли огня в жизни человека, о поведении при угрозе пожара. Заучивание загадки об огне. Рассматривание картин о пожаре.
Раздел 4
«Ток и газ- это опасно» 7 часов.
Тема 4.1. Занятие «А у нас в квартире газ».
2 часа.
Продолжать знакомить детей от чего может возникнуть пожар, при неосторожном обращении. Что такое газ и как он опасен. Рассматривание картинки с изображением газового баллона и газовой печки. Чтение стихотворения «Газ тоже опасным бывает».
Тема 4.2. Рисование «Газовая печь».
1 час.
Рассматривание иллюстраций, рисование по образцу воспитателя.
Тема 4.3. Будьте осторожны с электроприборами.
1 час.
Рассмотреть иллюстрации электроприборов и бытовой техники. Игра «Да и нет».
Тема 4.4. Игра-викторина «Не шути с огнем!».
1 час.
Закрепление знаний детей об огне, пожароопасных предметах, поведении при пожаре.
Тема 4.5. Спортивный праздник «Юный пожарный».
1 час.
Тема 4.6. Итоговое развлечение «С огнем не играйте! С огнем не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!
1 час.
Содержание программы «Юный пожарный» для средней и старшей группы
- Задачи обучения:
– знакомить детей с терминами пожарной лексики: «пожарный», «ток», «газ», «безопасность», «электроприборы» и т.д.
- расширять знания детей о правилах безопасного поведения при пожаре;
- знакомить с правилами поведения с электроприборами;
- знакомить детей с назначением электроприборов;
- учить применять навыки безопасного поведения в реальных условиях.
Знать:
- основные понятия: «бытовая техника»; «электроприборы»; «пожароопасные предметы»;
- правила безопасного поведения в быту;
- номера телефонов экстренной службы: 01 – пожарная часть, 04 - газовая служба.
Уметь:
- ориентироваться в пространстве (в квартире, в групповой комнате);
- объяснять правила поведения при пожаре;
Владеть:
- навыками соблюдения и выполнения правил пожарной безопасности, при помощи взрослых.
Литература
1 Авдеева Н.Н ; Князева Н.Л.; Стеркина Р.Б. Безопасность [Текст] : учеб. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Авдеева Н.Н ; Князева Н.Л.; Стеркина Р.Б. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 144с.
2 Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М.: Просвещение, 1992.
3 Развернутое перспективное планирование [Текст]: по программе М.А. Васильевой: старшая группа / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; авт.-сост. Т.И. Кандала и др. – Волгоград: Учитель, 2011. 111с. –(Тематическое планирование в ДОУ).
4 Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. – СПб,, 1994.
5 Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре / Сост. Д.Б. Игуменова, И.Г. Иванников. – М.: М.: Стройиздат, 1992.
Развлечение по пожарной безопасности для средней группы
«Колобок – пожарников дружок»
Цель:
Доставить детям радость. Развивать творчество, воображение, навыки общения, импровизацию в музыкальной, физкультурной, познавательной деятельности. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей, развивать ловкость, внимание, быстроту, воспитывать доброжелательность и взаимоуважение,
Оборудование:
Султанчики, канат, гимнастическая скамейка, макет огня, дорожка здоровья, мыльные пузыри, полог (голубая ткань 2,5м х 2,5м), 2 ведёрка, «сухой бассейн», 2 стойки с лентами, 2 тоннеля, знаки на стойках: «Спички детям не игрушки», «Не забудь выключить электроприборы», «Не забудь выключить плиту», «Огонь – друг, огонь – враг!».
Роли исполняют:
Ведущая воспитатель
Колобок
Заяц
Волк дети подготовительной группы
Медведь
Лиса
Развлечение проводится в спортивном зале. Дети под музыку проходят в зал, становятся полукругом, читают стихи.
1:
Надо помнить нам о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.
2:
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
3:
Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
4:
Если имущество хочешь сберечь
Не уходи, когда топится печь!
Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек может дом ваш поджечь.
5:
Не играй с электроплиткой.
Спрыгнет с плитки пламя прыткое!
С газом будь осторожен,
От газа пожар возможен!
6:
Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!
7:
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер – 01!
Дети исполняют песню «Важные правила» музыка Т. Соковой, слова О. Шавлуковой:
1)
Огонёк красивый, ясный,
Очень яркий и прекрасный,
Но уж очень он опасный,
Мы об этом вам споём.
