Формирование нравственных чувств у детей 2-3 лет как основа патриотического воспитания в ДОУ.
статья (младшая группа) по теме
Статья рассказывает об опыте работе воспитателя 1 младшей группы по воспросу нравственно-патриотческого воспитания детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenied.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных чувств у детей 2-3 лет
как основа патриотического воспитания в ДОУ.
Райымбекова М.И., воспитатель МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 385 г. Н.Новгорода
Одной из основных задач ФГТ в рамках образовательной области «Социализация»- является формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей. В основе этих качеств лежат нравственно-патриотические чувства, формировать которые необходимо с самого младшего возраста. Для детей 2-3 лет нравственное воспитание начинается с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду. В дальнейшем, при условии правильной организации воспитательного процесса, на этой основе сможет сформироваться и чувство любви к своему Отечеству, к своему народу .
Наш детский сад является экспериментальной площадкой ГБОУ ДПО НИРО по формированию гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста. В годовом тематическом плане для каждой возрастной группы определены темы гражданско-патриотической направленности. В 1 младшей группе определены такие темы, как: «Мы пришли в детский сад», «Я и моя семья», «Мой город», «Народная игрушка, сказка, фольклор», «Золотая осень наступила», «Зимушка-зима», «Весна пришла», «Здравствуй, лето».
В этих темах интегрировано решаются задачи образовательной области «Социализация» (разделы «Образ Я», «Семья», «Детский сад», «Родная страна»), ОО «Труд» (раздел «Формирование первичных представлений о труде взрослых»), ОО «Познание» (разделы «ознакомление с природой», «Предметное и социальное окружение»), ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», «Музыка».
В соответствии с тематическим планом в начале учебного года был составлен перспективно-тематический план работы на год с выделением итогового мероприятия в каждой изучаемой теме:
№ | Тема | Период | Итоговое мероприятие |
1. | Мы пришли в детский сад. | 3-23 сентября | Развлечение «День рождение группы» |
2. | Игрушки в нашей группе | 24 сентября -7 октября | Тематическое развлечение « Мои любимые игрушки» |
3. | Осень наступила:
| 8-14 октября 15 - 21 октября 22-28 октября 29-4 ноября | Праздник «Осень» Создание коллективного плаката «Осенние листья» |
4. | Я и моя семья:
| 5-11 ноября 12-18ноября | Создание коллективного коллажа с фотографиями детей. Семейные посиделки. |
5. | Мой дом:
| 19-25ноября 26-2декабря 3-9декабря 10-16дек | Фольклорный досуг «Обновки» |
6 | Новогодний праздник | 17-31 декабря | Новогодний утренник |
7 | Неделя здоровья. Зимние забавы | 5-11января | Спортивное развлечение «Зимние забавы» |
8. | Народная игрушка, сказка, фольклор | 12-25 января | Праздник народной игрушки. Инсценирование песен «Посреди двора ледяная гора» |
9. | Зимушка-зима
| 26 января-2 февраля 3-9 февраля 10-16 февраля 17-24 февраля | Тематический праздник «Зимняя сказка» Выставка детского творчества |
10. | Мамин праздник | 25 февраля -10 марта | Праздник «Мамочка, любимая моя» |
11. | Весна:
| 11 марта-17марта 18-24 марта 25-31 марта 1-7 апреля 8-14апреля | Праздник «весна» Выставка детского творчества» |
12. | Мой город:
| 15-28 апреля 29 апреля-12 мая 13-19мая 20-26мая | Спортивное развлечение «На дорогах родного города» |
13 | Здравствуй, лето! | 27-31 мая | Праздник «Лето» |
Далее осуществлялось перспективное планирование по каждой конкретной теме, где определялась интеграция задач всех образовательных областей.
Направления | Образовате льные области | Интеграция содержания образовательных областей |
Физическое развитие | Физическая культура | Развивать интерес и желание участвовать в подвижных играх. Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Менять направление в соответствие с указанием педагога. |
Здоровье | Формирование умение мыть руки с помощью взрослого. Пользоваться индивидуальными предметами: полотенцем, салфеткой, горшком. Называть органы чувств. | |
Познавательно-речевое развитие | Коммуника ция | Находить по словесному указанию педагога предметы и игрушки в группе. Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия игрушек и предметов; прилагательными, обозначающими их величину, цвет; глаголами, обозначающими действия с ними. Называть сверстников по именам. |
Познание | Находить спальную, игровую, умывальную, раздевалку в группе. Формировать представление о предметах и игрушках в группе, называть их свойства. Ориентироваться на участке. Сооружать постройки по образцу. | |
Чтение худ. литературы | Использовать малые фольклорные формы в режимные моменты. Договаривать знакомые слова при чтении знакомых стихов Рассматривать рисунки в книгах, называть знакомые предметы, показывать их. | |
Социально-личностное развитие | Труд | Формировать навыки самообслуживания: одевать и снимать колготки. Убирать за собой игрушки с помощью взрослого .Развивать интерес к труду няни. |
Социализация | Развивать умение играть рядом без конфликтов, не мешая друг другу. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом. Поощрять проявление заботы о товарище: пожалеть. Называть свое имя. Умение ориентироваться в помещении группы и участка. | |
Безопасность | Формировать представление о безопасном поведении в помещении группы и в играх с песком на участке. | |
Художественно-эстетическое развитие | Музыка | Развивать желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические движения. |
Художественное творчество | Развивать интерес к изоматериалам. Рисовать длинных и коротких вертикальных линий. Знакомить с глиной. Развивать умение раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней. Рассматривание оформление группы. |
Далее осуществлялось календарное планирование на каждый день недели. (Например, по теме «Мы пришли в детский сад»).
