Многофункциональная игра "Листопад"
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему
Задачи, поставленные автором разработки.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения – это одна из важнейших проблем на современном этапе. Дошкольники с развитым интеллектом и логикой быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелёгок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и их зрительные возможности, мы всегда помним, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных дидактических игр и упражнений. Я предлагаю многофункциональную игру «Листопад», которая составлена с учётом методических программ по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения. Игра позволяет решить ряд образовательных, развивающих, коррекционных, воспитательных задач комплексно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_chugunkina.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация дидактической игры
Ф.И.О. автора, район, ОУ
Чугункина Ирина Николаевна
Кронштадтский район Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида.
Реализуемые программы
- «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва, 2005 г.
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей)» Москва, 1997 г.
- «Методические рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием» под редакцией Рудаковой Л.В., С-Петербург,1989 г.
Адресат
Дети с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).
Номинация 6
Дидактические пособия
Тема
Многофункциональная игра «Листопад».
Задачи, поставленные автором разработки.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения – это одна из важнейших проблем на современном этапе. Дошкольники с развитым интеллектом и логикой быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелёгок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и их зрительные возможности, мы всегда помним, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных дидактических игр и упражнений. Я предлагаю многофункциональную игру «Листопад», которая составлена с учётом методических программ по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения. Игра позволяет решить ряд образовательных, развивающих, коррекционных, воспитательных задач комплексно.
Эффективность
Цель игры: развивать логическое мышление и ориентировку в микропространстве.
В игре «Листопад»:
- на основе пространственных представлений дети учатся практически ориентироваться в микропространстве, кроме того, эти представления являются фундаментом для формирования пространственного мышления и способности понимать пространственные признаки, свойства и отношения в пространстве;
- дети успешно осваивают программный материал по математике с учётом коррекции зрительно – пространственной ориентировки и обогащения зрительно – пространственных представлений в процессе систематических упражнений в выделении и понимании пространственных признаков и отношений;
- при помощи поиска предметов в пространстве по заданной схеме, дети учатся понимать и практически воспроизводить конкретные пространственные представления.
Апробация игры позволила установить, что она интересна и доступна детям, в том числе и с нарушением зрения. Эта игра может быть использована в нескольких возрастных группах. В игру «Листопад» могут играть дети от 3 до 7 лет.
Методические рекомендации педагогам по использованию дидактического пособия.
Данная игра решает ряд дидактических задач.
- учить детей размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей;
- развивать умение ориентироваться в микропространстве;
- развивать счётные навыки;
- развивать зрительную дифференцировку по цвету;
- учить соотносить по цвету предмет заместитель с образцом;
- развивать соотносящиеся практические действия (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного объекта на другой)
- развивать наблюдательность, зрительное внимание и память;
- узнавать и называть точным словом оранжевый, коричневый цвета;
- активизировать в речи слово «разноцветный»;
- учить анализировать пространственные отношения предметов на листе;
- учить располагать предметы по предлагаемой схеме;
- развивать умение читать схему;
- развивать слуховое внимание (устный диктант);
- формировать практическое ориентирование в пространстве.
Систематичность проведения игры с детьми, повторение и использование в ходе организованной образовательной деятельности позволяет закрепить материал, развить познавательные интересы и эффективно решить поставленные дидактические задачи.
В комплект игры входит:
1. Карточки, разделённые на 9 частей (по одной карточке на каждого ребёнка).
2. Карточки – схемы с заданиями: 6 карточек, разделённых на 9 частей; в середине каждой части наклеены кружки разных цветов (в соответствии с цветами осенней листвы).
3. Наборы «осенних листочков», вырезанных из картона.
Варианты игры.
Вариант № 1 (для детей 3-4 лет).
Дидактические задачи: развивать цветовосприятие; учить детей использовать данные заместители и располагать предметы в микропространстве в соответствии с цветом.
Каждый ребёнок получает карточку схему и набор листочков. Взрослый предлагает детям положить листочки на все кружки так, как на схеме.