Не играй со спичками,
Спичками – сестричками,
Эти правила ты знай,
Все их выполняй!
2)
Газ на кухне и утюг,
Могут стать врагами вдруг.
Вы за ними наблюдайте
И всегда их выключайте.
Не играй со спичками,
Спичками – сестричками,
Эти правила ты знай,
Все их выполняй!
Дети садятся на стульчики.
Ведущая:
Здравствуйте, мои друзья!
Рада видеть всех вас я.
Собрались не зря сейчас,
Есть у меня для вас рассказ.
Дед с бабой жили – не тужили,
Внучат своих сильней всего любили.
Те часто в выходные приезжали,
И старики их вкусно угощали.
Однажды дед спросил бабулю:
«Чем будешь угощать внучат, жена?»
Ответила бабуся: «Колобка слеплю я!
Уж он понравится сполна!»
Пошла в кладовку, где нашлась мука,
Сметану не забыла положить.
И замесила чудо – колобка,
Осталось только печку затопить.
Звучит музыка. В зал входит Колобок:
Ну, ребята, я попал… Еле-еле убежал!
Затопила баба печь, чтобы в ней меня испечь.
Только проследить забыла и меня чуть не спалила.
Вовремя успел сбежать! Хочу пожарником я стать.
Помогать всегда во всём, тем, кто борется с огнём.
Колобок поёт песню (на мотив песни «Ах вы сени»):
Колобок я колобок, я пожарников дружок!
Помогу всегда во всём, тем, кто борется с огнём.
Колобок я не простой, помогу в беде любой.
Я всегда приду на помощь – вместе справимся с тобой!
Под музыку в зал заскакивает Заяц:
Помогите! Ой – ой – ой! Там огонь бежит за мной!
Очень сильно я боюсь, что от огня я не спасусь!
Колобок:
Что случилось, Зайчик, друг?
Чего так испугался вдруг?
Расскажи мне, не тая –
Помогу, быть может, я.
Заяц:
Я домой с прогулки шёл,
Спичек коробок нашёл.
Смело чиркнул спичкой я –
Подъезд охватило пламя огня.
Там в одной из квартир ждёт меня вся семья,
Прошу я вас очень – помогите, друзья!
Дети исполняют «Танец искр» с султанчиками, садятся на стульчики.
Колобок:
Что ж, Зайчишка, ты не бойся,
Отдохни и успокойся.
Мы ребят попросим помочь тебе,
Ведь друзья помогают всегда и везде.
Ведущая:
Ребята, давайте поможем Зайчику и Колобку погасить огонь. Спасти зайца можно только затушив пожар из пожарного шланга. Давайте поделимся на команды.
Проводится эстафета «Спаси зайца».
Описание эстафеты:
Дети встают в колонну друг за другом, им в руки даётся канат – «пожарный шланг». По команде «Раз, два, три – скорее зайца спаси!», дети, держась за канат друг за другом поднимаются на гимнастическую скамейку, шагают вдоль по ней. Затем спускаются, «тушат пожар» - оббегают макет огня и возвращаются обратно. В эстафете принимают участие одновременно 4-5 человек от каждой команды, затем участники меняются. Эстафета проводится под весёлую музыку.
Ведущая:
Молодцы, ребята, отлично справились с заданием. А чтобы больше никто не забывал правило, что спички детям не игрушки, мы поставим предупреждающий знак. (Ставит предупреждающий знак «Спички детям не игрушки»)
Заяц прощается с Колобком и с ребятами. Колобок идёт дальше, и поёт песенку. Навстречу выходит Волк:
Что же делать, как же быть?
Как огонь мне потушить?
Сильно очень он горит,
Сжечь весь дом он вмиг грозит
Колобок:
Что случилось, Волк? Ответь.
С чего огонь начал гореть?
Волк:
Я хотел погладить брюки,
Включил утюг, затем пошёл мыть руки.
А дальше сел читать газету,
Потом съел вкусную конфету…
Но вдруг почувствовал – горит!
И дым уже в окно валит!
Погасить огонь мне помогите,
Дом мой от беды спасите!
Колобок:
Это горе и беда!
Но друзья помогут нам всегда.
Ведущая:
Ребята, и здесь нужна ваша помощь! Волк живёт в многоэтажном доме, на самом верхнем этаже. Добраться к нему можно только при помощи пожарной лестницы.
