Педагогический стиль общения.
статья по теме
Рассуждение о педагогических стилях общения педагога с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_2_esse_po_ped.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок в детском саду проводит по 8-12 часов в день, т. е. треть своего детства. Это первое звено в системе общественного воспитания и образования детей, поэтому изучение внутригрупповых взаимоотношений, общения, совместной деятельности, влияния дошкольной группы на формирование личности детей, становление отношений в детском коллективе и т.д. - важные и актуальные проблемы. И то, насколько комфортно чувствует ребёнок себя в группе, микроклимат группы, внутригрупповые отношения - зависят в основном от педагога, от стиля его общения с воспитанниками. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие. В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль и т.д.
Стили педагогической деятельности рассматриваются в соответствии с выделенными в социальной психологии стилями руководства (авторитарный, демократический, попустительский).
Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах. Авторитарный педагог не учитывает индивидуальных особенностей воспитанника.
Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет, приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности.
Демократический стиль воспитания - в рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Педагог стремится учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, не имеет и не проявляет негативных установок.
Попустительский стиль подразумевает, что проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому («пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи. Попустительский (анархический, либеральный) стиль руководства характеризуется стремлением педагога максимально облегчить свою задачу, не брать на себя ответственность. Этот стиль руководства является реализацией тактики невмешательства, в основе которой лежит равнодушие и незаинтересованность.
Продуктивность «демократического» и вредность «авторитарного» стиля, недопустимость последнего в работе с детьми была доказана в целом ряде исследовании (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С Мухина, Л. Н. Башлакова и др.).
Стиль педагогического общения непосредственно оказывает влияние и на взаимодействие между воспитанниками детского сада. Так, у воспитателей с разными стилями педагогического общения дети характеризуются разными проявлениями реакции на фрустрацию (негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается).
Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, протекающее в рамках сотрудничества воспитателя и ребенка, основанное на понимании, принятии и уважении личности ребенка порождают в нем уверенность и личную значимость, которые делают его более уверенным и способным справляться с трудностями жизни. Ребенок приобретает способность более верно оценивать мир и вести себя соответственно. Это облегчает взаимодействие с окружающими.
Все эти особенности, складывающиеся уже в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает осознавать себя, принимать на себя все более сложные социальные роли, определяют характер его взаимоотношений, его статус в коллективе. Именно поэтому очень важно, чтобы стиль педагогического общения был адекватным ситуации, доброжелательным, последовательным, недоминантным, иначе неадекватно репрессивное общение со стороны взрослого ведет к накоплению отрицательного опыта во взаимодействии, начиная уже с дошкольного возрастам.
Таким образом, стиль педагогического общения влияет на характер эмоциональных переживаний: авторитарный стиль вызывает у детей депрессию, астению. А состояние спокойного удовлетворения и радости возникает в том коллективе, где во главе стоит воспитатель, придерживающийся демократичных принципов воспитания.
Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Поэтому многие исследователи придают большое значение проблеме формирования и обучения учителя стилю педагогической деятельности, выбора продуктивного стиля общения. Поэтому особое внимание следует уделить формированию индивидуального стиля деятельности педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога складывается под влиянием 3-х факторов: индивидуально-психологических особенностей самого педагога, особенностей самой педагогической деятельности, особенностей обучающихся. Становление индивидуального стиля деятельности возможно в 2-х формах – путем самовоспитания или в результате воспитывающего эксперимента. Заинтересованный, любящий детей педагог будет стремиться к самовоспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар для педагогов "Стили общения с родителями"
В помощь старшему воспитателю...
"Стили общения с родителями".
Консультация для воспитателей....
Здоровьесберегающий стиль общения педагога с детьми, коллегами и родителями как необходимое условие сохранения всех субъектов педагогического взаимодействия
СодержаниеСущность общения и факторы, его ………………………………….………………….3 Здоровьесберегающее сопровождение ребенка…………………………………...……5 Типы сигналов тела……………………………………………………………………..7 Типы манип...
Педагогические стили общения
Консультация раскрывает модели и стили педагогического общения...
Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Целью педагогиче...
Семинар-практикум для педагогов-психологов,воспитателей. Тема: "Эффектное общение в педагогическом коллективе.Бесконфликтный стиль общения.
Презентация помощь в работе в педагогиеском коллективе. Практические упражнения....
РМО педагогов «Деловая игра «Интерактивный педагогический блокнот» по теме «Стиль общения современного педагога».
Цель: Расширить знания педагогов о педагогических основах общения....