Вариант № 2 (для детей 5-6 лет).
Дидактические задачи:
- продолжать учить детей размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей;
- познакомить с понятиями «левый верхний угол», правый верхний угол»,
«левый нижний угол», «правый нижний угол»;
- закреплять умение ориентироваться в микропространстве («Какого цвета листок в правом верхнем углу?», «Где расположен оранжевый лист?», «Покажи листочки одинакового цвета, где они расположены?» и т.д.);
- учить детей понимать словесные указания, выделять и словесно обозначать пространственные признаки предметов.
Каждый ребёнок получает карточку, разделённую на 9 частей, карточку-схему и набор листочков. Взрослый предлагает разложить листья на свободной карточке в соответствии с предложенной схемой. В процессе игры уточняем и активизируем в речи понятия: в середине, слева, справа.
Когда дети правильно научатся выполнять задание, можно ввести элемент соревнования: кто правильно и быстрее всех выполнит задание.
Вариант № 3 (для детей старшего дошкольного возраста).
Дидактические задачи: учить создавать цветные панно по словесному описанию; формировать у детей умение словесно обозначать пространственное положение предметов (ряды и столбики).
Каждый ребёнок получает карточку, разделённую на 9 частей и набор листочков. Ведущим становится кто-либо из детей. Он выбирает одну из карточек – схем и диктует расположение и цвет листьев на ней, не показывая игрокам. Взрослый наблюдает за правильностью диктовки ведущего. После выполнения задания ребёнок - ведущий ставит карточку - схему на подставку или выставляет на рабочую доску и игроки сверяют выполненные задания с образцом.
Вариант № 4 (для детей старшего дошкольного возраста).
Дидактическая задача: развивать зрительное внимание и память.
Каждый ребёнок получает карточку, разделённую на 9 частей и набор листочков. Взрослый показывает игрокам карточку – схему и вместе с детьми уточняет место расположения кружков. Затем предлагает игрокам выложить осенние листочки по памяти.
Список используемой литературы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-вида (для слабовидящих детей). Москва, 1997г.
- Развитие зрительного восприятия для детей с нарушением зрения. Л.В.Рудакова, С-Петербург, 1989г.
- Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. Л.И.Плаксина.- Калуга: издательство «Адель», 1998.
- Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Е.И.Удальцова. Москва,1958.
- Дидактические игры – занятия в ДОУ. Е.Н.Панова. ТЦ «Учитель»,Воронеж,2006.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.- М.: Просвещение,1989.
Фотоприложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное учебно -игровое пособие "Муха -Цокотуха"
Все знают сказку "Муха -цокотуха".На материале сказки создано пособие. все герои сказки выполнены из картона.С обратной стороны -магнит, поэтому фигурки можно использовать не только на столе. на полу ...
Использование ЛЕГО ДАКТА как многофункциональной педагогической технологии
использование на занятии...
Многофункциональное методическое пособие по развитию речи "Веселый поезд" (для индивидуальной работы с детьми с ТНР)
Использование данного пособия зависит от конкретных задач педагога в ходе индивидуальной работы с ребенком с ТНР....
Многофункциональные панно в работе с дошкольниками с ЗПР
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАННО В РАБОТЕ С ДЕТМИ С ЗПР Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Но если речь идет...
Многофункциональное пособие "Окно в волшебный мир"
Данное пособие многофункционально при замене одной страницы на другую перед детьми ставятся новые задачи.Оно развивает логическое мышление, память, внимание, речь, ориентировку в пространстве, с...
Многофункциональное пособие для физического развития и игр детей от 3 до 6 лет "ДОРОЖКА"
Аннотация.Данное пособие разработано для детей от3 до 6 лет, развивает творческую и двигательную активность детей."Дорожка" может использоваться для индивидуальных и групповых упражнений в помещении и...
Многофункциональная сумка для развития мелкой моторики
В своей работе я уделяю много внимания развитию мелкой моторики у детей. Всем известно, что игры с пуговицами, шнуровками развивают внимание, глазомер. У детей происходит укрепление пальцев и вс...