В течение дня проводились как организованная образовательная деятельность, так и самостоятельная деятельность детей:
В рамках темы «Мы пришли в детский сад»:
НОД по коммуникации:
- Наша группа
- Как зовут твоих друзей
- Что есть на нашем участке
НОД по лепке:
- Разноцветные колечки для пирамидки
- Новые тарелочки кукле в подарок
- Испечем печенье кукле
НОД по рисованию:
- Новые мячики
- Лучики у солнца
- Травка на участке
НОД по конструированию:
- К Машеньки пришли гости
- Машина комната
- Машенькин детский сад
Конструирование в режимные моменты:
- Волшебные кирпичи
Подвижная игра:
- «Карусели»
- «Большие ноги шли по дороге..»
- «Мы шли, шли..»
- «Прокати мяч»
- «Поймай мяч»
- Догони мяч
- Мяч в кругу
Сюжетные игры – ситуации с куклами:
- Знакомство с куклами
- Кормление кукол
- Купание куклы
- Укладывание спать
- Куклы просыпаются
- Куклы одеваются на прогулку
- Обед для кукол
- Куклы идут в детский сад
Рассматривание сюжетных картин:
- Помогаем товарищу
- Дети играют пирамидками
- В песочнице
- Спасем мяч
- Прятки
Наблюдение на прогулке:
- путешествуем по участку
- наш участок: наблюдение за птицами
- разгрузка продуктов на кухню
Наблюдение в группе:
- кто нам помогает (за работой младшего воспитателя)
Дидактическая игра:
- Соберем пирамидку (ФЭМП)
- Пирамидки разного цвета (ФЭМП)
- Большие и маленькие мячики (ФЭМП)
- Сделаем бусы для кукол (ФЭМП)
- Едем-бежим (Музо)
- Рукавички для мишки (ИЗО)
- Кто в домике (МУЗО)
- Солнышко и дождик (МУЗО)
Игровая ситуация:
- Вежливый медвежонок (нравственное воспитание)
- Игра-инсценировка «Про девочку Машу» (нравственное воспитание)
Чтение художественной литературы:
- А.Барто «Игрушки»
- А.Барто «Девочка-ревушка»
- «Наша Маша маленькая»
- «Маша обедает» С.Капутикян
Музыка:
Слушание:
- Вот как мы умеем (муз. Е.Тиличеева)
- «Марш и бег» (муз. Е.Тиличеева)
- «Догонялки», муз. Н.Александрова
- «Пляска с куклами»
Пение:
- Вот как мы умеем (муз. Е.Тиличеева)
Музыкально-ритмические движения:
- Погремушка, попляши, муз. Арсеева
- «Водичка, водичка, умой мое личико»
- «Кукла Катя показывает концерт»
В рамках темы «Мой город»:
НОД по коммуникации:
- На чем люди ездят?
- Что делает шофер?