Проводится эстафета «Поможем Волку».
Описание эстафеты:
Дети выстраиваются друг за другом в одну колонну. По команде «Раз, два, три – скорее пожар потушить помоги» первый ребёнок перелазит через гимнастическую скамейку, пробегает по дорожке здоровья – «добирается к Волку на самый верхний этаж» и «тушит пожар» специальной «противопожарной пеной» - дует мыльные пузыри на макет огня. Затем возвращается к своей команде, эстафету продолжает следующий ребёнок. Эстафета проводится под весёлую музыку.
Ведущая:
Ребята, давайте объясним Волку, что такое электрический ток.
Ребёнок 1:
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос, ток энергию принёс.
Ребёнок 2:
Ток – помощник в доме первый –
Друг наш преданный и верный!
Но в неумелых руках наш друг –
Может стать очень опасным вдруг.
Ведущая:
Необходимо знать некоторые правила пользования электричеством:
Никогда не трогайте провода и электроприборы мокрыми руками.
Не вынимайте вилку из розетки, дёргая за шнур.
Если почувствовали запах горелой резины или заметили искру в розетке, сразу скажите об этом взрослым.
Не закрывайте лампу или светильник бумагой или тканью.
Не оставляйте включенным утюг, чайник и другие электроприборы.
А этот предупреждающий знак поможете забыть правила обращения с электрическими приборами.
(Ставит знак «Не забудь выключить электроприборы»)
Волк прощается со всеми и уходит. Колобок идёт дальше и поёт песенку.
Навстречу выходит Медведь:
Отчего и почему всё на кухне загорелось?
Я готовился ко сну, чай попить мне захотелось.
Поставил чайник на плиту и газ включил я срочно.
Но слышал ли свисток, когда смотрел кино – не помню точно!
Колобок:
Помни! Чайник со свистком
Всегда напомнит нам о том,
Что вода шумит, бурлит,
Что вода вовсю кипит.
Пар рассерженный клокочет –
Вырваться наружу хочет.
Это значит, детвора, -
Чайник с газа снять пора!
Медведь:
Что делать мне теперь?
Как открыть на кухню дверь?
Как огонь мне погасить?
Что же делать ? Как же быть?
Колобок:
Мы с ребятами поможем без труда,
Для этого нужна вода.
Девочки исполняют танец с пологом «Волна», садятся на стульчики.
Ведущая:
Ребята, Медведю срочно нужно помочь! А пробираться к нему мы будем сквозь лесную чащу.
Проводится эстафета «К Медведю в берлогу».
Описание эстафеты:
Дети строятся в одну колонну друг за другом, у направляющего в руке ведро. По команде «Раз, два, три – быстрее пожар потуши!» первый ребёнок подходит к «сухому бассейну» и имитирует движение «зачерпывание воды в ведро». Далее бежит к стойке с лентами – пробирается через «лесную чащу». Затем пролезает в тоннель на четвереньках – «заходит в берлогу» к Медведю и «тушит огонь» (макет огня на стойке), имитируя «выплёскивание воды из ведра». Затем возвращается к своей команде, передаёт ведро (эстафету) следующему участнику.
Эстафета проводится под весёлую музыку.
Ведущая:
А сейчас отгадайте-ка загадки:
Голубой огонёк
Нам обед сварить помог. (Газ)
Она помощница моя,
На ней обед готовлю я.
Я конфорки зажигаю,
Борщ варю, котлеты жарю. (Плита)
Я огня не боюсь,
Смело на огонь сажусь,
В меня воду наливают
И бульон душистый варят. (Кастрюля)
Если вода закипит,
Стану я очень сердит.
Заворчу, запыхчу
И в свисточек засвищу. (Чайник со свистком)
Молодцы, ребята. Отгадали все загадки. Будьте всегда внимательны и не забывайте зайти на кухню и проверить не включена ли плита.
(Ставит знак «Не забудь выключить плиту»)
Медведь прощается с ребятами и с Колобком, уходит. Колобок идёт дальше и поёт свою песенку.
Навстречу идёт Лиса:
Здравствуй, милый Колобок.
Песня твоя славная, дружок!
Мне сороки рассказали,
О том, как с ребятами вы помогали.
Вас за это я хвалю!
Наградить я вас велю.
