Проектная деятельность
проект (подготовительная группа) по теме

Кулишова Екатерина Сергеевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_narodnomu_tvorchestvu.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 г. Калининска Саратовской области»

Педагогический проект

«Красна – изба пирогами»

Подготовительная группа

Воспитатель : Кулишова Екатерина Сергеевна

2013 год

                                                                                   

                                                                                     О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску

                                           АКТУАЛЬНОСТЬ.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа.

Чем дальше уходит прошлое нашего народа, чем значимее и актуальнее становится потребность знакомства с его национальным бытом, традициями, русским народным творчеством.

Русское народное творчество находит большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, развитии художественно творческих способностей, воспитании нравственных качеств.

Значении русского народного творчества неоценимо и велико тем, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, включению его в различные виды художественной деятельности, воспитанию чувства гордости за свой народ.

Я считаю, что приобщая детей к русскому народному творчеству в детском саду, мы значительно обогащаем жизнь ребенка, делаем ее содержательнее, интереснее, воспитываем такие черты, как гуманность, человечность, доброта, отзывчивость.

Именно на это нацелен проект, который поможет обратиться к истокам русского народного творчества, познакомит с историческим прошлым нашего народа, будут способствовать воспитанию в детях, любви к малой Родине, чувство гордости за родное Отечество.

ЦЕЛЬ:

Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у

дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы

его любви к Родине.

ЗАДАЧИ:

-формирование у детей чувства причастности к духовному наследию

прошлого, чувства соприкасания с ним;

-пробудить чувства любви к Родине;

-знакомить детей с устным народным творчеством и народно-

декоративным искусством;

-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа,

укладу жизни, к своему родному городу;

-формирование нравственных качеств для установления позитивных

межличностных отношений;

-создание благоприятного психологического климата в группе,

сплочение детского коллектива.

ВИД ПРОЕКТА:

Практико- ориентированный, открытый.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

1 год

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети от 6 до 7 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, муз. руководитель

 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

    Народное искусство, являясь первоосновой профессионально искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству , природе, окружающей действительности. В основу проекта положены следующие приоритеты:

1- знакомство с историей родного края, приобщение к культуре родного края, воспитание патриотизма на местном материале с целью любви и уважения к малой Родине, культурному наследию, в том числе местного фольклора, произведением местных писателей, поэтов, художников

2- знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры, отражение духовной жизни народа, его понимание окружающего мира- красоты, природы, людей. Приобщение детей к миру прекрасного, уважения и восхищения народными мастерами, создающими шедевры прекрасных росписей: узоры на кружеве и вышивке, причудливые игрушки, росписи на прялках и посуде.

3- знакомство с русским народным фольклором, в котором широко отражаются черты русского характера  присуще ему нравственные ценности: доброта, красота, верность. Особое место отводится многообразию русских народных сказок, знакомству с героями сказок ,  театрализованным представлениям по мотивам русских народных сказок.

.

                         

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Выпускники детского сада:

- должны использовать в речи русский фольклор;

- должны знать былинных и сказочных героев, уметь сопереживать им;

- должны знать историю русского костюма

- должны различать дымковскую роспись, городетскую, хохломскую

- должны знать особенности русских песен, плясок

-должны знать историю своей малой Родины с.Баланда        

ПРОЕКТ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЭТАПОВ:

1. Наша историческая малая Родина-с. Баланда.

2. Знакомство с элементами декоративно – прикладного с

3. Театрализация русских народных сказок с участием родителей.

                                                   

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ:

1 ЭТАП:

Наша историческая Родина с Баланда

ЗАДАЧИ:

-познакомить с историей родного края

- показать исторические места с Баланда

-провести коллективное посещение в музей Краеведения. Познакомить с экспонатами отображающими история родного края

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

1)Коммуникация:

Беседа «Моя  Родина – с Баланда»

Разучивание стих. З. Александровой «Родина».

Экскурсия «В Краеведческий музей ».

2) Познание:

Рассказ экскурсовода Артемовой Н.А. об истории с.Баланда.

3)Чтение худ. литературы:

Знакомство с творчеством местных поэтов: Вьюрковой, Пашкиной, Мезиной.

Знакомство с книгой А.Л. Куликовой «История села Баланда»

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.

4)Социализация:

Экскурсия в Краеведческий музей

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем на экскурсию…»

5)Труд:

Уборка в мини-музее «Русская изба».

6)Безопасность:

Беседа о правилах поведения на дороге и в музее.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

7)Художественное творчество:

Рисование «Моя улица», «Наш детский сад».

Рассматривание иллюстраций русских художников.

8)Музыка:

Прослушивание «Времена года» П. И .Чайковского.

9)Здоровье:

Экскурсии к историческим местам города Калининска.

2 ЭТАП:

 Знакомство с элементами декоративно – прикладного искусства

ЗАДАЧИ:

-закреплять и развивать у детей интерес к изобразительной деятельности с включением элементов народной росписи

- развивать художественное творчество и воображение у детей

-продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством (городецкая роспись, хохломская, дымковкая )

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

1)Коммуникация:

Беседа о декоративно – прикладном искусстве

Знакомство с творчеством художников элюстраторов  по произведениям малого устного фольклора, с использование элементов народной росписи

2)Познание:

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам с использованием элементов народной росписи

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.

4)Социализация:

Экскурсия в мини музей «Русская изба»

Знакомство детей с элементами народных росписей ( хохломская, городецкая, дымковкая)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

7)Художественное творчество:

Рисование  по замыслу

3 ЭТАП:

 ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ

ЗАДАЧИ:

-познакомить с многообразием русских народных сказок;

-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,

выражением лица и глаз;

-развивать чувство юмора;

-вызвать интерес к театрализованным представлениям.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

1)Коммуникация: Рассказывание русских народных сказок.

