Коммуникативные игры. Обучение детей навыкам общения.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ходас Надежда Васильевна

В основу нашей работы была положена идея В.А.Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним кто-то обращается. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Оказывая практическую помощь детям в социальной адаптации, взрослые должны понимать роль коммуникативных игр. Коммуникативные игры развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному  телу и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его  с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительные отношения друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.

 

 

Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте.

Игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения.

«Сбрось усталость»

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними, что такое усталость.

Содержание: дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди. Дети слегка покачиваются в стороны, вперед, назад… По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

 

«Бабушка Маланья»

Содержание: в этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные за ним повторить. На ребенка, изображающего бабушку можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая ее выразительными движениями.

 У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движение за руки по кругу).

Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте:

Закрывают брови руками, делают круглые глаза, показывают большой нос и уши, показывают усы).

Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).

На нее глядели и делали вот так (повторяют за Маланьей любое смешное движение).

Движения могут быть самые разнообразные: можно попрыгать, поплясать, сделать руками «нос», можно сделать рожки и т.д.

 

 

Игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.

«Маленькое приведение»

Содержание: взрослый говорит: «Ребята, сейчас мы будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает руки, согнутые в локтях, растопыривает пальцы и произносит страшным голосом «У-У»). Если я буду тихо хлопать, то вы будете тихо произносить «У-У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы добрые приведения и хотите слегка пошутить.» Затем взрослый хлопает в ладоши.

 

 

Игра на развитие навыков волевой регуляции.

«Замри»

Содержание: дети прыгают в такт музыки (ноги вместе, в стороны, сопровождая прыжки хлопками руками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось замереть, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.

 

Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние.

«Зеркало»

Содержание: детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина участников – зеркала, другая – зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоции зверушек. После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось изображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

 

Игры, направленные на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.

«Цифры»

Содержание: дети свободно двигаются под веселую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединиться между собой, соответственно названной цифре: 2- парами, 3 –тройками, 4 – четверками. В конце игры ведущий произносит «Все», дети встают в общий круг и берутся за руки.

 «Радио»

Содержание: дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: « Внимание! Внимание!

Потерялся ребенок (и подробно описывает кого-нибудь из группы участников: цвет волос, глаз, рост, одежду) пусть подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга и определяют, о ком идет речь. Если дети угадали правильно, то этот ребенок становится ведущим.

 

Игра для создания положительного настроя и доброжелательного отношения друг к другу.

«Колпачки»

Содержание: взрослый раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу при этом говоря «Здравствуйте», руками колпачки трогать запрещается.

 

Игры для  преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.

«Передай сигнал»

Содержание: дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом ребенку через пожатие руки, сигнал нужно передавать следующему, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает, что сигнал получен. Игра повторяется с закрытыми глазами. Главное условие- общение без слов.

«Комплименты»

Содержание: дети сидят по кругу и по очереди, глядя в глаза друг другу, желают соседу что-то хорошее, хвалят, восхищаются, при этом передают какой – либо предмет (сердечко, солнышко, фонарик, цветок) из рук в руки. Принимающий говорит: «Спасибо. Мне очень приятно». Правило – не повторяться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры. Обучение детей навыкам общения.

В основу нашей работы была положена идея В.А.Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним кто-то обращается. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Оказывая практическую помощь детям в социальной адаптации, взрослые должны понимать роль коммуникативных игр. Коммуникативные игры развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному  телу и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его  с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительные отношения друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.

Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте.

Игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения.

«Сбрось усталость»

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними, что такое усталость.

Содержание: дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди. Дети слегка покачиваются в стороны, вперед, назад… По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

«Бабушка Маланья»

Содержание: в этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные за ним повторить. На ребенка, изображающего бабушку можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая ее выразительными движениями.

 У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движение за руки по кругу).

Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте:

Закрывают брови руками, делают круглые глаза, показывают большой нос и уши, показывают усы).

Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).

На нее глядели и делали вот так (повторяют за Маланьей любое смешное движение).

Движения могут быть самые разнообразные: можно попрыгать, поплясать, сделать руками «нос», можно сделать рожки и т.д.

Игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.

«Маленькое приведение»

Содержание: взрослый говорит: «Ребята, сейчас мы будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает руки, согнутые в локтях, растопыривает пальцы и произносит страшным голосом «У-У»). Если я буду тихо хлопать, то вы будете тихо произносить «У-У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы добрые приведения и хотите слегка пошутить.» Затем взрослый хлопает в ладоши.

Игра на развитие навыков волевой регуляции.

«Замри»

Содержание: дети прыгают в такт музыки (ноги вместе, в стороны, сопровождая прыжки хлопками руками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось замереть, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.

Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние.

«Зеркало»

Содержание: детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина участников – зеркала, другая – зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоции зверушек. После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось изображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

Игры, направленные на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.

«Цифры»

Содержание: дети свободно двигаются под веселую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединиться между собой, соответственно названной цифре: 2- парами, 3 –тройками, 4 – четверками. В конце игры ведущий произносит «Все», дети встают в общий круг и берутся за руки.

 «Радио»

Содержание: дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: « Внимание! Внимание!

Потерялся ребенок (и подробно описывает кого-нибудь из группы участников: цвет волос, глаз, рост, одежду) пусть подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга и определяют, о ком идет речь. Если дети угадали правильно, то этот ребенок становится ведущим.

Игра для создания положительного настроя и доброжелательного отношения друг к другу.

«Колпачки»

Содержание: взрослый раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу при этом говоря «Здравствуйте», руками колпачки трогать запрещается.

Игры для  преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.

«Передай сигнал»

Содержание: дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом ребенку через пожатие руки, сигнал нужно передавать следующему, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает, что сигнал получен. Игра повторяется с закрытыми глазами. Главное условие- общение без слов.

«Комплименты»

Содержание: дети сидят по кругу и по очереди, глядя в глаза друг другу, желают соседу что-то хорошее, хвалят, восхищаются, при этом передают какой – либо предмет (сердечко, солнышко, фонарик, цветок) из рук в руки. Принимающий говорит: «Спасибо. Мне очень приятно». Правило – не повторяться.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 года

Охота на тигровЦель: развитие коммуникативных навыков.Возраст: от 4 летКоличество играющих: не менее 4 человек.Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).Описание игры: дети встают в круг, в...

Картотека "Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 лет"

Картотека "Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 лет"...

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей.

Пособие «Коммуникативные игры» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения....

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал будет полезен для воспитателей. Цель методической разработки - показать, как в процессе игры формируются коммуникативные навыки у дошкольников....

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет

Коммуникативные игры для развития навыков общения   у детей  от 3 до 5 лет. Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связ...