Анкетирование по "Духовно-нравственному воспитанию"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Сумина Надежда Васильевна

Анкеты для родителей и пример их обработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultaty_anketirovaniya.docx169.25 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты проведенной работы.

     В период с октября 2012 года  по  ноябрь 2013 года в МДОУ Д/С N21 был активизирован процесс духовно - нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.
       Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, исследовательские проектов, игры, упражнения, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовно-нравственной воспитанности дошкольников.
         Работа в тесном сотрудничестве с родителями и общественными организациями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно - нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.

     Мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.). Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние два года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса духовно-нравственного воспитания проводится в начале и по окончании учебного года. Вначале было проведено анкетирование педагогов и родителей об актуальности духовно-нравственного воспитания в современный период времени. 
        Опрос педагогов показал - все уверены (100%), что духовно-нравственное воспитание детей должно начинаться с дошкольного возраста.
         Начальные итоги анкетирования родителей показали, что вначале учебного года они не придавали большого значения развитию духовности детей, но потом ответы родителей изменились в положительную сторону. Также увеличилось количество семей, празднующих вместе с детьми народные праздники : Пасха, Масленица и др.

Итоги анкетирования родителей в начале учебного года

  1. Является ли традицией Вашей семьи празднование  христианских
    праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.?


а) да, это традиция  нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это  становится традицией нашей семьи
 в) мы не празднуем эти праздников
 г) другой ответ ____________________________________________________

  1.  Согласны ли Вы с  утверждением   относительно   необходимости формирования  духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?


а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ  

  1. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа


а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими    принципами    и  православными традициями   нашего   народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ   

4. Уместно ли  участие   священнослужителей   в   мероприятиях православной направленности,   которые  проводятся в детском саду?


а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да,   дети   должны   уметь общаться со  священнослужителями   и   адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________

5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской  морали в детском саду?


а) это человек, который имеет  педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы  справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________

6.   Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде  кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________   ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________

Итоги анкетирования родителей в конце учебного года

  1. Является ли традицией Вашей семьи празднование  христианских
    праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.?


а) да, это традиция  нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это  становится традицией нашей семьи
 в) мы не празднуем эти праздников
 г) другой ответ ____________________________________________________

  1.  Согласны ли Вы с  утверждением   относительно   необходимости формирования  духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?


а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ  

  1. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа


а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими    принципами    и  православными традициями   нашего   народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ   

4. Уместно ли  участие   священнослужителей   в   мероприятиях православной направленности,   которые  проводятся в детском саду?


а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да,   дети   должны   уметь общаться со  священнослужителями   и   адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________

5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской  морали в детском саду?


а) это человек, который имеет  педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы  справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________

6.   Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде  кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________   ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________

В процессе мониторинга по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания детей используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности. 
Разработан 
мониторинг уровня духовно-нравственного развития дошкольников (старшая-подготовительная группы).

Уровни духовно-нравственного развития дошкольников

 (октябрь 2012г. – октябрь 2013г.)

Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. 
Итоги мониторинга детей говорят о следующем:

  • Область «Социализация» Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.
  • У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  • Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.
  • Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.
  • Область «Познание» Дети накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут, могут рассказать о достопримечательностях родного села
  • Область «Музыка». Дети с удовольствием поют песни  о родном селе.
  • Область «Художественное творчество» Дети охотно передают в рисунках впечатления от экскурсий по родному селу.
  • Область «Физическая культура». Все дети старшего возраста знают народные подвижные игры.
  • Область «Чтение художественной литературы» Дети знают и могут инсценировать русские народные сказки, показывают спектакли для малышей. Используют в играх народные считалки, присказки.

В процессе работы по духовно-нравственному воспитанию детей произошло следующее:

  • Повышена компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста.
  • Оптимизировано взаимодействию с родителями, произошла активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
  • Произошло расширение связей ДОУ с социумом.
  • Оформлен пакет документов для распространения опыта в других ДОУ нашего района.

Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.

Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагоги нашего детского сада продолжат работу по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомлению дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по духовно-нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста..

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 21«Радуга» начинает работу по внедрению основ христианской культуры в практику работы с дошкольниками. Жизнь детского сада может строиться не только согласно светского, но и православного календаря. Использование национальной культуры, основанной на православных ценностях, формирует у детей христианское отношение к  родителям, близким, родному краю, природе,  Родине.
Мы придерживаемся государственной политики в области образования,  главный смысл которой состоит в свободе вероисповедания. Никто не может заставить ребенка верить или запретить познавать основы религии. Лишь по желанию родителей ребенок имеет право изучать или не изучать религию. Православный уклад жизни ребенка, организованный в семье, нуждается в поддержке и духовном насыщении. Надеемся, что Вы выскажете мнение по поводу участия  ребенка в православных праздниках и целесообразности внедрения основ христианской морали в образовательный процесс детского сада.