Театрализованные представления по мотивам русских народных сказок

2)Познание: Рассматривание и чтение книг с русскими народными сказками.

3)Чтение художественной литературы: Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.

4)Социализация:

Инсценировка русских народных сказок в театрализованном уголке.

5)Труд: Уборка театральных костюмом.

6)Безопасность: Беседа о правилах поведения во время представления.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

7)Художественное творчество:

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Рисование «Мой любимый сказочный персонаж».

Лепка «Сказочные животные».

Аппликация «Матрешка».

Организация выставки поделок детей и родителей по мотивам русских

народных сказок.

8)Музыка:

Разучивание стихов, песен, танцев для театрализованных представлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством под редакцией  Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А .Маркеева  2001 год

  1.  Русские частушки автор Аверкин 1990год

     3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

           О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2006г.

      4. Знакомство детей с русским народным творчеством.

           Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.

      5.Народное искусство в воспитании детей под редакцией Т.С.Комаровой    

         1997год

        6. Календарно-обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.

           Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова, Москва, 2005г.      

Итоговое мероприятие совместно с родителями : праздник «В гости к хозяюшке»

Сценарий:

Воспитатель и дети входят в мини  музей. Их встречает Хозяюшка.

Воспитатель: Утро доброе Хозяюшка!

Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому,

Кто к нашему дому-

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И жильем, и бытием,

И здоровьицем!

Будем сегодня друг друга потешить, загадки загадывать?

Ответы детей:

Хозяюшка:

Наша изба ровно тепла.

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить.

Домом жить – обо всем тужить.

Дом вести – не лапти плести.

Воспитатель:         Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

                               Она прибирает, она подает,

                               Одним –одна за всех отвечает.

Не хочешь ли Хозяюшка, Загадки про твою избу отгадать?

Ребята их много знают .

Первый ребенок:   Стоит копна, Вся в дырках,

                                 На копне гора, Из горы дым идет     (изба)

Хозяюшка:  Вот вам моя отгадка:

Стоит бычище-

Проклеваны бочища.

Второй ребенок:    Дарья да Марья

                                 Друг на друга глядят.   (пол, потолок)

Хозяюшка:      

Ой да это те два братца,

Которые друг на друга глядят,

А вместе не сойдутся!

Третий ребенок:    Набита пухом,

                                Лежит под ухом.    (подушка) 

Хозяюшка :    Ах вот она

Два брюшка,

Четыре ушка.

Кто будет играть в интересную игру, а в какую не скажу, солнце разгорается,  игра начинается:

Проводится  «Игра с бубном»

Описание игры

Дети передают бубен из рук в руки, а Хозяюшка произносит считалку:

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый бубен,

Тот сейчас станцует нам.

Ребенок на котором остановилась считалка, танцует.

Слышится чихание из мешка.

Хозяюшка:  Кто ребята из вас простудился?  Ах, это мой волшебный мешок простудился. Поиграть с вами хочет.

Воспитатель : скажи, Хозяюшка, что у тебя в мешке? Бобы, горох?

Хозяюшка:                           Что за чудо, скок да скок,

                                               Гляньте тронулся мешок!

Мешок  ( в мешке один из родителей) шагает на середину  «избы.»

Хозяюшка:     Эй, ребята, хватайте его! Ловите!

                         Поскорей мешок держите!

(потасовка с мешком)

Давайте развяжем мешок, да посмотрим, что в нем?  ( открываем мешок) что то он пуст, чего же ты Мешок Хочешь?

Мешок:  загадки ваши услышал, и за отгадками к вам пришел.

Дети загадывают загадки, а Хозяюшка складывает отгадки в мешок

Первый ребенок:  Черная, на длиной ручке, с загнутым носом, всегда мешает угли в печке   (кочерга) 

Хозяюшка:     Ах, так это черный конь, что скачет в огонь!

Берет кочергу и кладет в мешок.

Второй ребенок:    Толстый, пузатый, стоит и пыхтит.   (самовар)

Хозяюшка:  А я знаю, что это

Сверху – дыра,

Снизу – дыра,

А посередине – огонь и вода.

Кладет самовар в мешок

Третий ребенок:   У него есть рот и нога, она совсем слепая, во рту всегда суп. Проглотить не сможет , а в другой рот выливает    (ложка) 

Кладет ложку в мешок

Четвертый ребенок:   стоит на деревянных ножках, всю комнату занял.  (ткацкий станок)

В мешок кладет игрушечный ткацкий станок.

Пятый ребенок:   Никогда не ленятся;

                              И ночь работают,

                              И день работают.   (часы) 

Хозяюшка:           Вот они , ходят ночь,

                              И ходят день,

                              Не зная, что такое лень.

Кладет часы в мешок.

Шестой ребенок:    Ах, какая старая бабушка! Вся белая-белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет так и липнут  к ней.  (печь)

Хозяюшка:     Мать толста, дочь красна,

                        Сын сокол, под небеса ушел.

Хозяюшка подходит к печи, гладит ее. Потом обращается к мешку:

- Не могу я тебе, Мешок, печь отдать. А вместо ее вот тебе, дорогой мой, горячих  пирожок .

Достает из печки пирожок, отдает Мешку.

Мешок кивает – «благодарит» потом раскачивается из стороны в строну.

Хозяюшка:   Что же ты хочешь сказать? ( наклоняется к мешку, слушает его) Повеселить ребят хочет пляской.

Мешок исполняет танец, дети пляшут вместе с Мешком.

После пляски проводится игра «Заря-заряница»

После игры, Хозяюшка приглашает всех к столу, отведать горячих пирожков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...