Я работник пожарной охраны,
Вами будем гордиться всегда мы.
Колобок:
Если б ребята не помогали,
Справился с горем, бедою едва ли.
Большое спасибо я всем говорю
И вам на память я знак подарю.
Это очень важный знак.
Помните: «Огонь – друг, огонь – враг»!
Дети исполняют песню «Не шути с огнём!» музыка Л. Куклиной, слова О. Шавлуковой:
1)
Колобок наш друг отважный –
Пусть об этом знает каждый!
Он спасёт в любой беде
И на суше, и в воде!
Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
2)
Днем и ночью, утром рано
Вся пожарная охрана
Если что вдруг загорится,
К нам на помощь быстро мчится
Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
Колобок и Лиса ставят знак «Огонь – друг, огонь – враг!», прощаются с детьми и уходят.
Ведущая:
Свой рассказ я завершаю,
Вас я всех предупреждаю,
Будьте внимательны ночью и днём
И не шутите, ребята, с огнём!
Дети под музыку выходят из зала.
Спектакль
«О том, что огонь хоть и опасный, но друг…»
Действующие лица – чтецы (1) – (2), учитель, огонь, пожарный, группа детей.
Чтец (1):
О чем поет огонь,
Гуляя по поленьям?
Чтец (2):
О том, что занят он
Не только отопленьем.
Учитель: Огонь - давний друг человека. Тысячи лет назад он согревал человека, защищал его от диких зверей, помогал готовить пищу. Огонь и сейчас остается людям другом, верно служит в быту и на производстве.
Чтец (1):
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло! Посмотрите, ребята вокруг –
Нам огонь – повседневный друг!
Учитель: Сила у огня большая – пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может, стань страшным, коварным врагом. И тогда в считанные минуты он уничтожит то, что создавалось долгими годами упорного труда.
Чтец (2):
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
Чтец (1):
То он змейкой торопливой
По сухой ползет коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Чтец (2):
Да, огонь бывает разный –
Бледный – желтый, ярко – красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
(Выходит Огонь)
Огонь:
Я – Огонь! Я – друг ребят,
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все вокруг!
Учитель: Выйдя из повиновения, огонь может уничтожить целый город или деревню. Каждый год на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, гостиницы и магазины, поезда, корабли, самолеты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и школы, дворцы, памятники культуры, леса, хлебные поля…. В результате – колоссальные убытки. А самое главное – десятки тысяч человеческих жизней, и очень часто, к сожалению, страдают дети.
Ребята, назовите самые распространенные причины пожара.
(Дети отвечают по очереди.)
- Короткое замыкание в электросети;
- неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, бенгальским огнем на новогодней елке;
- неосторожность в обращении с фейерверками, хлопушками, петардами;
- оставленные включенными без присмотра утюг и другие электроприборы;
- брошенная в траву непотушенная сигарета или спичка.
Огонь:
Ростом спичка – невеличка.
Не смотрите, что мала:
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Дети: (хором)
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
Огонь:
Чирк – беспечно –
И на спичке
Огонек аленький.
Смотришь,
Спичка –
Невеличка,
А пожар –
Немаленький!
Дети: (хором)
Спички не тронь,
В спичках – огонь!
Огонь: Очень опасно неосторожное обращение с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: бензином, ацетоном, лаками, красками, которое подчас приводит к взрывам, а значит – тяжелым ожогам и увечьям.
Дети:
С огнем не шути!
Сгореть можно,
С огнем обращайся
Очень осторожно!
Учитель: Конечно, пожар может возникнуть по самой разной причине. Например, в лесах и на хлебных полях пожар может возникнуть даже от небольшой искорки от автомобиля или трактора. Летняя гроза может тоже стать виновней пожара. Очень опасен невзначай брошенный окурок или не залитый водой костер.
Чтец (1):
Пылает лес, бушует жар –
Природу охватил пожар.
Кто виноват в игре огня?
Всего лишь искорка костра.
Чтец (2):
Этот дядя не жалеет,
Что в лесу окурок тлеет.
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь.
Дети: (хором)
Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!
Учитель: Ребята, что нужно делать, если вы видите, что начинается пожар?
Чтец (1):
При пожаре,
При пожаре,
Знает каждый гражданин,
При пожаре,
При пожаре
Набирают «01»!
(Выходит Пожарный)
Пожарный:
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся!
