Авторская программа "Колокольчик"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
использовании игровых методов и приемов при организации занятий: артикуляционной гимнастике, игр на развитие речевого и певческого дыхания, развивающих игр с голосом, речевых ритмоинтонационных игр и упражнений, ритмодекломации, речевой зарядки, приемов ТРИЗ-РТВ, в обучении детей пению и развитии песенного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kolokolchik.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Музыка начинается с пения…
Курт Закс (немецкий музыковед)
Пение-основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.
Песня-яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму.
Пение принадлежит к такому виду искусства, которое можно назвать массовым и доступным. По сути песня-это синтез слова и музыки.
Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно
важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Методическая направленность данной программы базируется на современных авторских методиках: Г. Струве, В. Емельянова, на знакомстве с опытом работы музыкальных педагогов –новаторов В. Жилина, Т.Тютюниковой, Т. Боровик.
Новизна данной программы заключается в использовании игровых методов и приемов при организации занятий: артикуляционной гимнастике, игр на развитие речевого и певческого дыхания, развивающих игр с голосом, речевых ритмоинтонационных игр и упражнений, ритмодекломации, речевой зарядки, приемов ТРИЗ-РТВ, в обучении детей пению и развитии песенного творчества.
Актуальность программы.
Обучение детей пению-одна из важнейших и к тому же самых сложных задач музыкального воспитания. В последние годы, музыкальными руководителями ДОУ основной акцент ставится на разучивание эфектных современных песен. не соответствующих возможностям ребенка. В результате-фальшивое пение под фонограмму или громкий аккомпанемент, заглушающий голос дошкольника, что вредно сказывается на здоровье ребенка.
Программа нацелена ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом, помочь ребенку услышать чистое пение, знакомить и разучивать песни русских и советских композиторов, учиться импровизировать простейшие мелодии на заданный текст.
Отличительной особенностью программы от существующих программ является внедрение новых форм. игровых методов и приемов в организацию занятий.
Цель программы:
Развитие вокальных данных, музыкального слуха, внимания, памяти, воображения.
Задачи:
Обучающие:
1.Формирование интереса к вокальному искусству.
2.Сформировать у детей умение выразительного, искреннего исполнения интересных ему песен.
3.Развивать у детей необходимые вокальные навыки, а именно:
-петь естественным голосом без напряжения, постепенно расширяя диапазон, легко. мягким звуком;
-уметь различать звуки по высоте;
-петь согласованно, не опережать и не отставать, одновременно начинать и заканчивать пение, слушать других;
-исполнять песню различными способами(с помощью взрослого и самостоятельно),коллективно и индивидуально;
- развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания артикуляции;
-развитие умений петь, выразительно передавая характер песни;
-правильно передавать направление мелодии(вверх, вниз),различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темп, сохранять ритмический рисунок;
-отмечать правильное и неправильное пение;
-брать правильно дыхание перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы;
-импровизировать простейшие мелодии;
-петь выразительно, эмоционально, умение слышать друг друга;
Развивающие:
1.Развивать музыкальные способности(слух, память, ритм, мышление);
2.Развивать сенсорные способности(Чувствовать, ощущать, сопереживать);
3.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.
Воспитывающие:
1.Воспитывать умение вести себя во время пения;
2.Формировать чувство такта, культуру поведения, во время общения с детьми и взрослыми.
Возраст детей-от 6-7 лет.
Продолжительность образовательного процесса,этапы.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Кол-во занятий в год- 72;
Кол-во занятий в неделю - 2;
Продолжительность занятий- 25-30 мин.
Структура занятий.
1.Музыкальное приветствие.
2.Основная часть:
-артикуляционная гимнастика;
-упражнение для развитие голоса и слуха;
-дыхательная гимнастика;
-задание для развития песенного творчества;
-ритмоинтонационная игра;
-ритмодекломация;
-Разучивание песни.
3.Заключительная часть.
-упражнение на расслабление;
-массаж.
Диагностика.
Цель: Выявление уровня песенного исполнения.
Характеристика уровня исполнительской культуры пения:
ВЫСОКИЙ уровень-поет выразительно. хорошо передавая мелодию(ускоряя, замедляя, усиливая, ослабляя звучание).
Берет дыхание на начало музыкальной фразы.
Правильно произносит все звуки, смягчая их в конце каждой фразы.
Поет знакомые и малознакомые песни с сопровождением и без него.
Чувствует партнера в ансамбле, хоре.(11-12 баллов)
СРЕДНИЙ уровень-не всегда правильно использует динамические оттенки в пении
(ускорение, замедление, усиление, ослабление звучания)
Без сопровождения поет только хорошо знакомые песни.
Не всегда слышит партнера в ансамбле.(7-8 баллов)
НИЗКИЙ уровень-невыразительное пение, нечеткая дикция.
Берет дыхание в середине фразы.
Затрудняется петь без музыкального сопровождения знакомые песни.
В ансамбле не слышит других детей. выкрикивает.(4-5 балла)
№ | Высокий уровень 3 балла за каждый пункт | Средний уровень 2 балла за каждый пункт | Низкий уровень 1 балл за каждый пункт |
1. | Свободно владеет основными певческими навыками(звукообразование, Дикция, дыхание)Чисто интонирует в рамках певческого диапазона | Не всегда правильно Берет дыхание, чисто интонирует при повторном Исполнении. | Не всегда правильная артикуляция, не четкая дикция, неправильно интонирует. |
2. | Поет выразительно, правильно передает мелодию(ускоряя, замедляя, Усиливая, ослабляя звучание) | Поет выразительно, но не всегда правильно, использует динамические оттенки(ускорение, замедление, Усиление, ослабление звучания. | Для передачи выразительности использует громкое пение. |
3. | Поет знакомые и малознакомые песни с сопровождением и без него. | Поет знакомые и малознакомые песни с сопровождением. малознакомые песни затрудняется петь без сопровождения. | Затрудняется петь знакомые, малознакомые песни без сопровождения. |
4. | Владеет навыками пения в ансамбле. чувствует партнера. дает характеристику своему пению и пению других детей. | Владеет навыками пения в ансамбле. Может дать характеристику только своему пению. | Исполняя песни в хоре, не слышит других детей. Не может дать характеристику своему пению и пению других детей. |
5. | Проявляет фантазию в придумывании выразительной интонации, передающей настроение и звукоподражание. | По напоминанию муз. рук. исполняет знакомые муз. интонации. | Затрудняется в выполнении задания. |
Примерный учебный план
Содержание | Количество занятий |
Восприятие музыки | 10 |
Артикуляция, выразительная дикция | 22 |
Освоение техники распределения дыхания | 10 |
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования | 10 |
Эмоционально-выразительное исполнение | 20 |
Итого: | 72 |
Примерное распределение материала
по пению на год.
Репертуар | Количество занятий |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) | 11 |
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) | 5 |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 8 |
Детские эстрадные песни (под фонограмму) | 5 |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 7 |
Песни из мультфильмов (под фонограмму) | 4 |
Упражнения и попевки | 32 |
Всего: | 72 |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
Формы подведения итогов реализации программы:
1.Выступления на праздничных утренниках и развлечениях.
2.Выступления перед родителями и общественностью.
3.Выступление на Фестивале творчества(1 июня)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Авторская сказка в работе с детьми"
При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...
Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма. Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ "СЕЗОННЫЕ СКАЗКИ" (полностью)- авторское пособие, рецензия
Сказки, сочинённые детьми...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)
программа работы в театральной студии для детей старшей группы...
Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.
Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...
Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).
В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....