Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка в ДОУ
статья на тему

Кардаш Марина Александровна

Содержание психолого-педагогического сопровождения гиперактивного ребенка в ДОУ как направление профессиональной подготовки и повышения квалификации воспитателей детского сада.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_psihologo_giperaktivnost.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание психолого-педагогического сопровождения гиперактивного ребенка в ДОУ как направление профессиональной подготовки и повышения квалификации воспитателей детского сада.
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

    Данный вид сопровождения отвечает новой парадигме образования – развитию субъектности и индивидуальности ребенка. Процесс психолого-педагогического сопровождения объединяет основные институты социализации ребенка: семью, общеобразовательное учреждение, учреждения дошкольного образования детей.

      Социально-экономическое развитие сегодняшней России повышает значимость дополнительного образования, которое должно способствовать созданию в учреждениях подобного типа развивающей, воспитывающей и обучающей среды, содействующей росту творческого потенциала личности будущего гражданина и специалиста, его самореализации в образовательном процессе.

   Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном образовании является фактором, способствующим личностному росту и успешности каждого ребенка.

      Психолого-педагогическое сопровождение снижает конфликтность в образовательном процессе, уменьшает отсев обучающихся, оказывает помощь в разрешении сложных социальных проблем. Все это происходит лишь при наличии реального сопровождения, а не имитационного.
   Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ - это система деятельности педагогов-психологов и педагогов, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем, возникающих у него в процессе взаимодействий в ДОУ социально-адекватными способами. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

• психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

• содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей;
• организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;

• психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

Сопровождение, таким образом, представляет собой деятельность, направленную на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде.

Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:

• профилактика;

• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

• консультирование (индивидуальное и групповое);

• развивающая работа (индивидуальная и групповая);

• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

• психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации ДОУ, педагогов, родителей;

• экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОУ).

    Психолого-педагогическое сопровождение является необходимым компонентом современного дополнительного образования, содействуя в создании условий для развития интересов, способностей ребенка на основе его свободного выбора образовательной деятельности, профиля программы и времени освоения.

Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.

       Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада c первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятие в детском саду, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом

зависит от стратегии и тактики взрослого.

  Среди проблем, с которыми часто приходится сталкиваться педагогам, вступает проблема установления взаимоотношений и организации образовательно – воспитательного процесса с детьми, чья безудержанная подвижность выходит за рамки просто активного ребенка. Такие дети осложняют жизнь не только себе, но и окружающим. На них часто жалуются педагоги, беспомощные родители “разводят руки”, да и среди сверстников они не пользуются большой популярностью, в связи с невозможностью подчиняться определенным правилам. Вот почему проблема организации обучения и воспитания детей данной категории на сегодняшний день, безусловно, является актуальной. Современная психолого – педагогическая практика использует для обозначения таких детей термин “гиперактивный ребенок” (в медицине он звучит как“Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ”).

  Анализ многочисленных исследований по интересующему нас направлению позволяет сделать вывод о том, что только своевременная и комплексная работа по преодолению нежелательных проявлений гиперактивности помогает ребенку – дошкольнику успешно социализироваться в среде сверстников и успешно усваивать учебный материал.

Комплексная работа с учетом особенностей детей с гиперактивностью, которая имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления, должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей, то есть предусматривает организацию полноценного сопровождения развития ребенка. Идея психологического сопровождения дает возможность органично сочетать специфическую психологическую работу с детьми с целями и ценностями всего учебно-воспитательного процесса.

Целью организации сопровождения ДОУ выступает: создание социально - психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в конкретной социальной среде.

Большую роль в организации сопровождения с гиперактивностью играет психологическая служба. Она выполняет координирующую и направляющую функцию при решении вопросов оценки эффективности работы, ее направленности, координирует деятельность не только специалистов ДОУ, но и проводит широкую разъяснительную работу с родителями.

Работа с родителями одно из важных направлений в деятельности психологической службы ДОУ. Цель такой работы – обеспечение родителей необходимыми им знаниями в вопросах воспитания и развития детей с гиперактивностью, оптимизация проблемных детско –родительских отношений, оказание полноценной психологической поддержки семьи.    Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

   Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.
Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей, чем взрослый. Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным или упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.

   Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно. В общении недопустим попустительский стиль поведения. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10 слов. Не давать несколько инструкций сразу. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулированными, продуманными.

   Гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребенка о начале новой деятельности. Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве; утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Важно помнить, что в общении с гиперактивным ребенком взрослому необходимо сохранять спокойствие, т.к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию.

 При подборе игр следует учитывать особенности гиперактивных детей. Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитивное русло. Например в пальчиковые игры. Одним их важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребенка, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.

  Работа с родителями одно из важных направлений в деятельности психологической службы ДОУ. Цель такой работы – обеспечение родителей необходимыми им знаниями в вопросах воспитания и развития детей с гиперактивностью, оптимизация проблемных детско –родительских отношений, оказание полноценной психологической поддержки семьи.
В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и участие педагогов — воспитателей. И здесь роль психолога неоценима. Выполнение ряда его рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.
   Прежде всего, психолог предоставляет воспитателю подробные сведения о природе гиперактивности, о характере поведения детей с гиперактивностью в детском саду. Подчеркивает, что работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка.

    Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ученика в группе за партой — в центре помещения напротив стола воспитателя.

    Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить по четко распланированному, стереотипному распорядку, используя для этого специальный календарь или дневник.

    Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребенку отдельно или, если это в школе, писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особого мальчика» (девочки).

      На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: физического труда, спортивных упражнений.

     От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Чтобы удерживать внимание гиперактивных детей, педагог может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.

     Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Педагогам рекомендуется:

• работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

• по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

• предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к педагогу в случаях затруднения;

• учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

• научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
• на определенный отрезок времени давать только одно задание;

• дозировать воспитаннику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

• во время всего дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

    Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Используемая литература:

 1.Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб, 1998.

2.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2003.

3.Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ"

Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эфф...

Организация психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми с использованием технологии коучинга.

Материалы психологической консультации для педагогов имеют информационно-практический характер. Психологическое просвещение данной консультации заключается в вооружении педагогов знаниями  о детя...

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ

Гиперактивные  дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвле...

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ.

Князева Ю.И."Гипер. ” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык и...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ

               Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователе...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...