Отчет работы по творческой теме «Формирование благоприятного климата в детском коллективе через общение»
материал (старшая группа) по теме
Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. В этот период происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распределение ролей и обязанностей). Организация воспитателем коллективной деятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 49.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 14
« Гнездышко»
Отчет работы по творческой теме
«Формирование благоприятного климата в детском
коллективе через общение»
на 2011 – 2012 учебный год
воспитателя Шицко А.С.
Зеленогорск 2012
Проблема формирования взаимоотношений дошкольников решается в совместном труде, на занятиях, в свободной деятельности детей, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков товарищей.
Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. В этот период происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распределение ролей и обязанностей). Организация воспитателем коллективной деятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей.
Одним из социально-психологических аспектов работы воспитателя является создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Благоприятный климат - это такой, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала детьми и полноценному развитию личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в группе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Я считаю эту проблему очень актуальной для нашей группы.
Поэтому целью моей работы является: формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Исходя из цели мною были поставлены следующие задачи:
- создавать предметно развивающую среду, направленную на создание благоприятного климата в детском коллективе;
- создавать в группе благоприятную, радостную обстановку, усиливать положительные эмоции через разные виды деятельности;
- развивать навыки общения, учить детей доброжелательному общению;
- разрабатывать мероприятия направленные на создание благоприятного климата в группе.
Для успешной реализации поставленной цели и задач я разработала план работы на год, по которому работала в течение года.
В начале года мною была проведена диагностическая работа, направленная на выявление психологического климата в детском коллективе.По итогам работы видно, что 40% детей относятся к группе популярных детей, а 60% относятся к группе отверженных ( результаты см. в приложении №1).
Всю свою работу я проводила в соответствии с разработанным мною планом. Изучала литературу по теме, программу для старшего дошкольного возраста. В группе мною был создан уголок настроения, изготовлены дидактические игры и пособия ( игра-векторина « В дружбе наша сила», «Найди детеныша для мамы», «Чудесный мешочек», «Опасно – не опасно», «Что такое хорошо и что такое плохо») направленные на развитие положительных эмоций у детей. Так же подобрала и проводила игры направленные на сплочение группы «Дотронься до цвета», «Гусеница», «Подъемный кран» и т.д., игры направленные на помощь в совместной деятельности «Закончи рисунки», «Рукавички», «Угадай -ка» и т. д. (см. приложение №2). Проводила беседы с детьми на разные темы, они способствовали улучшению эмоционального фона в группе (« Почему мы должны помогать друг другу», « Счастье – это когда тебя понимают», « Что бы вы могли сделать здесь и сейчас для улучшения окружающего мира» и т.д.) Старались поддерживать совместно с детьми все традиции нашего детского сада и группы.Традиции: « Дарение подарков» для создания в группе атмосферы равных прав; «Утро радостных встреч», которая способствует постепенному вхождению ребенка в коллектив и ритм жизни группы; « Сладкий вечер» способствует снятию напряжения и усталости, вносим разнообразие в жизнь детей. Так же совместно с детьми оформляли фотовыставку «Я и мои друзья!», создавали открытки для пап, тем самым сплачались друг с другом.
Проводила систематическую работу с родителями группы: подготовила и провела: родительское собрание «Эмоциональное развитие детей», консультацию «Особенности общения и его роль для детей старшего дошкольного возраста».
Завершающим этапом моей работы являлся совместный досуг детей и родителей группы «Праздник доброты и вежливости по отношению друг к другу»
Итогом своей работы я считаю успешную реализацию своего плана. У детей в группе развились навыки доброжелательного общения, обстановка в группе стала более легкой и непринужденной, стала более радостной, благоприятной. Дети стали уважительние по отношенинию к старшим и друг другу по сравнению с началом года.
Так же результатом проделанной работы является то, что психологический климат в коллективе улучшился, 10% детей перешли из группы отверженных детей в группу популярных.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
СОЦИОМЕТРИЯ
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
4. Кто еще остался на берегу?
Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).
