Сплочение педагогического коллектива и развитие чувства коллективизма
консультация по теме
В работе представлены упражнения для провидения психологом семинара для воспитателей на тему: "Сплочение педагогического коллектива и развитие чувства коллективизма".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ №18 Раменский р-н д. Островцы
Заведующий Ищенко А.В.
Семинар
«Сплочение педагогического коллектива.
Развитие чувства коллективизма»
Составлено педагогом-психологом
Млечко Анастасией Витальевной
2013 год
Задачи семинара:
• Повысить коммуникативные навыки педагогов;
• Повысить сплоченность коллектива;
• Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
• Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
• Повысить сплочение коллектива педагогов;
• Повысить взаимопонимание между педагогами;
• Повысить самооценку педагогов;
• Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Материал: спокойная музыка для релаксации, ватман, листочки зеленого, желтого, красного цветов, клей, обруч, мяч.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
1-ое упражнение «что значит для меня коллектив». Назовите ассоциации к слову «коллектив», достаточно по одному слову.
Коллектив — это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом [толковый словарь Дмитриева].
Женские коллективы- это коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, но вместе с тем более гибки в выборе приемов и способов педагогического и психологического воздействия на других, чем мужские коллективы.
2-ое упражнение «Дерево достижений нашего коллектива»
Цель: развитие рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. Увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива.
Инструкция: перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе- приклеиваете на дерево зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом –красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый.
Обсуждение: каких листочков на дереве больше, чего достиг наш коллектив.
Факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе:
Рассматривая влияния, формирующие социально-психологический климат коллектива, выделим прежде всего факторы макросреды и микросреды.
В качестве важнейшего фактора макросреды необходимо назвать общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и формирование коллективов. Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат коллектива. В русле этих управленческих воздействий органы управления направляют и конкретизируют формирование коллективов.
Обратимся теперь к факторам микросреды, то есть материальному и духовному окружению личности как члена коллектива. Эта микросреда представляет собой «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого.
Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат коллектива, является предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, санитарно – гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «рабочая ситуация».
Другую не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды.
Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, чем недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально-психологический климат коллектива.
Следующий фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование социально-психологического климата коллектива.
3-е упражнение «Крабы» (для выполнения этого упражнения необходимо просторное помещение)
Цель: сплочение коллектива, развитие сотрудничества.
Участники семинара делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа становится в круг спиной внутрь и берут друг – друга по руки, становясь так называемыми крабами. Задача: как можно быстрее добраться до финиша и поднять с пола мяч. От участников это упражнение требует умение договариваться, скоординировать свои движения. Упражнение можно усложнить, когда все участники становятся одним «крабом».
4-е упражнение. Пожалуйста, постройтесь в ряд по алфавиту имен.
5-е упражнение «Сквозь кольцо»
Цель: координация совместных действий, сплочение тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.
Инструкция: Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч (можно заранее изготовить кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т.п.). Задача участников: не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.
Обсуждение: Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с каким-то планом, или каждый действовал по собственной инициативе? Как усовершенствовать способ передачи обруча?
6- е упражнение. Постройтесь в ряд по размеру ноги, от самого маленького до самого большого.
7-е упражнение «Сигнал»
Участники стоят по кругу, достаточно близко, и держатся за руки за спиной друг друга. Психолог посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных, легких или сильных пожатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к психологу. В качестве усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны
8- е упражнение «Люди – к людям»
После произнесения психологом фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «правая нога – к левой руке» и т. п.). После произнесения психологом фразы «Люди – к людям» играющие должны перераспределиться по парам.
9 - упражнение «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.
10- упражнение. «Перестроение»
Цель: выявление лидера, наблюдать за тем на сколько слаженно умеют действовать члены коллектива.
Уважаемые коллеги, встаньте ,пожалуйста, в круг. Молча перестройтесь в квадрат. Затем так же молча перестройтесь в треугольник.
11-е упражнение «Творческая жизнь»
Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
Материалы: бумага, ручки.
Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).
Заключение.
В подведение итогов семинара хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.
И ещё несколько цитат:
«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода»',— так оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс роль коллектива.
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»- Владимир Ильич Ленин.
«В каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то, что отделяет от других людей, а то, что у нас ними общего» -Джон Рескин.
«Нет ничего ужаснее успеха наших коллег, особенно когда они его заслужили» - Жорж Элгози, американский театральный критик.
Каковы ваши впечатления от проведенной работы?
Список литературы:
1.Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
2.Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.
3.Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. А. Никоновой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по сплочению педагогического коллектива ДОУ
Данные занятия помогают улучшить психологический климат в коллективе, снимать психоэмоциональное напряжение воспитателей и развивать их творческий потенциал....
Тренинг для педагогов "Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива"
В тренинге представлены упражнения по раскрытию творческих способностей педагогов и коммуникативные игры по сплочению педагогического коллектива.Данный тренинг комплексный и решает сразу несколько зад...
Тренинговое занятие на сплочение педагогического коллектива.
Тренинг на сплочениепедагогического коллективаСплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мот...
Семинар-практикум "Сплочение педагогического коллектива"
Семинар-практикум "Сплочение педагогического коллектива" предназначен для работы с педагогами ДОУ. Целью его является развитие самосознания, чувства сотрудничества и коллективизма, трениро...
Тренинг для воспитателей «Сплочение педагогического коллектива»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, добр...
Выступление на педагогическом совете «Сплочение педагогического коллектива ДОУ»
Выступление на педагогическом совете в ДОУ....
Программа тренингов по сплочению коллектива «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива»
План работы педагога-психолога с педагогами «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива» разработан с целью командообразования педагогов МБДОУ, т.е. повышения сплоченн...