Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга
статья (младшая группа) на тему

Елизарова Наталья Михайловна

  Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sektsiya_vospitateley.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

   Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга

 

  У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причины задержки речи?

  Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

  И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, что бы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в нашем арсенале забав с малышом.

  В настоящее время уже ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления.

  Особенно развитие мелкой моторики пальчиков полезно для формирования речи ребёнка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.

  Удивительная работа по освоению речи проходит втайне от нас, в лабораториях мозга. Но взрослые – педагоги, родители вполне могут поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза!

  Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками  сильные пальцы мамы, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе развития.  Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, взрослые ему помогают, например, в процессе чтения стишков загибают пальчики. Для лучшего воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже достаточно полезно, круговыми движениями разминая ладошку.  Для самых маленьких, как нельзя лучше подходят простые народные игры. Это хорошо известные  “Ладушки”, “Сорока-ворона”, “Коза рогатая” и другие игровые потешки для малышей.

  В работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений используем следующие формы работы:

  1. Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

   2. Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

   3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

   4. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

   5. Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

   6. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

   7. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.)

   8. Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

   9. Пазлы – красочные картинки развивают внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

  10. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

  11. Песочная терапия – в группе оборудован центр воды и песка. Ежедневно детям предлагаются задания нарисовать пальчиками узоры на песке, вылепить те или иные формы

  В работе используем творческий подход, занимаясь со своими воспитанниками: все занятия сопровождаем сказками, придумываем их по ходу действий. Считаем, что речевое подкрепление увлекательных действий удваивает эффект.

Совместно с родителями изготовили развивающие игры для детей:

игра «Гусеница»

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета - важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Мы решили предложить детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы.  

Нам потребуется:

- игла, нитки, полоска фатина 15 на 50 см (фатин можно с успехом заменить обычным капроновым чулком)

- атласные ленточки разных цветов

- 4 пробки от пластиковых бутылок

Для наполнения звеньев гусеницы:

- небольшой кусочек синтепона, ваты или поролона

- фасоль, рис, гречка или другие крупы

- пригоршня изюма

- медная губка для посуды

- шарик от погремушки или коробочка от «Киндер-сюрприза» с двумя горошинами внутри

- кусочек целлофана или шелестящей бумаги

Для мордочки гусеницы:

- кусочек искусственного меха – волосы гусеницы

- заколка – шляпка гусеницы

- два кусочка белой ткани, две черные пайетки, бисер – для глаз гусеницы

- пуговица – носик гусеницы

- кусочек атласной ленты  язычок гусеницы

Ход работы:

Складываем фатин вдвое и сшиваем по принципу чулка, оставляя не зашитым один край.

Из синтепона формируем шарик и проталкиваем его к основанию чулка, плотно прижимаем и перевязываем кусочком атласной ленты. Первое звено гусеницы готово!

Во второе звено насыпаем фасоль, плотно прижимаем, фиксируем атласной ленточкой.

Третье звено наполняем гречневой крупой, четвертое – рисом, в пятое вкладываем губку для мытья посуды, в шестое – горсть изюма, в седьмое – звенящий шарик. Для восьмого заключительного звена сворачиваем целлофан в форме конуса, закрепляем его в таком положении кусочком скотча, вкладываем в хвост гусеницы и зашиваем хвостик, постепенно сводя остаток ткани на «нет».

К первому звену пришиваем кусочек искусственного меха, заколку, «глазки», пуговицу-носик, ленточку-язычок.

Делаем лапки: в пробках от пластиковых бутылок сделайте отверстия при помощи шила. Проденьте в отверстия атласную ленту и сделайте тройной узелок с одного конца ленты. Другой конец ленты пришейте ко второму и шестому звеньям гусеницы

«Паровозик», развивающая игра

 Допустим, мы хотим познакомить ребенка с цветом. Сначала происходит презентация нового свойства: малышу демонстрируется табличка красного цвета, взрослый называет цвет. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия: «Найди предметы красного цвета», «Положи красный кубик в миску», «Постучи красным молоточком по столу». Наконец, третья ступень предполагает самостоятельное называние ребенком освоенного понятия: «Как называется этот цвет/форма?»

Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Для закрепления и тренировки мы решили сделать игру «Паровозик»

Из больших брусков поролона изготовили паровозик, состоящий из отдельных вагонов: красный, жёлтый, зелёный, синий. Из материала, соответствующего цвета сшили изображения фруктов, например: красный цвет – ягодка. Ребёнок находит ягодку и прикрепляет к вагончику красного цвета и т.д. Вагончики между собой соединяются шнурками, работа для маленьких пальчиков.  

Коврик «Времена года»

Хотим поделиться идеей развивающего коврика.

Нам хотелось, чтобы малыш, используя коврик, тренировал не только умственное, но и сенсорное восприятие, развивал мышление, воображение и познавательную активность, а также способствовал развитию действий рук, совершенствовал мелкую моторику пальцев.

Конечно, картинки с изображением времён года можно купить в магазине, но сделанное руками родителей и воспитателей несёт положительный заряд, который ребёнок непременно почувствует. Очень трудно в раннем возрасте объяснить детям о смене времён года, поэтому считаем, что коврик с картинками поможет нам.  

1. Основа –  ковролин;

2. Зима – дерево из кож.заменителя без листвы, тучи из плотного материала, соответствующего цвета, снег  и снеговик из синтипона, ёлка из драпа.

3. Лето – яркое солнце с косичками, которые дети могут заплетать, яркая трава из материала, на дереве зелёная листва и т.д.

4. Осень – на дереве листва желтая, птицы улетают в теплые края и т. д.

5. Весна – солнце, птицы возвращаются домой, на дереве скворечник, туча и капли дождя и т.д.

Все детали выполнены из экологически чистых материалов. К ковролину детали крепятся липкой лентой.  

  В работе используем творческий подход, занимаясь со своими воспитанниками: все занятия сопровождаем сказками, придумываем их по ходу действий. Считаем, что речевое подкрепление увлекательных действий удваивает эффект.

 Включаем игры для развития мелкой моторики в свою повседневность:  на прогулке разрешаем ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко. И, конечно же, необходимо много говорить с малышом, обсуждать всё, что происходит.

   Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста необходимо заниматься совместно с родителями. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она ведётся в трёх направлениях:

  - массаж, специальные игры-упражнения, для развития мелких движений пальцев;

  - обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи;

  - формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности ( лепке, рисовании)

  Советуем родителям учить ребёнка манипулировать предметами – среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрёшки, строительный материал, машинки, конструкторы.

  Хорошо, если у малыша есть свой набор: лопатка, совочек, грабельки, лейка.

  Наверняка ребёнку нравиться копаться в земле, в песке, следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка, возводить снежные горки.

  Очень важно не упустить возможность познакомить сына или дочку с различными продуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу. Важно, чтобы ребёнок научился держать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.

  Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку, и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.

  Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕЛКАЯ МОТОРИКА ИЛИ ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЙ РУК НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА».

Основные занятия с малышом.« ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ».Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЯ РУК НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ« ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЯ РУК НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА»...

Методический материал "ПРОСТЫЕ И ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА РЕБЁНКА"

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма....

Консультация для педагогов и родителей: "Посмотрите на развитие мелкой моторики и речи ребенка через "призму коры головного мозга".

quot;Почему говорят, что развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка?" Наверное у многих родителей возникал такой вопрос. Или же, педагог, подготавливая информацию для родителе...

Консультация для родителей «Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга»

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...