- Обновки
НОД по лепке:
- Колеса для машин
- Овощи для магазина
НОД по рисованию:
- Дорога для машин
- Веревочка для машин
- Заборчик
Рассматривание иллюстраций: машины, трамвай, троллейбус, магазин, больница
Рассматривание сюжетных картин:
- Едем в автобусе
- Строим дом
- Делаем машину
- Дети играют в кубики
- Чудо –паровозик
Сюжетные игры- ситуации:
- Сапожная мастерская
- Хозяюшки
- Перевези груз
- Кто на чем ездит
Наблюдение на прогулке:
- Наблюдение за машинами
Сюжетные игры – ситуации с машинами:
- Машина едет по улице
- Ремонт машины
- Легковая машина везет гостя
- Автобус везет пассажиров
- Грузовая машина везет грузы
- Паровоз едет
- Самолет летит
- Корабль плывет
Сюжетные игры-ситуации со строительным материалом:
- Постройка гаража
- Постройка моста
- Постройка дороги
- Постройка машины
Сюжетные игры-ситуации в магазин:
- Привоз товара -разгрузка
- Взвешивать на весах -продавать
- Резать продукты ножом- взвешивать на весах
- Покупать продукты
Сюжетные игры-ситуации в больницу:
- Осмотр больного- делать укол (давать лекарство)
Конструирование:
- Наша улица
- Маша гуляет по парку
- Магазин
Театрализованная игра
- Веселый автобус
- Вот поезд наш едет
- «Стройка»
-Игра-инсценировка «Как машина зверят катала»
Подвижная игра
- Повторяй за мной
- Красный-зеленый
- «Воробушки и автомобиль»
- Поезд
- Самолеты
- Кто тише
Дидактические игры:
- Овощной магазин (ФЭМП)
- Строи дом (ФЭМП)
- По тропинке (ФЭМП)
- Пароход (МУЗО)
Игровая ситуация:
- Едут машины (нравственное воспитание)
Чтение художественной литературы
- Шофер» А.Барто
- «Самолет» А.Барто
- «Грузовик» А.Барто «Обновки» П.Воронько
- «В магазине игрушек», В.Приходько
- «Сапожник» .Б. Заходера
Музыка:
- Машина муз. Т.Потапенко
- Веселый поезд, Э.Копманеец
- «Гопачок» укр.нар.мелодия
- «Микита», обр.Полонского
В рамках темы «Я и моя семья»:
- НОД по коммуникации:
- «Мама дорогая крепко любит нас»
- «Дружная семья»
- «У бабушки в гостях»
НОД лепка:
- Оладушки для любимой мамочки
- Клубочки на теплые носочки
- Дудочка для дедушки
НОД по рисованию:
- Галстук для папы
- Рубашка для дедушки
Рассматривание фото:
- Как я расту
- Моя семья
Рассматривание сюжетных картин:
- «Семья»
Подвижная игра:
- Вышла курочка гулять
Дидактическая игра:
- Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету (ИЗО)
- Украсим ковер для бабушки (ИЗО)
- Бусы для мамы (ФЭМП)
Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»
Игровая ситуация:
- Мамины помощники (нравственное воспитание)
- Плакать не надо (трудовое воспитание)
Театрализованная игра:
- Мама согревает
Конструирование:
- Наша дача
Чтение художественной литературы:
- Что бабушка подарила Аленке?
- Маме надо отдыхать»
- «Самая любимая»
- «Где мой пальчик»Н.Саксонская
- «Помощница», Н.Сынгаевская
- «Три веселых братца»-нем.народ.песенка
Музыка:
- Баю-баю, баю-бай,
- Колыбельная, муз.М.Карасева
- Ладушки, рус.нар. мелодия
- «Кто нас крепко любит»
В рамках темы «Народная игрушка, сказка, фольклор»:
НОД по рисованию:
- Матрешки идут на праздник
- Украсим барышне платье (дымковская игрушка)
НОД по коммуникации :
- «Баранки, калачи с пылу с жару из печи»
- «Диди-ладо-ладушки»
НОД лепка:
- Безопасная игрушка - веселая погремушка
- Скатывание одного шара для ваньки-встаньки
Рассматривание иллюстраций к сказке
- «Теремок»
Дидактические игры
- Найди и назови
- Собери матрешку
- Собери кубышки
- «Матрешки танцуют»
Игры – забавы с богородскими народными игрушками:
- Курочка клюет зернышки
- Медведи стучат молоточками
Конструирование:
- Строим домик для матрешки
- Поможем построить теремок
Театрализованная игра
- «Стоит в поле теремок»
- «Петрушкин концерт»
Чтение художественной литературы
- «Пошел котик на торжок..»
- «Чики, чики, кички..»
- «Из за леса, из за гор…»
- Л.Н.Толстой «Был у Пети и Миши конь»
- Сказка «Теремок»
Музыка:
Слушание:
- Наша погремушка, муз. И.Арсеева
- Пляска с платочком, муз.Тиличеевой
Музыкально-ритмические движения:
- «Погремушка попляши», «Колкольчик», муз. Арсеева
- «Бубен», рус.нар.мел
Инсценирование русской народной песни:
- «Вышла курочка гулять»
- «Как у нашего кота»
Взаимодействие с родителями происходило по теме, (План работы с родителями)
В конце года проводилось обследование детей, результаты представлены на слайде.
По итогам работы можно выделить следующие позитивные эффекты в поведении детей:
- называют свое имя, свой пол, имена членов семьи,
- называют имена воспитателей,
- ориентируются в помещении группы и участка детского сада
- называет предметы ближайшего окружения
- здороваются и прощаются при встрече, благодарят за помощь, подарок.
- с интересом слушают сказки, потешки, песенки
- следят за действиями героев кукольного театра
- играют рядом со сверстником
- сооружают элементарные постройки по образцу
- стремятся соблюдать правила поведения в детском саду, на улице
- проявляют отрицательное отношение к грубости, жадности.
- наблюдает за трудовыми действиями воспитателя и младшего воспитателя.
- скатывают комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук.
- подпевают вместе с воспитателем в песне музыкальные фразы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для формирования патриотическо-нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Патриотизм – это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие. Почему же патриотизм – это чувство, которое должно быть нужно не толь...
Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»
Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...
Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.
В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме» была подготовлена ...
Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.
laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...
Сказка, как средство формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста
в статье рассматриваются педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста...