Проектная деятельность
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 г. Калининска Саратовской области»
Педагогический проект
«Красна – изба пирогами»
Подготовительная группа
Воспитатель : Кулишова Екатерина Сергеевна
2013 год
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа.
Чем дальше уходит прошлое нашего народа, чем значимее и актуальнее становится потребность знакомства с его национальным бытом, традициями, русским народным творчеством.
Русское народное творчество находит большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, развитии художественно творческих способностей, воспитании нравственных качеств.
Значении русского народного творчества неоценимо и велико тем, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, включению его в различные виды художественной деятельности, воспитанию чувства гордости за свой народ.
Я считаю, что приобщая детей к русскому народному творчеству в детском саду, мы значительно обогащаем жизнь ребенка, делаем ее содержательнее, интереснее, воспитываем такие черты, как гуманность, человечность, доброта, отзывчивость.
Именно на это нацелен проект, который поможет обратиться к истокам русского народного творчества, познакомит с историческим прошлым нашего народа, будут способствовать воспитанию в детях, любви к малой Родине, чувство гордости за родное Отечество.
ЦЕЛЬ:
Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у
дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы
его любви к Родине.
ЗАДАЧИ:
-формирование у детей чувства причастности к духовному наследию
прошлого, чувства соприкасания с ним;
-пробудить чувства любви к Родине;
-знакомить детей с устным народным творчеством и народно-
декоративным искусством;
-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа,
укладу жизни, к своему родному городу;
-формирование нравственных качеств для установления позитивных
межличностных отношений;
-создание благоприятного психологического климата в группе,
сплочение детского коллектива.
ВИД ПРОЕКТА:
Практико- ориентированный, открытый.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
1 год
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети от 6 до 7 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, муз. руководитель
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Народное искусство, являясь первоосновой профессионально искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству , природе, окружающей действительности. В основу проекта положены следующие приоритеты:
1- знакомство с историей родного края, приобщение к культуре родного края, воспитание патриотизма на местном материале с целью любви и уважения к малой Родине, культурному наследию, в том числе местного фольклора, произведением местных писателей, поэтов, художников
2- знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры, отражение духовной жизни народа, его понимание окружающего мира- красоты, природы, людей. Приобщение детей к миру прекрасного, уважения и восхищения народными мастерами, создающими шедевры прекрасных росписей: узоры на кружеве и вышивке, причудливые игрушки, росписи на прялках и посуде.
3- знакомство с русским народным фольклором, в котором широко отражаются черты русского характера присуще ему нравственные ценности: доброта, красота, верность. Особое место отводится многообразию русских народных сказок, знакомству с героями сказок , театрализованным представлениям по мотивам русских народных сказок.
.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Выпускники детского сада:
- должны использовать в речи русский фольклор;
- должны знать былинных и сказочных героев, уметь сопереживать им;
- должны знать историю русского костюма
- должны различать дымковскую роспись, городетскую, хохломскую
- должны знать особенности русских песен, плясок
-должны знать историю своей малой Родины с.Баланда
ПРОЕКТ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЭТАПОВ:
1. Наша историческая малая Родина-с. Баланда.
2. Знакомство с элементами декоративно – прикладного с
3. Театрализация русских народных сказок с участием родителей.
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ:
1 ЭТАП:
Наша историческая Родина с Баланда
ЗАДАЧИ:
-познакомить с историей родного края
- показать исторические места с Баланда
-провести коллективное посещение в музей Краеведения. Познакомить с экспонатами отображающими история родного края
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
1)Коммуникация:
Беседа «Моя Родина – с Баланда»
Разучивание стих. З. Александровой «Родина».
Экскурсия «В Краеведческий музей ».
2) Познание:
Рассказ экскурсовода Артемовой Н.А. об истории с.Баланда.
3)Чтение худ. литературы:
Знакомство с творчеством местных поэтов: Вьюрковой, Пашкиной, Мезиной.
Знакомство с книгой А.Л. Куликовой «История села Баланда»
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.
4)Социализация:
Экскурсия в Краеведческий музей
Сюжетно-ролевая игра «Мы едем на экскурсию…»
5)Труд:
Уборка в мини-музее «Русская изба».
6)Безопасность:
Беседа о правилах поведения на дороге и в музее.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
7)Художественное творчество:
Рисование «Моя улица», «Наш детский сад».
Рассматривание иллюстраций русских художников.
8)Музыка:
Прослушивание «Времена года» П. И .Чайковского.
9)Здоровье:
Экскурсии к историческим местам города Калининска.
2 ЭТАП:
Знакомство с элементами декоративно – прикладного искусства
ЗАДАЧИ:
-закреплять и развивать у детей интерес к изобразительной деятельности с включением элементов народной росписи
- развивать художественное творчество и воображение у детей
-продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством (городецкая роспись, хохломская, дымковкая )
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
1)Коммуникация:
Беседа о декоративно – прикладном искусстве
Знакомство с творчеством художников элюстраторов по произведениям малого устного фольклора, с использование элементов народной росписи
2)Познание:
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам с использованием элементов народной росписи
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.
4)Социализация:
Экскурсия в мини музей «Русская изба»
Знакомство детей с элементами народных росписей ( хохломская, городецкая, дымковкая)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
7)Художественное творчество:
Рисование по замыслу
3 ЭТАП:
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ
ЗАДАЧИ:
-познакомить с многообразием русских народных сказок;
-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,
выражением лица и глаз;
-развивать чувство юмора;
-вызвать интерес к театрализованным представлениям.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
1)Коммуникация: Рассказывание русских народных сказок.
Театрализованные представления по мотивам русских народных сказок
2)Познание: Рассматривание и чтение книг с русскими народными сказками.
3)Чтение художественной литературы: Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.
4)Социализация:
Инсценировка русских народных сказок в театрализованном уголке.
5)Труд: Уборка театральных костюмом.
6)Безопасность: Беседа о правилах поведения во время представления.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
7)Художественное творчество:
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Рисование «Мой любимый сказочный персонаж».
Лепка «Сказочные животные».
Аппликация «Матрешка».
Организация выставки поделок детей и родителей по мотивам русских
народных сказок.
8)Музыка:
Разучивание стихов, песен, танцев для театрализованных представлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Знакомство детей с русским народным творчеством под редакцией Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А .Маркеева 2001 год
- Русские частушки автор Аверкин 1990год
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2006г.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством.
Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
5.Народное искусство в воспитании детей под редакцией Т.С.Комаровой
1997год
6. Календарно-обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.
Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова, Москва, 2005г.
Итоговое мероприятие совместно с родителями : праздник «В гости к хозяюшке»
Сценарий:
Воспитатель и дети входят в мини музей. Их встречает Хозяюшка.
Воспитатель: Утро доброе Хозяюшка!
Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому,
Кто к нашему дому-
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И жильем, и бытием,
И здоровьицем!
Будем сегодня друг друга потешить, загадки загадывать?
Ответы детей:
Хозяюшка:
Наша изба ровно тепла.
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить.
Дом вести – не лапти плести.
Воспитатель: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подает,
Одним –одна за всех отвечает.
Не хочешь ли Хозяюшка, Загадки про твою избу отгадать?
Ребята их много знают .
Первый ребенок: Стоит копна, Вся в дырках,
На копне гора, Из горы дым идет (изба)
Хозяюшка: Вот вам моя отгадка:
Стоит бычище-
Проклеваны бочища.
Второй ребенок: Дарья да Марья
Друг на друга глядят. (пол, потолок)
Хозяюшка:
Ой да это те два братца,
Которые друг на друга глядят,
А вместе не сойдутся!
Третий ребенок: Набита пухом,
Лежит под ухом. (подушка)
Хозяюшка : Ах вот она
Два брюшка,
Четыре ушка.
Кто будет играть в интересную игру, а в какую не скажу, солнце разгорается, игра начинается:
Проводится «Игра с бубном»
Описание игры
Дети передают бубен из рук в руки, а Хозяюшка произносит считалку:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый бубен,
Тот сейчас станцует нам.
Ребенок на котором остановилась считалка, танцует.
Слышится чихание из мешка.
Хозяюшка: Кто ребята из вас простудился? Ах, это мой волшебный мешок простудился. Поиграть с вами хочет.
Воспитатель : скажи, Хозяюшка, что у тебя в мешке? Бобы, горох?
Хозяюшка: Что за чудо, скок да скок,
Гляньте тронулся мешок!
Мешок ( в мешке один из родителей) шагает на середину «избы.»
Хозяюшка: Эй, ребята, хватайте его! Ловите!
Поскорей мешок держите!
(потасовка с мешком)
Давайте развяжем мешок, да посмотрим, что в нем? ( открываем мешок) что то он пуст, чего же ты Мешок Хочешь?
Мешок: загадки ваши услышал, и за отгадками к вам пришел.
Дети загадывают загадки, а Хозяюшка складывает отгадки в мешок
Первый ребенок: Черная, на длиной ручке, с загнутым носом, всегда мешает угли в печке (кочерга)
Хозяюшка: Ах, так это черный конь, что скачет в огонь!
Берет кочергу и кладет в мешок.
Второй ребенок: Толстый, пузатый, стоит и пыхтит. (самовар)
Хозяюшка: А я знаю, что это
Сверху – дыра,
Снизу – дыра,
А посередине – огонь и вода.
Кладет самовар в мешок
Третий ребенок: У него есть рот и нога, она совсем слепая, во рту всегда суп. Проглотить не сможет , а в другой рот выливает (ложка)
Кладет ложку в мешок
Четвертый ребенок: стоит на деревянных ножках, всю комнату занял. (ткацкий станок)
В мешок кладет игрушечный ткацкий станок.
Пятый ребенок: Никогда не ленятся;
И ночь работают,
И день работают. (часы)
Хозяюшка: Вот они , ходят ночь,
И ходят день,
Не зная, что такое лень.
Кладет часы в мешок.
Шестой ребенок: Ах, какая старая бабушка! Вся белая-белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет так и липнут к ней. (печь)
Хозяюшка: Мать толста, дочь красна,
Сын сокол, под небеса ушел.
Хозяюшка подходит к печи, гладит ее. Потом обращается к мешку:
- Не могу я тебе, Мешок, печь отдать. А вместо ее вот тебе, дорогой мой, горячих пирожок .
Достает из печки пирожок, отдает Мешку.
Мешок кивает – «благодарит» потом раскачивается из стороны в строну.
Хозяюшка: Что же ты хочешь сказать? ( наклоняется к мешку, слушает его) Повеселить ребят хочет пляской.
Мешок исполняет танец, дети пляшут вместе с Мешком.
После пляски проводится игра «Заря-заряница»
После игры, Хозяюшка приглашает всех к столу, отведать горячих пирожков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...