Использование игр народов Поволжья в работе по нравственному воспитанию у дошкольников
консультация (старшая группа) по теме

Макарова Наталия Ивановна

Использование игр разных народов для воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_mkaroovoy_ni.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад общеразвивющего вида №35 «Маленькая страна»

г. Альметьевска»

Сообщение из опыта работы

«Использование игр народов Поволжья в работе по нравственному воспитанию у дошкольников»

        

        

          Составила воспитатель

                                                                                                 МАДОУ «Детский сад

                                                                                                 Общеразвивющего вида

                                                                                                 №35 «Маленькая страна»

                                                                                                 г.Альметьевска

                                                                                                 Макарова Н.И.

Альметьевск 2013

Подвижная игра  - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Как у птицы – своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура. Каждый народ отличается не только своими традициями, кухней, языком, но и народными  играми.

Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость и стремление к победе.

Передовые представители культуры такие как (К.Д.Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцци, Г.А. Виноградов и др.) ещё до революции, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

В нашем саду воспитываются дети разных национальностей. С самого раннего детства мы воспитываем у детей любовь к Родине, родному краю, родным местам, окружающим людям. Большую роль в интернациональном воспитании мы отводим игре.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они образны, способствуют конкретному перевоплощению в образ («Гуси – лебеди», «У медведя во бору»). Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Особое место в организации народных игр отводится игровому зачину. Наблюдения показывают, что современная педагогика отбросила эту содержательную часть детских игр, заменив их распределением ролей. Нужно стремиться вернуть эту народную традицию. Например, игра в «Молчанку». Применяется припевка:

Кто засмеётся,

Губа задерётся.

Раз, два, три, четыре, пять

С этих пор молчать.

Или игра «Жгуты», которая сопровождается песней:

«Заря – заряница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила».

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Дети знают, что в нашем саду есть дети разных национальностей: татары, чуваши, мордва, русские, башкиры, удмурты. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.  Поэтому эта тема мне так близка.

Мною сначала была составлена картотека, перспективный план народных игр Поволжья с разной развивающей направленностью, на развитие интереса к народным играм, например: узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эти игры и научить других. Вначале знакомила с играми-шутками, играми-состязаниями, играми - ловишками, играми с подражанием,  традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьёвке или по сговору.

В младшем дошкольном возрасте знакомила с движениями и учила выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра выступает как важное средство обучения. С детьми этого возраста проводятся такие игры как: «Серый волк» (татарская народная игра, «Кто медведя разбудил» (марийская народная игра) и др.

Начиная со среднего дошкольного возраста характер движений детей, становится все более произвольным, преднамеренным. У них появляется способность выделять направление движений, изменять его скорость. Перед детьми уже ставила более серьезные задачи – овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов. С детьми среднего возраста играем в такие игры как: «У медведя во бору» (русская народная игра, «Лиса в курятнике» (русская народная игра) и др.

В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и сочетаний. Правильность выполнения движений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы еще тесно переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этапах обучения старших дошкольников. С детьми этого возраста проводим такие игры как: «Хищники в море» «Иголка, нитка, узелок» «Луна и солнце»  (чувашские народные игры), «Бой петухов», «Перетяни к себе» «Продаём горшки», «Займи место» (татарские народные игры), «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Веночек» (Русские народные игры), «Стрелок», «Юрта» (Башкирские народные игры) «Беляша» (Марийская народная игра).

 В нашем детском саду стало традицией проводить «Дни народных игр». Особенно интересны детям «Дни народных игр», объединённые одним сюжетом, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение игровых турниров с использованием русских и татарских народных игр, а также других народов Поволжья. На основе народных подвижных игр можно провести развлечения, семейные вечера отдыха, вечера подвижных игр.  

В течение исторического пути у каждого народа складываются свои самобытные черты национальной культуры. Помочь детям постичь своеобразие, красоту, гармонию культур разных народов призваны народные подвижные игры. В этом заключается большое познавательное и воспитательное значение национальных игр. Более  того, совершенно очевидно, что знакомство  с культурными традициями совершенствует эстетический вкус у детей, играют большую роль и в физическом развитии детей. Они воспитывают волю, мужество, стремление к победе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к использованию фольклора народов Поволжья при формировании положительного отношения и устойчивого интереса к народной культуре и традициям

Народная музыка в процессе воспитания отличается от другихпредметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни. она способна воплотить в себе дух эпохи, характер наци...

Сообщение из опыта работы «Социально - нравственное воспитание дошкольников» (с использованием технологии И.Ф.Мулько и Н.Г.Комратовой)

Социально-нравственное воспитание дошкольника - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь с взрослыми и све...

Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников

В нашем саду  уже не один год ведется работа по ознакомлению детей  со сказками народов Поволжья.   Разработан план ознакомления детей шестого года жизни (старший дошкольный возрас...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ ГЕРОИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В свете последних событий в мире, когда идет переоценка исторических событий XX века, встал особо важным вопрос о духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения....

Региональные Рождественские Образовательные Чтения : «Использование игровых методов и приёмов по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников»

Воспитать гражданина - это значит подготовить человека к выполнению функции хозяина, труженика, защитника Родины, готового «болеть» за ее благосостояние. И важно правильно организовать вос...