Роль эмоциональной сферы для всестороннего развития ребёнка.
статья (старшая группа) по теме
В статье говорится о том, как можно развивать эмоциональную сферу детей через различные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль эмоциональной сферы для всестороннего развития ребёнка.
Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Основная её цель - повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеское и конфликтное, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношения дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным, это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углубление в понимании нравственных качеств.
Специально организованная игровая деятельность способствует совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивает нравственные мотивы поведения.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырёхлетнего возраста: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется, и, конечно же, они с удовольствием выполняют практические задания, играют.
Познакомить детей с различными видами эмоций помогают игровые занятия: «Радость», «Горе», «Гнев», «Удивление», «Интерес», т.д.
В работе хорошо использовать такие приёмы, как рассматривание картин, фото, иллюстраций на различные виды эмоций, сравнение их, проблемные вопросы, творческие задания, этюды, схемы, стихотворения и загадки, упражнения на релаксацию и т.д.
Повышает активность детей такой игровой приём, как внезапное появление персонажа, игрушки, т.к. своей неожиданностью, необычностью вызывает чувство удивления, которое является прологом всякого познания. На большом эмоциональном подъёме проходят инсценировки коротких рассказов, стихотворений, сказок.
Наибольшее значение для социально-эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. Это ситуации практической помощи, активного проявления внимания и заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь», «Не надо грустить», «Мы встречаем друга после болезни», «Мы делаем подарки мамам» и т.п.
Эмоции, переживаемые детьми в реальных и условных ситуациях, которые возникают по инициативе воспитателя или стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.
Большое внимание надо уделять чтению художественных произведений. Разбирая поступки литературных героев, дети анализируют свои действия и поступки, и находят выход из конфликтных ситуаций, выделяют парные эмоции (жадный - щедрый, добрый - злой, весёлый - грустный и т.д.).
Очень важно построить работу по ИЗО-деятельности таким образом, чтобы создать вокруг дошколят ауру творчества, красоты, положительных эмоций, что даёт детям импульс для выхода наружу природных способностей детей, развивает их воображение и фантазию. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.
Безусловно, большое значение в эмоциональном развитии детей имеет музыка. Она наполняет их внутренний мир яркими красками, помогает в передаче какого-либо образа, развивает чувственную сферу.
Проведенная работа показала, что сначала дети испытывали трудности в общении, были замкнуты, неуверенны, не умели поддержать разговор. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяло выполнить задачи типа «Постройте вместе дом», «Наведение порядка в спортивном уголке» и т.п. Уже через полгода дети быстро выполнять аналогичные задания, научились договариваться друг с другом, разрешать конфликты. В группе наступила более благоприятная обстановка, стало меньше конфликтов, у детей появилось положительное отношение к другим людям, а также чувство сплочённости, коллективизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Роль пальчиковых игр во всестороннем развитии ребёнка"
Проект представлен в виде презентации, в которой отражены все составляющие любого проекта:цель;задачи;проблема;актуальность;гипотеза;новизна;методы исследования;предпогалаемый результат....
Роль кружковой деятельности в ДОУ для всестороннего развития ребёнка
На сегодняшний день необходимость дошкольного образования является неоспоримой возможностью для ребенка научиться полноценно общаться с другими людьми, приобрести необходимые навыки, развить...
План самообразования «Развитие эмоциональной сферы и творческих проявлений ребёнка в возрасте 5-7 лет в музыкально-ритмической деятельности».
Цель: содействовать творческому и эмоциональному развитию личности дошкольника средствами музыкальных двигательных игр-диалогов и сюжетных танцев.Повышение своего профессионального мастерства и компет...
Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности с детьми 5-7 лет.
Нарушения психофизического развития, свойственны многим детям с ограниченными возможностями здоровья приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затрудн...
Доклад на тему: "Роль игры во всестороннем развитии ребёнка"
Игра имеет большое образовательное значение....
Эмоциональная сфера и ее развитие у детей дошкольного возраста.
quot;История наших чувств, формирует наш характер и определяет нашу судьбу" ...
"Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ"
В коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ используются развные виды песочниц: интерактивная песочница, кинетический песок и световой стол "Палитра". Игры на песке являются эффективной п...