Предметно-развивающая среда в формировании школьной мотивации будущих первоклассников.
материал (подготовительная группа) по теме

карпунина наталья викторовна

Из опыта своей работы.Описание  предметно-развивающей  среды в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-_razvivayushchaya_sreda.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда в формировании школьной мотивации будущих первоклассников.

      Предпосылки учебной деятельности, возникают только при специально организованном обучении.

     Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается, отдыхает. Пространство организованное для детей в группе может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Одним из важных показателей готовности обучения будущего первоклассника к школе является умение планировать. Это умение можно развивать предлагая ребёнку определить, чем он будет заниматься в течение дня, недели.

    На шестом году жизни ребёнка совершенствуются нервные процессы- возбуждение  и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать « как надо» и воздерживаться от нежелательных действий; возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Поэтому значительное место должно отводиться играм с правилами, которые способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное количество, это и лото, и домино, и маршрутные игры. Главный принцип отбора : игры должны быть интересными для детей, должны носить соревновательный характер, вызывать желание играть даже без участия взрослого.

      Для формирования учебной мотивации и положительного отношения будущих первоклассников мною была создана предметно-развивающая среда в группе. При создании развивающей среды я учитывала различные факторы : возраст и пол детей, их интересы и потребности, требования программы обучения и воспитания, методические разработки, нормы СанПин.

    Предметно-развивающая среда в  группе  организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещено  по принципу нежесткого центрирования, что позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.  Ширма  служит и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание “своего” личного пространства.

    В группе мебель и оборудование устанавливалась так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное  для себя место. Мог удалиться от детей и взрослых или, наоборот,  ощутить тесный контакт с ними.

    Каждый  уголок, центр группы несет познавательную ценность, выполняет информационную функцию. Так в раздевальной, спальной и туалетной комнатах сосредоточен наглядно - дидактический материал, который содержит описательные и сравнительные характеристики, алгоритмы умывания и  одевания, трудовых процессов.

    В  предметно - развивающую среду группы включены не только искусственные объекты, но и  природные. Растения позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Использую аудио- и видео- записи.  Развиваю умение слушать журчание воды, пение птиц, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Учу детей пересаживать и поливать цветы, ухаживать за ними. Обобщать результаты своих наблюдений за природой учу при ведении календаря погоды.    С   стремление к исследованиям становится преобладающим мотивом моих воспитанников. Обратила  содержание поисковой деятельности так, чтобы дети упражнялись в умении запоминать, сравнивать, обобщать, действовать и добиваться результатов. В  центре науки выделено место для мини лаборатории, где дети экспериментируют с песком, водой, светом, звуком, воздухом и многими материалами и явлениями. Имеющиеся дидактические  игры: «Свойства предметов», «Почемучка», «Звук, свет, вода»,  «Эволюция вещей», «Из чего мы сделаны» помогают устанавливать простейшие связи, познавать мир вещей, предметов и окружающую действительность. Наличие разнообразных измерительных приборов и материалов помогают организовать мне цикл взаимосвязанных опытов и экспериментов.

    Организуя центр творчества, где содержится материал для продуктивной деятельности, решаю  множество художественно - эстетических задач. Впечатления от окружающего мира, произведений искусства и искусства дети способны отражать с помощью различных изобразительных средств. Лекала, книжки - раскраски, бумага различной текстуры, глина, мелки, краски, карандаши, стеки - вот тот неполный набор инструментов, которым наполнен центр художественного творчества в группе. В группе организованы выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок). Дети учатся с уважением относиться к результатам труда друг друга. Знают, где в группе можно хранить игрушки, “драгоценные” для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.  Оснащение группы помогает детям  самостоятельно определить содержание деятельности и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.  Детям позволено  в соответствии со своими   интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.  Используем модули, конструкторы, мозаики, физкультурное оборудование (обручи, мячи, скакалки), предметы и игры, которые не несут в себе определенной смысловой информации, но способствуют развитию воображения и  мышлению дошкольников.     Центр здоровья и двигательной активности содержит инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски- шапочки для подвижных и спортивных игр.

   В познавательном центре находятся пособия, энциклопедическая и справочная литература, рабочие тетради, атласы, карты, логико–математические игры. Ещё представлен широкий выбор игровых пособий, которые побуждают воспитанника к познанию мира всеми органами чувств, самостоятельной исследовательской деятельности. Сенсорный материал состоит из разнообразных эталонов для обозначения признаков, качеств и  свойств предметов. Игры: «Чудесный мешочек», «Потрогай, послушай, посмотри, сравни», наборы ароматизированных баночек, тактильные дощечки, настольные песочницы формируют представление о разнообразии предметного мира, развивают навыки тактильного различения.

     На протяжении 3 лет использую в своей работе с детьми игры В.В. Воскобовича.  Наличие в центре познания развивающих игр, помогает выстроить воспитательно- образовательный процесс по новому.

Совместно с детьми изготовлены сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школьная библиотека» , «В школьном музее»,.

      Для развития познавательной активности оформлены тематические папки с иллюстрациями и фотографиями о школе; альбомы с загадками; пословицами и поговорками о книгах, учении и труде; художественная литература на школьную тематику « Школьная библиотека».

      Создав предметно- развивающую среду в группе, которая способствует формированию школьной мотивации, отметила, что главное заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности и тогда результат будет закономерен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"

Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....

"Хочу в школу!" Тренинг на формирование школьной мотивации у детей 6-7 лет.

Ребенок старшего дошкольного возраста, который не имеет жедания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Данный тренинг направлен на фо...

Консультация для родителей: "Как повысить мотивацию будущего первоклассника?"

Очень часто родитеи, чтобы достич успехов в учебы совершают ошибки. Какие ошибки совершают родители и кк их исправить? Во,т о чем эта консультация....

Статья "Школьная мотивация будущего первоклассника"

Данный материал раскрывает такое понятие как мотивация будущего первоклассника к  школе.  Зачем нужна мотивация и какова роль взрослого в повышении мотивации. Современные педагоги отмечают о...

Развитие мотивации будущих первоклассников.

Рекомедации родителям будущих первоклассников о формировании у детей мотвационной готовности к школьному обучению....

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к школьному обучению "Будущий первоклассник"

дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к школьному обучению...