И.Ф ребенка | Арина | Гриша | Рома | Эдик | Саша | Даниил | Кристя | Сережа | Вика | Влада | Юля | Вероня | Илья | Алина | Дарина | Степа | Игорь | Паша |
Арина Б. | - | - | + | + | + | + | - | + | ||||||||||
Гриша Б. | - | + | - | + | - | - | + | + | ||||||||||
Рома Б. | - | + | + | - | - | + | ||||||||||||
Эдик Г. | + | + | - | - | - | - | ||||||||||||
Саша Ж. | - | - | - | + | + | + | ||||||||||||
Даниил К. | + | + | - | + | - | |||||||||||||
Кристина | + | - | - | + | + | - | - | + | ||||||||||
Сережа Н. | + | - | - | + | + | |||||||||||||
Вика П. | + | - | + | + | + | + | - | + | ||||||||||
Влада П. | + | - | - | + | + | |||||||||||||
Юля С. | + | - | + | - | + | - | - | |||||||||||
Вероника | + | + | + | - | - | |||||||||||||
Илья Т. | - | + | + | + | - | |||||||||||||
Алина Ф. | + | - | - | + | + | |||||||||||||
Дарина Ш. | - | + | - | + | + | - | ||||||||||||
Степа Ш. | - | - | + | + | + | |||||||||||||
Игорь Ш. | - | + | - | + | + | - | + | |||||||||||
Паша Ш. | + | - | + | + | + | + | - |
На конец года
И.Ф ребенка | Арина | Гриша | Рома | Эдик | Саша | Даниил | Кристя | Сережа | Вика | Влада | Юля | Вероня | Илья | Алина | Дарина | Степа | Игорь | Паша |
Арина | - | - | + | + | + | + | + | + | - | |||||||||
Гриша | - | + | - | + | + | - | + | + | ||||||||||
Рома | + | + | - | - | + | |||||||||||||
Эдик | + | + | + | - | - | + | - | |||||||||||
Саша | - | - | + | + | + | + | + | |||||||||||
Даниил | - | + | + | + | + | - | - | + | ||||||||||
Кристя | + | + | - | + | - | + | + | - | + | |||||||||
Сережа | + | + | + | - | - | + | ||||||||||||
Вика | - | - | + | + | + | + | + | |||||||||||
Влада | + | - | - | + | + | - | ||||||||||||
Юля | + | - | + | - | + | + | + | |||||||||||
Вероника | + | + | + | + | - | + | - | + | ||||||||||
Илья | + | + | + | + | - | - | - | + | + | |||||||||
Алина | + | - | + | + | - | - | ||||||||||||
Дарина | - | + | + | + | + | - | ||||||||||||
Степа | - | - | + | + | + | + | ||||||||||||
Игорь | + | + | - | + | + | - | + | |||||||||||
Паша | + | - | - | + | + | + |
ПРИЛОЖЕНИЕ№2
Примеры игр и упражнений на сплочение группы:
1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.
2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".
3. "Гусеница" – дети становятся друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
4. "Подъемный кран".
Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.
Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.
Игры, направленные на помощь в совместной деятельности.
Закончи рисунки
Дети сидят в кругу. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку воспитателя передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.
Дети разбиваются на пары или тройки. «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка», — говорит воспитатель, — вы договоритесь между собой, какой рисунок выложить на дощечке. Чтобы никто не услышал, надо подвинуться друг к другу ближе, обнять за плечи, наклониться и говорить шепотом. Потом вы все вместе выкладываете свой общий рисунок, а когда он будет готов, остальные попытаются угадать, что вы изобразили». Дети договариваются друг с другом о сюжете рисунка, выкладывают его. После этого вся группа угадывает, какой рисунок задумали ребята. Подобное задание того же типа можно провести на материале рисунка или аппликации.
Воспитатель делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные — подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивается выставка.
Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по творческой теме: «Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру»
главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Я выбрала самый до...
Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»
Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка. Главная цель моей работы- это развитие личност...
Отчет по творческой теме: «Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру»
отчет по теме самообразования...
Отчет работы по творческой теме «Формирование благоприятного климата в детском коллективе через общение»
из опыта работы...
Отчет по творческой теме "Формирование экологической куль-туры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"
Любовь к природе, сознательное, бережное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства и в семье, и в ДОУ. Прежде всего мы сами, взрослые люди: воспитатели, чьи-то мамы и баб...
Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по теме «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников через общение с природой»
Закрепить знания о весне.. Развивать монологическую речь детей. Вызвать интерес к познанию природного явления –развитию и росту растений. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уваже...
Отчет по самообразованию по теме " Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Работу по формированию финансовой грамотности начала с детьми старшей группы. Дети с интересом и удовольствием принимают новые знания и понятия. Не остаются безучастными и мои родители, для них ...