Огонь бежит по крыше,
Огонь все выше, выше!
Но прямо в дым угарный
Шагнул боец – пожарный!
И не страшна жара ему, он борется с огнем:
За ним его товарищи
В огонь и дым любой
Идут в пожар – пожарище,
Как воины на бой!
Дети: (хором)
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер «01»!
Учитель: А если телефона поблизости нет, что нужно делать при возникновении пожара?
Дети: Необходимо звать на помощь, всячески шуметь, чтобы все услышали сигнал тревоги.
Учитель: Работа пожарных и опасна и трудна. Ведь от их действий часто зависит жизнь людей. И бывает много случаев, когда пожарные сами гибнут в огне, а других людей спасают. И не только взрослые, но и дети получают медали за спасение людей при пожаре.
Учитель: Известны ли вам случаи героических поступков людей при тушении пожара? (Ответы детей.)
Ребята, кто из вас хотел бы стать пожарным? (Ответы детей.)
Пожарный: Пожарные должны уметь быстро собраться, чтобы срочно выехать в заданный район, ведь дорога каждая минута. Проверим, умеете ли вы быстро собираться? (Несколько человек желающих снимают обувь. Пожарный перемешивает ее, и по сигналу игроки находят свою обувь и стараются как можно быстрее обуться. Кто первый выполнит задание, тот и выигрывает.)
Молодцы! А теперь ответьте на вопросы.
- Что нужно делать при пожаре? (Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры эвакуации.)
- Что нельзя делать при пожаре? (Нельзя разбивать стекла и распахивать окна во время пожара, так как поступающий кислород только усилит горение; нельзя близко подходить к огню из – за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий; нельзя поддаваться панике и мешать тем, кто тушит огонь; нельзя поливать водой включенные в сеть электроприборы и электрические провода.)
- Что необходимо сделать, когда уходишь из дома? (Выключить свет, отключить электроприборы, спрятать спички от маленьких детей.)
- Чем можно тушить огонь? (Водой, снегом, стиральным порошком, землей, песком, брезентом, пеной из огнетушителя.)
Пожарный:
Чтобы не было пожаров,
Надо правило всем знать.
Их конечно, очень много –
Выучим хотя бы пять.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
И в лесу костер опасен –
Для деревьев, птиц, зверей.
Будет лес для всех прекрасен
Без пожаров и углей.
Чтоб огонь не убежал,
Чтоб он место свое знал.
Ты ему создай преграду:
Из камней земли ограду.
Уходя, засыпь землей
Или все залей водой.
Чтоб выросла пшеница,
Нужно много потрудиться –
Ты костер не разжигай
Там где зреет урожай.
Вдруг одежда загорелась –
Сразу на пол ты вались,
Сразу по полю катайся,
В одеяло обернись.
Всем давно понять пора:
Спички – это не игра!
Пусть и взрослым будет ясно…..
Дети: (хором)
Что с огнем шутить опасно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная тренировка пожарной эвакуации в доу
Учебная тренировка пожарной эвакуации в доу....
Учебная тренировка пожарной эвакуации в ДОУ
Жизнь полна неожиданностей, и важно научить ребенка сохранять спокойствие в сложных ситуациях, находить выходы из нее. Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является обеспечен...
Учебно-методическое пособие - лэпбук по правилам пожарной безопасности детей дошкольного возраста «Пожарная безопасность»
Противопожарная безопасность – одна из самых актуальных задач, которая стоит перед взрослыми. Задача взрослых довести до сознания ребёнка понятие, о значении огня в нашей жизни. И в то же в...
Учебная тренировочная пожарная эвакуация в МБДОУ "Детский сад №59" города Воронежа
Жизнь полна неожиданностей, и важно научить ребенка сохранять спокойствие в сложных ситуациях, находить выходы из нее. Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является обеспечен...
Учебно - методическое пособие по пожарной безопасности "Пожарный щит"
Очень важно уделять внимание обучению правилам пожарной безопасности в дошкольном возрасте. Если знания противопожарной безопасности привиты с детства, то они соблюдаются и во взрослой жизни.Данный...
Модель учебной тренировки будущих пожарных «Стать пожарным я хочу» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Конспект сюжетного занятия по пожарной безопасности. Совместно с детьми спомнили правила пожарной безопасности и провели тренировку настоящих пожарных....