Использование игр народов Поволжья в работе по нравственному воспитанию у дошкольников
консультация (старшая группа) по теме
Использование игр разных народов для воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_mkaroovoy_ni.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад общеразвивющего вида №35 «Маленькая страна»
г. Альметьевска»
Сообщение из опыта работы
«Использование игр народов Поволжья в работе по нравственному воспитанию у дошкольников»
Составила воспитатель
МАДОУ «Детский сад
Общеразвивющего вида
№35 «Маленькая страна»
г.Альметьевска
Макарова Н.И.
Альметьевск 2013
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Как у птицы – своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура. Каждый народ отличается не только своими традициями, кухней, языком, но и народными играми.
Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость и стремление к победе.
Передовые представители культуры такие как (К.Д.Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцци, Г.А. Виноградов и др.) ещё до революции, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
В нашем саду воспитываются дети разных национальностей. С самого раннего детства мы воспитываем у детей любовь к Родине, родному краю, родным местам, окружающим людям. Большую роль в интернациональном воспитании мы отводим игре.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они образны, способствуют конкретному перевоплощению в образ («Гуси – лебеди», «У медведя во бору»). Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Особое место в организации народных игр отводится игровому зачину. Наблюдения показывают, что современная педагогика отбросила эту содержательную часть детских игр, заменив их распределением ролей. Нужно стремиться вернуть эту народную традицию. Например, игра в «Молчанку». Применяется припевка:
Кто засмеётся,
Губа задерётся.
Раз, два, три, четыре, пять
С этих пор молчать.
Или игра «Жгуты», которая сопровождается песней:
«Заря – заряница,
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила».
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Дети знают, что в нашем саду есть дети разных национальностей: татары, чуваши, мордва, русские, башкиры, удмурты. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Поэтому эта тема мне так близка.
Мною сначала была составлена картотека, перспективный план народных игр Поволжья с разной развивающей направленностью, на развитие интереса к народным играм, например: узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эти игры и научить других. Вначале знакомила с играми-шутками, играми-состязаниями, играми - ловишками, играми с подражанием, традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьёвке или по сговору.
В младшем дошкольном возрасте знакомила с движениями и учила выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра выступает как важное средство обучения. С детьми этого возраста проводятся такие игры как: «Серый волк» (татарская народная игра, «Кто медведя разбудил» (марийская народная игра) и др.
Начиная со среднего дошкольного возраста характер движений детей, становится все более произвольным, преднамеренным. У них появляется способность выделять направление движений, изменять его скорость. Перед детьми уже ставила более серьезные задачи – овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов. С детьми среднего возраста играем в такие игры как: «У медведя во бору» (русская народная игра, «Лиса в курятнике» (русская народная игра) и др.
В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и сочетаний. Правильность выполнения движений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы еще тесно переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этапах обучения старших дошкольников. С детьми этого возраста проводим такие игры как: «Хищники в море» «Иголка, нитка, узелок» «Луна и солнце» (чувашские народные игры), «Бой петухов», «Перетяни к себе» «Продаём горшки», «Займи место» (татарские народные игры), «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Веночек» (Русские народные игры), «Стрелок», «Юрта» (Башкирские народные игры) «Беляша» (Марийская народная игра).
В нашем детском саду стало традицией проводить «Дни народных игр». Особенно интересны детям «Дни народных игр», объединённые одним сюжетом, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение игровых турниров с использованием русских и татарских народных игр, а также других народов Поволжья. На основе народных подвижных игр можно провести развлечения, семейные вечера отдыха, вечера подвижных игр.
В течение исторического пути у каждого народа складываются свои самобытные черты национальной культуры. Помочь детям постичь своеобразие, красоту, гармонию культур разных народов призваны народные подвижные игры. В этом заключается большое познавательное и воспитательное значение национальных игр. Более того, совершенно очевидно, что знакомство с культурными традициями совершенствует эстетический вкус у детей, играют большую роль и в физическом развитии детей. Они воспитывают волю, мужество, стремление к победе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к использованию фольклора народов Поволжья при формировании положительного отношения и устойчивого интереса к народной культуре и традициям
Народная музыка в процессе воспитания отличается от другихпредметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни. она способна воплотить в себе дух эпохи, характер наци...
Сообщение из опыта работы «Социально - нравственное воспитание дошкольников» (с использованием технологии И.Ф.Мулько и Н.Г.Комратовой)
Социально-нравственное воспитание дошкольника - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь с взрослыми и све...
Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников
В нашем саду уже не один год ведется работа по ознакомлению детей со сказками народов Поволжья. Разработан план ознакомления детей шестого года жизни (старший дошкольный возрас...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ ГЕРОИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В свете последних событий в мире, когда идет переоценка исторических событий XX века, встал особо важным вопрос о духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения....
Региональные Рождественские Образовательные Чтения : «Использование игровых методов и приёмов по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников»
Воспитать гражданина - это значит подготовить человека к выполнению функции хозяина, труженика, защитника Родины, готового «болеть» за ее благосостояние. И важно правильно организовать вос...
Использование пособия "Народы поволжья" в образовательной деятельности с дошкольниками
Презентация...
«Использование пособия «Народы Поволжья» в образовательной деятельности с дошкольниками».
Методическая разработка...