АНКЕТА

1.   Является ли традицией Вашей семьи празднование  христианских
праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция  нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это
 становится традицией нашей семьи
 в) мы не празднуем эти праздников
 г) другой ответ ____________________________________________________

2.  Согласны ли Вы с  утверждением   относительно   необходимости формирования
духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ  _________________________________________________

3. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа
а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими    принципами    и  православными традициями   нашего   народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ   ______________________________________________

4. Уместно ли  участие   священнослужителей   в   мероприятиях православной направленности,   которые  проводятся в детском саду?
а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да,   дети   должны   уметь общаться со  священнослужителями   и   адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________

5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской  морали в детском саду?
а) это человек, который имеет  педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы  справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________

6.   Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде  кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________   ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________

Благодарим за искреннее участие!

Анкета для педагогов

«Актуальность духовно-нравственного воспитания»

1. Какое место, на Ваш взгляд, занимает проблема духовно - нравственного воспитания в развитии дошкольника ( физическом, познавательном, социально – нравственном, художественно – эстетическом)?

А)Основное место указанной проблемы – в задачах познавательного развития дошкольника                                                                                                          

Б)Основное место указанной проблемы – в задачах социально – нравственном развития дошкольника

В) Данная проблема частично решается в каждом направлении развития дошкольника

Г) Вопрос духовно – нравственного воспитания не настолько актуален, чтобы отводить ему значительное место в развитии дошкольника

2. Испытываете ли Вы затруднения в вопросах духовно – нравственного воспитания детей ?  Если да, то какие?

А) Да

Б) Нет

3. Что для Вас означает  духовно – нравственное воспитание?

А) Устойчивая характеристика человека, выражающая в его мировоззрении,                                                                                       нравственных идеалах, нормах поведения.

Б) Значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

4. Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель духовно нравственного воспитания современного дошкольника?

А) Воспитание нравственных качеств

Б) Контроль

5. В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач по духовно – нравственному воспитанию?

А)Наиболее эффективными являются традиционные формы работы

Б)Эффективны нетрадиционные формы работы

6. В какие средства работы с детьми наиболее эффективны для решения задач по духовно – нравственному воспитанию?

А)Традиционные педагогические поощрения и наказания

Б)Организация образа жизни в семье и детском саду на основе отечественной культуры и традиций

В)Общение с людьми высокой духовной культуры

Г)Создание окружающей среды в семье и детском саду на основе духовно – нравственного содержания (литература, фильмы, изобразительное искусство).

Д)Организация образа жизни в семье и детском саду на основе отечественной культуры и традиций; Общение с людьми высокой духовной культуры

7. Внесите Ваши предложения в работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ._______________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

«Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

  1. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?

А)Да

Б) Нет

В) Не знаю

  1. Считаете ли Вы возможным проводить работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ?

А)Да

Б) Нет

В) Не знаю

  1. Готовы ли Вы сотрудничать с ДОУ в решении данного вопроса?

А)Да

Б) Нет

В) Не знаю

  1. Какие  качества, Вы  считаете, особенно необходимы  педагогу  для осуществления  духовно – нравственного  развития детей?

А) доброта отзывчивость любовь, понимание

Б) доброта, трудолюбие, душевная чуткость

  1. По вашему мнению, показателем духовно – нравственного развития человека является?

А) Доброта, отзывчивость, любовь, понимание, стремление прийти на помощь

Б) Любовь, отзывчивость, понимание

  1. Обучаете ли Вы детей правильному поведению в общественном транспорте, обществе и т. д. ?

А)Да

Б) Нет

  1. Внесите Ваши предложения в работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты анкетирования родителей о воспитании патриотизма детей в семье

С целью изучения мнения родителей о воспитании патриотизма детей в семье был проведен опрос родителей воспитанников второй младшей группы. В опросе приняли участие 18 человек. 89% респондентов считают...

Анкетирование родителей "Экологическое воспитание в семье"

Анкетирование родителей дошкольников старшей группы "Экологическое воспитание в семье"...

презентация Анкетирование родителей Тема "Воспитание в семье мальчиков и девочек . Есть ли отличия?"

На педагогическом совете "Развитие личности ребенка в современных условиях с учетом полоролевого воспитания" представила презентацию по результатом анкетирования родителей по теме "Воспитание в семье ...

Анализ анкетирования родителей "Патриотическое воспитание в ДОУ"

Анализ анкетирования родителей "Патриотическое воспитание в ДОУ"...