Проблема возрастосообразности в физическом воспитании.
статья по теме

Иванова Маргарита Григорьевна

Статья для III межрегиональной научно-практической конференции "Воспитание человека: деятельность, общение, смысл" 16-17 октября 2013 г., Санкт-Петербург

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_vozrastosoobraznosti_v_vospitanii_1.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Место работы, должность

Учёное звание, учёная степень

Форма участия в конференции

Контактный телефон, e-mail

Иванова Маргарита

Григорьевна

ГБОУ СОШ №35, руководитель физического воспитания

+7 931 250 55 42

ivanova@chingu.spb.ru

Проблема возрастосообразности в физическом воспитании.

Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать. Оноре де Бальзак.

Каждому делу — свое время. Луций Анней Сенека (младший).

Знай время. Гесиод.

Начнем с определения, что такое физическое воспитание.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств. Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Почему эта тема мне показалась актуальной?

В настоящее время достаточно модно в вопросах воспитания ссылаться на то, что «после 3х лет уже поздно». Однако, сторонники раннего развития не всегда готовы учитывать поэтапное развитие всех систем организма ребенка. И попытки обойти принцип возрастосообразности в воспитании похожи на попытки обойти логику природы.

Как примерами нарушения принципа возрастосообразности в вопросах физического воспитания могут быть два полярных случая.

Первый – это занятия профессиональным спортом в слишком раннем для каждого отдельного вида спорта возрасте (не стоит забывать, что каждому возрасту свойственен определенный уровень развития физических и двигательных качеств). Второй же пример – это, наоборот, сведение физической деятельности к минимуму в пользу многочисленным занятиям чтению, письму, рисованию и пр. И если в первом примере взрослые пытаются опередить возможности организма, то во втором случае не дают организму реализовывать потребности в физической активности.

Одним из принципов занятий физической культурой является принцип индивидуальности. Согласно принципу индивидуальности, нагрузки должны соответствовать текущему состоянию воспитанника и изменяться в соответствии с изменениями  его организма. Речь идет о различиях, обусловленных развитием физических качеств воспитанника, его сомато- и психотипом,  наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья, полом, и возрастом.

В разрезе темы моего доклада мы коснемся именно возраста воспитанников.

Возрастосообразность – свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание следует осуществлять в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка.

 

Возрастные особенности – это комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

 

Особенности возраста проявляются в совокупности многих условий, среди которых выделяются…

- требования к ребенку, предъявляемые на данном этапе его жизни;

- его отношения с окружающими;

- характер знаний и деятельности, которые он усваивает;

- преобладающие способы усвоения знаний и опыта действий;

- особенности различных сторон физического развития ребенка (например, особые условия, обусловленные перестройкой организма в подростковом возрасте).

Каждый период возрастного развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью многих изменений, определяющих своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.

Рассматривая проблему возрастосообразности с точки зрения физического воспитания, необходимо обратиться к работам создателя оригинальной теории физического воспитания в России Петра  Францевича Лесгафта.

 Научно-материалистические взгляды П. Ф. Лесгафта легли в основу его педагогической системы, главное место в которой занимает теория физического образования. П. Ф. Лесгафтом разработана целостная система физических упражнений для детей, которая рассматривается автором во взаимосвязи с физическим воспитанием (гигиеническое и оздоровительное значение физических упражнений).

В основу подбора физических упражнений П. Ф. Лесгафт положил возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей, постепенность усложнения и разнообразие упражнений. Он стремился к тому, чтобы определенная система упражнений вела к всестороннему развитию и правильному функционированию организма человека, способствовала постепенной тренировке его физических сил.

Теория П. Ф. Лесгафта явилась прочным фундаментом для дальнейшего развития науки о физическом воспитании детей.

Ученик П. Ф. Лесгафта врач-педиатр и гигиенист, профессор Владислав Витальевич Гориневский в своей врачебно-педагогической деятельности и печатных трудах развил и углубил учение П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании. Опираясь на принципы П. Ф. Лесгафта в подборе упражнений, В. В. Гориневский экспериментально определил специфические особенности физического развития в разные возрастные периоды жизни человека. Его таблица — «Физические упражнения, соответствующие данному возрасту» — имела широкое распространение.

Итак, каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями физиологических отправлений и соответственно специфической двигательной активностью, поведенческими актами и пр. Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется преобразованием центральных звеньев регуляции, присущей предыдущему возрастному периоду. Эти переходы, так называемые переломные, или критические, периоды, определяются узкими временными границами, в течение которых происходит преобразование деятельности различных органов и систем на новые уровни, обеспечивающие адаптацию организма к условиям окружающей среды.

При организации двигательной активности в период раннего детства (до 3-летнего возраста) необходимо учитывать слабость мышечно-связочного аппарата и костной системы. Это обусловливает необходимость строгого дозирования физических нагрузок. Одной из важных особенностей детей раннего возраста является высокая чувствительность их организма к влияниям окружающей среды — как положительным, так и отрицательным. В связи с этим даже незначительные ошибки в физическом воспитании могут сформировать комплекс негативного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Основное содержание физической активности детей до 3-летнего возраста составляет ходьба, лазание, преодоление препятствий, игры с мячом, игрушками, обручем, палкой. В конце этого периода могут применяться  плавание в круге, различные игры в воде и пр.

Занятия, посвященные обучению новым движениям, не должны быть слишком продолжительными. Дети быстро устают при выполнении упражнений на ловкость и координацию. В каждом занятии нужно выполнять 6—10 упражнений. Распределять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следующем порядке: сначала выполняются упражнения для верхних и нижних конечностей, затем туловища. Упражнения, связанные с бегом или играми, следует выполнять перед заключительной частью.

