Статья "Значимость чтения художественной литературы в продуктивных видах деятельности".
статья на тему
Продуктивная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Денни Дидро)
Рисование, лепка и аппликация — виды продуктивной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Продуктивная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов». Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы.
Художественная литература является видом искусств и служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает большое влияние на развитие речевой деятельности. Чтение книг делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать содержание и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с раннего возраста. В связи с этим важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Когда в последствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируется их фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что узнали на занятиях, в изобразительной форме.
По словам известного литературоведа Ю.И.Лотмана, художественная литература обладает свойством, "сгущенной информативности", то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественная литература - при правильном подборе - может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).
Тема: «Исследуем свойства воздуха»Цели:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдв...
Конспект занятия с детьми старшего возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).
Тема:«Исследуем свойства воды»Задачи:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воды.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать...
Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме: "Детский сад".
Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме: "Детский сад"....
Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме: "Осень. Перелетные птицы."
Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме: "Осень. Перелетные птицы."...
Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме: "Мебель".
Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме: "Мебель"...
Методическая копилка «Использование художественного слова в продуктивных видах деятельности»
Методическая копилка«Использование художественного слова впродуктивных видах деятельности»...
Методическая копилка «Использование художественного слова в продуктивных видах деятельности»
laquo;Использование художественного слова в продуктивных видах деятельности»...