Авторские игры и пособия "Умелые Ручки", 2009год
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мартынова Марина Михайловна

Проанализировав свой педагогический опыт, мы объединили свои авторские игры и пособия, вычленили в них основные сенсорные задачи, а также психические процессы.  Назвали мы их « умелые ручки».

 Наши «ручки» тесно связаны и с другими видами деятельности малышей:

С рисованием, лепкой конструированием, культурно–гигиеническими навыками.

Например: игра «тучки»-ребенок играя знакомится с пространством, с размером, с ритмом, что помогает ему при рисовании, как пальчиком, так и кисточкой- прием примакивания.

А как тренированные пальчики выкладывают иголки  для пластилинового ежика!

 Игра «паровозик» учит ребенка составлять предмет из частей, сопоставлять размер, цвет.

 Накопленный сенсорный опыт облегчает работу на занятиях по конструированию.

 Играя с волшебными пуговками и с ковриками «застегни и пристегни», ребенок тренирует свои пальчики и задача расстегнуть или застегнуть свою рубашку или кофту, будет  не такой трудной для малыша.

Знания, полученные в играх могут пригодиться и в ознакомлении с природой, экологическим воспитанием.

 

2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР  «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Занимаясь с детьми развивающими играми, мы ставили себе задачи:

Ø    создать модель развивающей среды;

Ø    дать толчок развитию разносто­ронних сенсорных способностей детей;

Ø    в игре учить мыслить самостоя­тельно;

Ø    с раннего возраста развивать у детей ощущения, восприятие, воображение, мышление, а также некоторые личностные качества (со­средоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях).

 

Наши игры «умелые ручки»  опробованные в нашей работе, обладают следующими отличительными чертами:

1.  многообразие, что позволяет быстро пе­реключать внимание детей с одного вида деятельности на дру­гой, выявить наиболее сильные стороны мышления каждого ребенка и помочь преодолеть его слабые стороны.

2.  В наши игры могут играть как один ребенок, так и небольшая группа детей

3.  Одна игра имеет несколько вариантов, что позволяет индивидуально подбирать задания для каждого ребенка.

4.  наличие обучающих моментов позволяет расширять кругозор, совершенствовать знания и навыки детей;

5.  некоторые игры можно использовать без предварительного разбора или показа. Например, пано «насекомые»;

6.  уча­стие в играх всех детей достигается за счет разного уровня слож­ности заданий, подбираемого также индивидуально;

7.  задачи, предлагаемые детям, соответствуют возрастным особенностям. В дальнейшем мы задачи усложняем, тем самым увлекаем ребенка, и развиваем  в нем способность сосредо­тачиваться, справляться с заданиями, которые чуть сложнее, чем он уже умеет выполнять, быть внимательным, тренирует память.

подгрупповые игры учат умению совместно работать над общим заданием,
прислушиваться к тому, что говорит товарищ, , т. е. воспитывает качества, в дальнейшем необходимые для общения в коллективе.

 

3. Оборудование и  материалы для развивающих игр «Умелые ручки»:

разнообразные фигурки из цветного дерматина, разного размера, т.к. мы их используем для игр большого или маленького фланелеграфа., настольные игры, магнитная доска с подбором магнитных деталей, дидактический стол, большой модуль Сухой бассейн, деревянные втыкалочки, рамочки, под- вески; волшебные пуговки и коврики, обучающие застегивать, пристегивать, растегивать

наши игры и пособия направлены на развитие сенсорных способностей и на развитие мелкой моторики . К играм прикладываются задачи и задания. Все они собраны в картотеку. С обратной стороны карточки прикладывается фотография игры.

Есть сопутствующие картотеки –подвижных игр, стихов, потешек и загадок.

пособия трудоемкие в изготовлении, но они несут в себе прочность, долговечность, яркость, новизну и самое главное, т.к. мы работаем с малышами , их можно обрабатывать-стирать и т.п.Но усилия  затраченные однажды на изго­товление комплекта любой игры, впоследствии возвращаются к нам успехами, улыбками наших малышей

Игры подобраны так, что двигательная активность ребенка не ограничивается, т.е, можно играть, сидя на полу,  за столом,  на ковре,. При этом ребенок чувствует себя непринужденно, и эффективно работает над своим заданием.

 

 

4.Что именно делает  игры Умелые ручки» развивающими?

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью оборудования и материалов.

задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют
широкий диапазон трудности.

Постепенное возрастание сложности задач в играх позволяет
ребенку идти вперед и  развивать свои творческие
способности;

играя в «умелые ручки» ребенок сам может контролировать себя в правильности выполнения задания, используя метод прикладывания.

здесь малыш поднимается до «потолка» своих возможностей.

Таким образом, развивающие игры служат «пищей» для развития творческих способностей с самого раннего возраста (с 1,5 лет); за­дания—ступеньки создают условия, опережающие развитие способ­ностей. Поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

«Умелые Руки» разнооб­разны по содержанию; они, как все игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества;

 

В своей работе мы часто практикуем:

понравившуюся  малышу игру, давать домой, тем самым  еще лучше закрепляются навыки и укрепляется связь:  малыш-сад-дом.

 Преподносим мы игры  с определенными правилами, которые проверены на практике в нашей работе:

Ø    игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому;

Ø    необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая ее;

Ø    нельзя мешать самостоятельному решению (желательно, чтобы
и ошибки ребенок находил и исправлял сам);

Ø    обязателен успех в самом начале; для этого начинаем игру с
посильных задач;

Ø    если ребенок не справляется с заданием, мы делаем перерыв, а
потом начинаем с более легких ;

 По возможности, мы предоставляем ребенку самостоятельно  выбирать задание.

Игру оживляем сказкой ,игровой мотивацией, потешками, стихами, загадками; при этом затрагивается непроизвольное внимание ребенка;

в игре нужна непринужденная обстановка, поощрение двига­тельной активности.

Если мы проводим игру по подгруппам, то мы придерживаемся правил:

Ø   занятия проводятся в малых группах (4—6 человек);

Ø    Каждый ребенок имеет свой комплект игры

Ø    во время занятий дети располагаются за круглыми  столами или малыши сидят на ковре.

Ø    весь курс занятий проводится с помощью ведущих игрушек : Каркуша, бабушка -Варварушка, дедушка-Егор

Ø    каждый ребенок на занятиях работает индивидуально, на уровне
своего «потолка», в собственном темпе;

Ø    когда малыш освоит большое количество игр, то он уже может самостоятельно выбирать игру.

Ø    Для того чтобы установить начальный уровень знаний малыша мы используем диагностику. Она проводится два раза в год: в октябре, мае. Опираясь на результаты диагностики, мы планируем перспективную  работу с детьми по  «умелым ручкам».

Ø    Кроме индивидуальных игр, в курс включены и некоторые коллектив­ные игры, в которых детям также предоставляется возможность подумать и самим отыскать ответы на предложенные вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся играя!" Авторские игры с детьми имеющими ОНР

Представленные игры отражают специфику и направления работы с детьми, имеющими логопедическое заключение ОНР. Затрагивается лексико– грамматическая сторона речи, а так же ознакомление с элементами гра...

Игры для маленьких ручек и пальчиков

Развитие ручек ребенка и развитие его речи взаимосвязаны. Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Мелкая моторика и артикулирование звук...

Игра «Вершки - корешки». ИКТ (авторская игра)

Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно-корень или плоды на стебле)...

Авторские сказки "Сказки о Ручке"

Сказки о школьных принадлежностя...

Авторская программа кружка "Очумелые ручки" возраст детей 4-5 лет

формировать технические умения и навыки в работе с разным материалом, в том числе - нестандартным...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...