Значение предметно-игровой среды и ее составляющих в воспитании и развитии дошкольников.
статья на тему
Значение предметно-игровой среды и ее составляющих в воспитании и развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
значение предметно-игровой среды в развитии дошкольников | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение предметно-игровой среды и ее составляющих в воспитании и
развитии дошкольников.
«Игра - это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.
Среда – это окружающее социально-бытовое, общественное, материальное и духовное условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функция – она побуждает к деятельности, формирует воображение, развивает самостоятельность.
На протяжении многих лет ведется активный поиск принципов и способов использования возможностей среды в реализации целей обучения, воспитания, и развития детей.
Предметно-пространственный мир включает себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это прежде всего свобода выбора ребенком темы, сюжета игры, учет возрастных и половых особенностей детей дошкольного возраста, учет специфики образовательной программы.
Предметы, окружающие ребенка должны нести в себе:
- Разнообразие: наличие всевозможного игрового и дидактического материала;
- Доступность: расположение материала в поле зрения ребенка;
- Эмоциональность, насыщенность, яркость, привлекательность;
- Обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности.
В групповой комнате необходимо размещать предметы, позволяющие детям построить игровое или деловое пространство в соответствии со своими замыслами и целями, которые в данном возрасте чаще всего бывают стихийными и требуют сиюминутного воплощения.
Но сначала нужно научить детей играть со средой. Игры со средой – это система мероприятий, которая включает в себя ряд этапов:
- Наблюдения за детьми, с целью выявления их любимых игр;
- Беседы по поводу замыслов и возможных вариантов игры;
- Построение воспитателем пространства и стилистического оформления групповой комнаты, спальни или раздевалки;
- Самостоятельная деятельность.
В рамках мобильности следует использовать метод активизации творческих способностей ребенка. Например:
- «Стены творчества». Одна из стен групповой комнаты или ее участок предоставляется в полное распоряжение детей. Делается это при помощи прикрепленных крупных листов ватмана. Дети могут писать, рисовать на ней как индивидуально так коллективно.
- С помощью легких деревянных переносных ширм и стоек групповая комната легко делится на отдельные уголки для индивидуальных игр детей. На эти стойки вешаются куски однотонной материи, используя их, ребенок может сделать комнату для игры.
- В этот кусок такни можно завернуться самому и свернуть из нее куклу.
При этом следует учитывать возрастные особенности детей. Так для детей 3-го года жизни необходимо освобожденное достаточно большое пространство, где они могут удовлетворять свою потребность в двигательной активности – катании, лазании, играх с крупными двигателями. Малыши особенно активно играют на полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек. Самой насыщенной зоной для них является поверхность стен на высоте 75-100 см. от пола и сам пол.
Для детей 4-го года жизни важны сюжетно-ролевые игры, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, у которых что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться и с большим количеством атрибутов, обозначающих внешний знак роли – рули, шлемы, бинокли и тому подобное, т.к. дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых, приблизится к их возможностям.
Для детей 5-го года жизни существенна потребность в игре со сверстниками, особенно уединение, создание своего мира игры в укромных уголках. Поэтому дети среднего дошкольного возраста будут с удовольствием использовать созданные места уединения, рассчитанные на двух-трех детей.
Творческая активность, накопленная ребенком в играх, ориентирует его впоследствии на проявление инициативы в общественно-полезной и учебной деятельности, обеспечивает комфортный переход от одного возрастного периода к другому. Способствует развитию мышления, кругозора, ловкости и силы, формирует необходимые умения и полезные привычки. Определяя игру как средство развития, обучения, воспитания детей, педагогика традиционно считает, что "игра – отличное дополнение к учебному процессу".
Литература:
В.А.Недоспасова «Растем играя» – М., 2003 г.
Лосев. П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М., 2005.
Маханева М. Д., Князева О. Л.. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М., 2004.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.,2006.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. - М.: 2009.
Resource id #6350
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольникам
Материал для педагогов и родителей...
Предметно-игровая развивающая среда как средство реализации образовательных областей в соответствии с ФГТ
В соответствии с ФГТ образовательная деятельность в дошкольном учреждении должна решать задачи десяти образовательных областей и проходить в процессе раз...
Значение музыкального воспитания для развития дошкольников
Музыкальное развитие дошкольника...
Значение экологического воспитания в развитии дошкольника.
В статье рассматривается актуальность проблемы, работа по воспитанию экологической культуры в разных возрастах, а так же сотрудничество с родителями в этом вопросе...
Консультация "Значение предметно-игровой деятельности ребенка раннего возраста"
Предметно-игровая деятельность детей раннего возраста рассматривается как подготовительная ступень развития сюжетно-ролевой игры; имеет самоценный характер, представляя собой уникальный способ освоени...
«Современные подходы к созданию предметно-игровой развивающей среды»
Климан Светлана ВасильевнаВоспитатель ГБДОУ № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Современные подходы к созданию предметно-игровой развивающей среды»Развивающая среды – это ...
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития дошкольника".
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития дошкольника"....