Доклад "Природа и ее поэтический образ"
статья по теме
Природа глазами художников, поэтов и музыкантов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_priroda_i_ee_poeticheskiy_obraz.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-этических чувств.
Природа более всего чудесна в малом. Так говорил двести пятьдесят лет назад великий шведский натуралист Карл Линней. Его слова приходят на память каждый раз, когда вглядываешься в замысловатый узор на крыльях бабочки, удивляешься изяществу цветка, удивляешься таким, казалось бы будничным явлениям, как восход солнца, полет птиц, журчанье ручья, шум моря.
Чтобы научить ребенка с дошкольного возраста все это замечать, необходимо приобщать его к искусству слова, к литературе, к книге. Должно происходить сочетание естественнонаучных знаний с художественным восприятием природы.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний.
«А воля, а простор, природа,
прекрасные окрестности городка,
а эти душистые овраги и
колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень
разве не были нашими воспитателями?»
К. Улипский
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края, к родине.
Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста. Одна из задач воспитателя состоит в том, чтобы дать детям возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе. Воспитатель должен вызвать у детей интерес к природе, воспитывать у них любознательность, любовь и бережное отношение к ней.
И начинать это необходимо безусловно с самого раннего возраста. При воспитании ребенка мы должны использовать детские песенки, считалки, загадки, небольшие четверостишья. Они дают детям первые представления о мире, первые педагогические наставления, способствуют его раннему речевому развитию и оказывают эстетическое воздействие. Психологи полагают, что развитие ребенка происходит через участие в ситуации.
Постушки и потешки – именно те жанры детского фольклора, которые включают ребенка в ситуацию. Способствуют межличностному общению, активизирует детский интерес к окружающему миру, ненавязчиво передают нравственные наставления. Детям среднего и старшего возраста нужно рассказывать и читать не только фольклорные. Но и литературные произведения.
«Чтобы дети полюбили и поняли природу мало одних наблюдений», говорит Белинский.
«Для этого, - указывает он, - надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…»
Необходимо подбирать для детей такие произведения, в которых показан мир растений и животных художественными средствами.
Нам, воспитателям надо умело сочетать в работе художественное слово с непосредственными наблюдениями детей в природе.
Произведения для детей имеют ярко выраженную дидактическую основу.
Например в рассказах Е. Чарушина не встречаются нравоучения и указания, но. Прочитав или послушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота – это прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому – первый показатель нравственности человека.
Произведения чарушина сильны тем, что как бы исподволь учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает.
Современные поэты доступно и ясно описывают красоту природы, ее величие.
Стихотворения П. Воронько «Липка», «Березка»; А. Плещева «Травка зеленеет» дают художественные образы знакомых детям деревьев, птиц. Вызывают к ним бережное отношение. Все эти и другие стихотворения можно не только прочитать детям, ног и некоторые из них выучить наизусть.
А вот непосредственный, глубоко прочувствованный призыв поэта Л. Николенко к ребенку, который, несомненно, заставит его призадуматься:
Глаза распахните!
Смотрите:
Растущая дико
Цветет земляника.
Не рвите!
И любку не рвите-
Ночную фиалку.
Не делайте палку на случай
Из маленькой елки колючей.
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница, ландыш,
Лесная гвоздика, цветите!
Не исчезайте растущие дико!
И, если малыш будет знать стихотворение Серовой,
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
То может быть и остановится шкодливая ручонка, и не сорвет безобидный одуванчик.
Надо полагать, что умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и деятельностью детей в природе поможет воспитать у детей внимание и интерес к окружающей их природе, создать основу для глубокого понимания ими родной природы, любви к ней.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездумный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
создание поэтического образа родной природы в детском изобразительном творчестве
презентация системы работы по изодеятельности в детском саду....
Конспект НОД "Поэтический образ осени"
Этот конспект можно использовать в рамках работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэтов об осени....
Конспект НОД «Поэтический образ березы»(образовательные области «Художественное творчество" и "Художественная литература").Подготовительная группа.
Основная задача данного конспекта - продолжать развивать образное восприятие и образное представление о деревьях....
Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»
Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» поможет решить задачи зкологического воспитания дошкольников ....
Поэтический образ природы в детском рисунке
Данная методическая разработка посвящена развитию художественного творчества на основе прослушанных произведений о красоте природы, выполняя задачи эстетического, экологического и патриотическог...
Поэтический образ природы в рисунках детей
Поэтический образ природы в рисунках детей...
Поэтический образ природы в рисунках детей
Поэтический образ природы в рисунках детей...