Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Это связано с возникшим многовариативным образовательным пространством дошкольного и начального общего образования. Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством” (по периодизации Д.Б.Эльконина). Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Психология дошкольников и младших школьников имеет очень много общего: - доверчивое подчинение авторитету взрослого;
- повышенная восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое отношение ко всему с чем сталкивается;
- преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление).
На протяжении многих лет сотрудничают администрация, педагоги начальной школы, психолог, логопед СОШ № 13 и администрация, воспитатели МАДОУ д/с №15 по вопросу преемственности между детским садом и школой. Ежегодно администрацией, специалистами разрабатывается план совместной работы школы и детских садов, который согласуется с администрацией и педагогическим коллективом ДОУ. В данный план входит комплекс мероприятий совместной работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием: 1. Семинар: “Адаптация учащихся 1х классов в условиях школы” - создания единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка. 2. Организация совместных мероприятий школы и детских садов, с целью создания условий для благоприятной адаптации ребенка к школьной жизни: - Читательский клуб “Малышок”;
- Праздничай концерт: “День учителя”;
- День открытых дверей в “СОШ № 15” для дошкольников и их родителей;
- Родительское собрание;
- Занятия в рамках “Школа для дошкольников”.
3. Разнообразные виды деятельности ребенка в детском саду, как создание условий для благоприятной адаптации ребенка к школьной жизни: - физкультурно – оздоровительные;
- познавательно – развивающие;
- эмоционально – личностные.
4. “Паспорт первоклассника” - изучение индивидуального развития ребенка. 5. Круглый стол: “Уровень готовности детей подготовительной и старшей группы ДОУ к обучению в школе”, с целью определить аспекты психолого-педагогического воздействия на ребенка в первый год обучения. На некоторых мероприятиях необходимо остановиться подробно. Семинар: “Адаптация учащихся 1х классов в условиях школы”. Этот семинар ежегодный, в нем принимают активное участие администрация школы, учителя первых классов, педагог-психолог школы, учитель логопед. Последний семинар круглый стол состоялся 17 декабря. В ходе семинара специалисты детских садов могли посетить открытые уроки учителей 1х классов (Т.М.Возовиковой, Е.А.Климовой), дополнительные занятия (школьные кружки) по информатики (педагог дополнительного образования С.М.Михалёва) и литературный клубный час (библиотекаря ТА.Ишинбаева). После уроков были проведены индивидуальные консультации учителями начальной школы, педагогом- психологом, учителем логопедом и социальным педагогом для специалистов детских садов, цель которых была обменяться мнениями о каждом первокласснике, рассказать об уровне усвоения учебной программы, выделить успехи и трудности детей, а также рассказать о протекании адаптационного периода в школе. Итоги семинара подводились на “круглом столе”. Впервые в этом году был поднят вопрос об организации воспитательной работы в детском саду, формирования у детей навыков самоуправления, роли родителей в воспитательном процессе. Все участники круглого стола признали, что эта а тема актуальна и важна, так как необходимо соблюдать традиции детских коллективов, адаптировать способы и приемы в решении воспитательных проблем, налаженных в детских садах, к условиям современной школы. Организация совместных мероприятий школы и детских садов - создание условий для благоприятной адаптации ребенка к школьной жизни: - Читательский клуб “Малышок”.
Читательский клуб собирает всех дошколят, желающих приобщиться к чтению. Цель клуба – это развитие познавательного интереса к книге. Главной особенностью клуба является постепенное углубление знаний о книге библиотеке. Дошколята в течение года знакомятся с историей книги и библиотеки, узнают правила пользования библиотекой, учатся выбирать книги, правильно обращаться с ними. Занятия в клубе проходят в виде библиографических бесед, обзоров литературы, викторин, литературных игр, часа “тихого” чтения. Организатором читательского клуба “Малышок” является библиотекарь Т.А.Ишинбаева. - Праздничай концерт в честь “Дня учителя”.
В этом учебном году педагоги школе появилась новая традиция – поздравление специалистов детских садов. Силами учащихся и педагогов (организатор учитель музыки Т.В.Бычкова) был подготовлен праздничай концерт, посвященный “Дню учителя”. Воспитатели увидели своих бывших воспитанников повзрослевшими и возмужавшими, прекрасно поющими и танцующими. - “Школа для дошкольников” (далее “Школа”).
Сегодня родители особенно обеспокоены вступлением дошкольника в новую жизнь – жизнь школьника. Их интересуют условия успешной социальной адаптации будущего первоклассника к школе, к новому коллективу, к новым взрослым, так как от этого зависит усвоение детьми учебной программы. Таким образом, социальным заказом родителей старших дошкольников является вводный практический курс “Школа для дошкольников”, организованный на базе “СОШ № 13, который предназначен для создания условий постепенного вхождения детей в школьную жизнь и дальнейшего успешного обучения в школе. Курс “Школа для дошкольника” регламентируется Положением. Согласно Положению о “Школе для дошкольников” администрация МОУ “СОШ № 13” с учетом мнения родителей, педагогов образовательного учреждения может вносить изменения, как в организационную структуру, так и в содержание предлагаемой Программы. Основой программы курса является положение Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о развивающем обучение. По мнению психологов, “главной задачей развивающего обучения является передача знаний учащимся в не готовом виде, а приобретение ими знаний в процессе самостоятельной, познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации”. Цель подготовительного курса – создание условий для общего развития дошкольников, подготовки их к обучению в школе, формирования положительного отношения к учению, развития любознательности и познавательной активности; начального музыкально-ритмического и художественно-эстетического развития детей. Основные задачи курса: - формирование интеллектуальных способностей детей;
- воспитание коммуникативных качеств личности;
- выявление интереса и способностей детей к пению и танцу;
- формирование художественно-творческой активности детей;
- обучение ребёнка работе с готовыми компьютерными программами.
Курс рассчитан на 3-6 месяцев. Занятия проводятся по субботам. Каждую субботу предлагается по 3 занятия – по 30 минут каждое, перемена 10 минут. Компьютерные занятия по продолжительности у каждой группы состоят из двух модулей: теории и практики по 15 минут каждое (СанПиН 2.4.2.1178-02). Также предусматриваются консультации (после занятий) педагогов, психолога, социального педагога и логопеда для родителей дошкольников. Курс “Школа” подготовлен и проводится учителями начального звена и специалистами школы. Занятия у дошкольников разнообразны по форме и интересны по содержанию. Практическая деятельность в игре выступает главным стимулом в учении, в результате которой у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются процессы мышления, происходит обучение общению в новой учебной ситуации. Курс “Школа для дошкольников” включает в себя занятия по следующим программам: - “Занимательная грамматика” (“Родной язык”).
- “Сообразилия” (математическая подготовка).
- “РТС” (развитие творческих способностей).
- “Вообразилия” (“Изодеятельность”).
- “Компьютерная игротека”.
- “Ритмика”.
- “Английский для малышей”
- Другие (при наличие социального заказа родителей и условий школы).
- Обязательным является включение в занятия динамических пауз. Кадровый состав “Школы для дошкольников” определяется приказом директора школы. Как правило, в “Школе” работают учителя 4х классов, преподаватели музыки, ИЗО, ОИВТ, других предметов, педагог-психолог и учитель – логопед. Педагоги, специалисты школы и детских садов сотрудничая, обеспечивают преемственность между ступенями образования.
|