Следующий период (от 3 до 6 лет) имеет совершенно другие особенности развития. Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии. С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

Кроме анатомо-физиологических возрастных особенностей проблема возрастосообразности очень четко прослеживается при сравнении содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «физическая культура».

Проведем сравнительный анализ двух возрастов: 3-4 года (вторая младшая группа) и 6-7 лет (подготовительная группа). Образовательная область «физическая культура» плотно переплетается в другими образовательными областями (труд, социализация, коммуникация, музыка, безопасность).

3-4 года

6-7 лет

По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:

- воспитание интереса к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице (Социализация)

- развитие потребности ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, развитие умений самостоятельно использовать физкультурный инвентарь (Труд)

- поддержать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;

- воспитывать потребность в аккуратном обращении со спортивным инвентарем, физкультурным оборудованием, следить за его состоянием (Труд);

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитие основных движений), воспитанию культуры движений:

- осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метания, катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползанье и т.п.);

- учить сохранению правильной осанки в различных положениях;

- воспитывать потребность в правильном выполнении движений, развивать умение оценивать красоту и выразительность, получать удовольствие, радость от двигательной активности (Музыка, Социализация);

- помогать осваивать культуру использования спортивного оборудования, инвентаря, воспитывать аккуратность, бережливость (Труд, Социализация).

- побуждать к самостоятельной двигательной активности, создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки;

- продолжать совершенствовать культуру движений, технику их выполнения;

- способствовать переводу умений двигательной деятельности в навыки, развивать качество навыков и качество движений;

- совершенствовать основные движения: соблюдение заданного темпа в беге и ходьбе, перестроениях, лазанье и ползанье, сочетание движений друг с другом в выполнении более сложных упражнений и игр, точное выполнение упражнения и движения в разном темпе и ритме, сохраняя равновесие, координацию и ориентацию в пространстве (Музыка);

- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений;

- продолжать учить самостоятельно играть в разнообразные подвижные игры, игры-соревнования, оказывать детям помощь в комбинировании подвижных игр, придумывание новых, непосредственной игре в них;

По развитию физических качеств:

- ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно;

- равновесия при выполнении разнообразных движений;

- координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости.

- поддерживать самостоятельность детей в их развитии во всех видах двигательной деятельности;

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:

- кататься на санках, трехколесном велосипеде, лыжах, реагировать на речевые сигналы и правила выполнения упражнений и игр (Коммуникация, Социализация);

- согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность (Социализация, Безопасность);

- развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность в подвижных играх, в ходе совместной и индивидуальной двигательной деятельности детей (Социализация, Коммуникация).

- углублять интерес к спортивным играм и упражнениям, занятиям в спортивных секциях и группах;

- воспитывать чувство гордости за спортивные достижения России, за победы на Олимпиадах (Социализация);

- продолжать обучать играм в городки, бадминтон, элементам баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса;

- продолжать развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность, выдержку, настойчивость, смелость, организованность, самоконтроль, самооценку, двигательное творчество;

-поддерживать социально-нравственные проявления детей в двигательной деятельности, активно развивать их средствами данной деятельности (Социализация).

Немаловажным фактором соблюдения принципа возрастосообразности является и безопасность воспитанников на занятиях.

Как мы видим из этого сравнения при последовательном увеличении нагрузок, сложностей, видов движений мы можем проследить путь от знаний к навыкам, от подражаний взрослому к самостоятельности, от готовых сценариев игр к творческой активности и фантазии, от ознакомления с видами движений к инициативе и активности на занятиях физической культурой.

Еще Ян Амос Коменский, формулируя принцип доступности,  советовал идти в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко. От простого к сложному.

Процесс обучения нельзя искусственно ускорять. Следует помнить, что возможности обучаемых не беспредельны и что сокровищница знаний наполняется не в одночасье. Поспешать в этом деле нужно медленно.

В педагогической мысли давно сформировалось понимание необходимости учёта возрастных особенностей учащихся, воспитанников. Так, Я. А. Коменский обосновал принцип природосообразности – следования природе человека, его возрастным особенностям. Учитывать возрастные особенности детей призывали Джон Локк, Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганн Фредерик Гербарт и другие выдающиеся педагоги прошлого.

И завершая свое выступление ко всему вышесказанному, мне остается лишь добавить «всему свое время».

Список источников:

  1. Э.Я. Степаненкова. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2004
  2. Э.Я. Степаненкова. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.– М.: Аcademia, 2001.
  3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
  4. Сидоров С.В. Теоритическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров. http://sv-sidorov.ucoz.com/Posobiya/teor-pedag/index.htm
  5. Кенеман А. В., ХухлаеваД. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Просвещение, 1978.
  6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость»Крэттен...

Проблемы физического воспитания дошкольников

Д.биол.наук, проф. И.М.Козлов,Санкт-Петербургская государственная академияфизической культуры им. П.Ф.Лесгафта...

Доклад на педсовет "Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей"

Состояние здоровья детей- одна из важных проблем. Главная цель коллектива МДОУ №1 "Березка"- охрана и укрепления здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма....

"Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований"

На ряду с лругими проблемам, является особенно актуальным физическое воспитание дошкольноков в контексте с ФГОС и ещё важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка, развития у него физических навык...

Презентация "Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований"

Презентация "Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований"Презентация к консультации "Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современ...

Консультация для родителей Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников

Консультация для родителейСпорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников...