Самоанализ
(подготовительная группа) по теме

Аптрашитова Вера Сергеевна.

Моя педагогическая деятельность исходя из понимания самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, ценности его своеобразия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самоанализ81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Алёнушка»

Самоанализ педагогической деятельности Аптрашитовой Веры Сергеевны, воспитателя муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Алёнушка» города Куйбышева Новосибирской области.

2013г.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребёнка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Поэтому, строю свою педагогическую деятельность исходя из понимания самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, ценности его своеобразия.

   В основу конструирования педагогического процесса моей деятельности заложена модель развития и формирования целостной личности. Для её реализации поставила для себя цель: всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

  Для реализации поставленной цели, на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и ряда парциальных  программ: И.А.Лыковой «Цветные ладошки», «Математические ступеньки» Е.В.Колесниковой,  «Педагогика нового времени» Н.В.Степановой, «Развитие речи» О.С.Ушаковой, «Обучение грамоте» О.М.Ельцовой, рабочей программы ДОУ «Алёнушка» «Здоровый малыш»,  разработала образовательную программу в соответствии с ФГТ для своей группы общеразвивающей направленности.

Исходя из требований данных программ, потребностей детей и их родителей, определила для себя следующие задачи:

1.Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

2.Воспитание социально-нравственной культуры  дошкольников средствами театрализованной деятельности.

3.Установление позитивного сотрудничества с семьями воспитанников.

Основные способы решения вышеназванных задач:

    - создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к воспитанникам;

    - утверждение личностно ориентированной модели общения «ребёнок – взрослый»;

    - креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

    - просветительская деятельность среди взрослых и детей;

    - воспитание осознанного отношения к своему здоровью;

    - вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого         ребёнка.

Для того чтобы работа с детьми была построена профессионально, стараюсь повышать свой педагогический уровень: знакомлюсь с новой педагогической и методической литературой, опытом работы других педагогов, посещаю методические объединения, открытые занятия других педагогов, анализирую, сравниваю, вижу те проблемы, задачи, которые мне необходимо решить. В 2009 году повысила уровень своей квалификации на курсах: по теме: «Модернизация образовательного процесса в ДОУ». Так же делюсь своим опытом с педагогами не только своего детского сада, но и на районном и всероссийском уровне. В 2013 году приняла участие в конкурсе «Воспитатель года 2013» (Приложение 1), вручили грамоту за высокий профессионализм, творческую индивидуальность и инициативу, проявленную в рамках конкурса (Приложение 2). В 2012 году создала свой персональный сайт в социальной сети работников образования (nsportal.ru/Аптрашитова Вера Сергеевна) (Приложение 3), где опубликовала свое портфолио. (Приложение 4) Активно участвую в общественной жизни детского сада, являясь членом редакционной коллегии газеты «Мир детства», являюсь руководителем музея детского сада. (Приложение 5, 6). А так же секретарь региональной общественной организации « Ассоциация молодых педагогов Новосибирской области». (Приложение 7).

За время моей педагогической деятельности сложилась определённая система работы, главные принципы которой – доброжелательность во взаимоотношения с детьми, родителями и коллегами, открытость, принятие альтернативных взглядов и позиций. Это способствует созданию благоприятного психологического микроклимата в группе. В свою очередь такая атмосфера сотрудничества и взаимопонимания создаёт условия для воспитания развития и формирования личности дошкольников, обстановку доброжелательности, партнёрских отношений «ребёнок – взрослый», поддержания интереса ко всем видам деятельности. Главными идеями в этом направлении является тщательное изучение особенностей каждого ребёнка, создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального, нравственного, интеллектуального потенциала ребёнка.

    Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – важное направление в моей системе работы. Изучила специальную литературу, через различные информационные ресурсы, в том числе и интернет («Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова, «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»С.Н.Николаева, научно- популярные журналы «Домашние цветы» и выяснила, что бороться с заболеваниями верхних дыхательных путей в группе часто болеющих детей, можно с помощью фитонцидных растений, летучие выделения которых способны расправиться с их возбудителями не хуже антибиотиков. Научно обоснованный подход к озеленению позволяет одновременно решать эстетические, профилактические, лечебные и воспитательные задачи.

 Опыт убедил, что для оздоровления и развития детей необходим комплексный подход, сочетающий в себе совместные усилия педагогов, медицинских работников, родителей, при этом основная нагрузка ложится на педагога, как руководителя этого процесса.

Для достижения положительных результатов провожу с воспитанниками работу по трём блокам: 

1.блок-развивающая среда, как система здоровьесберегающих объектов деятельности ребёнка.

2.блок- целенаправленная систематически спланированная работа с родителями.

3.блок- оздоровительная работа по авторской программе «Здоровый малыш» разработанной творческой группой детского сада «Алёнушка».

Кроме этого разработала алгоритм проведения взбадривающей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:

          - общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;

          - элемент оздоровительного самомассажа;

          - закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с разным наполнителем, босохождение по земле (летний период времени), мытье ног прохладной водой, полоскание полости рта после каждого приема пищи, разные виды массажа для стоп, ушных раковин, глаз);

          - питье воды комнатной температуры, что является своеобразным закаливающим средствам.

         Данная гимнастика помогает ребенку постепенно проснуться и включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактике сколиоза и плоскостопия.

Опыт работы «Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ» распространен:  в электронном СМИ, (Приложение 9); в сборнике Всероссийской научно-практической конференции, (Приложение 10); Диплом Лауреата во Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети», (Приложение 11); представлен на педсовете в детском саду «Алёнушка» (Приложение 12).

Результатом реализации системы работы стало:

  1. снижения уровня простудных заболеваний детей и сокращения числа пропусков по болезни. Эффективность оздоровления детей составила: 2010-2011гг. – 81%, 2011-2012 гг. – 94% (в сравнении с городом 2009-2010 г. – 70%, 2010-2011 г. – 65%);(Приложение 13).
  2. участники районных летних спартакиад (2010- 2011г); (Приложение 14).
  3. Воспитанники – участники конкурса  «Здоровей-ка» 2012г.; (Приложение 15).
  4. Воспитанник-участник районного этапа конкурса творческих работ «Здоров – значит счастлив» 2009г. (Приложение 16).

Работая с детским коллективом, ставлю перед собой задачи повышения уровня физического и психического развития каждого ребёнка, создания условий для воспитания, развития и формирования свободной личности дошкольника. Реализация этих задач проходит через организацию предметно – развивающей среды, как системы здоровьесберегающих объектов деятельности ребёнка. При формировании данной среды руководствуюсь ФГТ, во – первых, деятельно – возрастным подходом, во – вторых, требованиями СанПиН, ОТ и ТБ, в – третьих, интересами и запросами воспитанников.

   Создаю оптимальные условия для индивидуально-группового и коллективного развития детей; информативность, содержательность, разнообразие, привлекательность и доступность всей предметно-развивающей среды группы. В самостоятельности, инициативе, умении поставить цель и найти пути её осуществления – залог развития личности. Творческое начало у детей во многом зависит и от оборудования, привлекательности интерьера, предназначенного для рисования, музицирования, чтения, рассматривания книжек и театрализованных игр. Для организации этой деятельности создаю все условия в интерьере группы: выделение зоны для изобразительной деятельности, музыкальной, литературной, театрально-игровой и спортивной; наличие достаточного и качественного ассортимента инструментов, пособий и материалов; открытый доступ к ним.

   Различные игровые уголки несут полифункциональную направленность в разных видах деятельности детей (на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности, в оздоровительных процедурах и т.д.). Мной сконструированы и изготовлены совместно с родителями дорожки закаливания; дидактические пособия: 1) «Монгольская игра» - для активации сенсорного восприятия и счёта; 2) наборы «Учись считать» - для конструирования, тренировки памяти, мышления, творческих способностей, развитие воображения и мелкой моторики руки;3)уголок от «А до Я»- с большим выбором познавательной литературы, энциклопедий, книг «Читаем по слогам»; 4)уголок художественно-эстетического развития, где ярким пятном является «Мастерилка»; 5) «Уголок уединения» - для отдыха и спокойных игр с любимой игрушкой.     В группе оформлен игровой уголок для стимуляции игровой деятельности. Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр, ведь особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно – волевых качеств, творческих способностей. Создан центр активности, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением воспитателя, здесь имеется традиционное и нестандартное спортивное оборудование (обручи, скакалки, мячи, мешочки с песком, набивные мячи «волшебные дорожки», «кочки»), что оказывает благоприятное влияние на физическое и нервно – психическое развитие детей, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям.

   Результаты этой работы, следующие:

  1. Диплом за 1-место в конкурсе «Лучший участок детского сада» «Алёнушка», 2012г. (Приложение 17);
  2. Диплом в конкурсе «Лучшая кормушка» 1- место детского сад «Алёнушка», 2012г. (Приложение 18).
  3. Наша группа была отмечена почетной грамотой за 3 место в смотре – конкурсе готовности групп, 2012г. (Приложение 19).

Театрализация является стержнем в моей работе. Элементы театрализации использую на занятиях, развлечениях, праздниках, начиная с младшей группы, дети которой с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. Уделяю особое внимание, отражению сказочных образов животных, анализируя характер движения, интонацию: «Летит большая, маленькая птица», «Весёлая и грустные котята», «Кружатся снежинки, падают на землю». Сопровождая песню, игру, действую одной куклой. Персонажи, как правило, знакомы детям: зайчик, кошка, мышка и т.д. Появление игрушки сопровождается простыми текстами, которые произносит педагог ( «Здравствуйте! Что там у тебя в корзиночке?» и т.д.). Иногда игрушка задаёт детям вопросы («Как тебя зовут?», «Знаете ли вы песенки?», «Не подарите ли вы мне платочек?» и т.п.). Часто проговаривая за игрушку, сама же даю ответы, а дети наблюдают. Более «активные» вступают в контакт с гостем. Для детей с младшего дошкольного возраста использую словесные методы (беседы, чтение потешек, стихов, поощрения), наглядные методы (рассматривание иллюстраций, кукол, просмотр театрализованных представлений), практические методы (игровые приёмы, обыгрывание проблемных ситуаций), метод релаксации (слушание музыки), сюрпризные моменты.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, воспитанники инсценируют небольшие сказки («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и др.), поэтические произведения.

В старшей и подготовительной группах приобщаю детей к социально-нравственной культуре, знакомлю с устройством театра, с разнообразием кукольных театров (настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральных жанров.

Для решения этих задач читаю, и вместе с детьми анализируем сказку. Организовываю игры: дидактические, словесные, настольно-печатные, подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил у детей. Ввожу проблемные игровые ситуации, усложняю словесные методы: составления словесного портрета героя, сочинение различных случаев из жизни героя; анализ придуманных поступков и другие. Воспитываю любовь к театральной культуре, через просмотр театрализованных представлений, которые проходят на базе детского сада; Дворца культуры; чтение художественной литературы; просмотр видеофильмов; организацию кружковой работы.  

   Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры помогает первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.

  Благодаря театрализованной деятельности, воспитываю у воспитанников дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками. Воспитываю уважительные отношения к окружающим. Учу заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формирую такие качества, как сочувствие, отзывчивость, умение радоваться успехами, прийти на помощь в трудную минуту.

   Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями были изготовлены декорации, маски, атрибуты, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (коробочки с различной крупой, ложки и др.).

   На данный момент, в совместной работе с родителями у нас в группе располагаются следующие виды театра:

        - пальчиковый театр;

    - настольные;

    - ширмовой;

    - куклы на руку;

    -ложковой;

    - театр масок.

   Опыт убедил, что театрализованная игра, в которой дети допускают руководство взрослого, попросту не замечая его, доставляют радость, удовлетворение, удивление, что является составным элементом умственного, социально-нравственного и физического развития ребёнка.

Система моей работы дала определенные результаты по развитию речи в 2012 году: из 25 воспитанников с высоким уровнем - 10 детей, со средним – 15. (Приложение 20);

-Опыт работы распространен через участие в районном профессиональном конкурсе «Воспитатель года 2013», через открытый просмотр моего занятия  2013г. (Приложение 1,2);

-Диплом районного конкурса «Я горжусь своим папой» в номинации литературное творчество (2- место)2012г. (Приложение 21);

-Диплом районного конкурса в номинации «Артистизм» чтецов «Мой Пушкин»2009г. (Приложение 22);

-Дети-участники районной ретро выставки «Игрушки советского детства»2012г. (Приложение 23);

-Дети-участники творческой выставки в детском саду «Моя сказка»2012г. (Приложение 24).

В практике обучения детей изобразительной деятельности реализую программу Лыковой И.А. «Цветные ладошки», при этом я широко использую разнообразные материалы и техники. Убедилась -  детям нравится новизна, поэтому широко использую различные виды нетрадиционных техник рисования: «Рисование ладошкой», «Пальчики - палитра», «Рисование по сырой бумаге», «Монотипия», «Рисование свечой». Эти приёмы помогают развивать у детей фантазию  воображение, чувство цвета и формы. И как результат:

- дети активные участники конкуров разного уровня

- диплом и благодарность во Всероссийском конкурсе юных художников «Семицветик» 2012 г. (Приложение 25);

-   -Районный конкурс продуктов детской деятельности, посвящённой Дню матери «Я рисую маму» 3-место, 2012г. (Приложение 26);

-Дети-участники  Районного конкурса детского рисунка «Мой любимый город»2012г. (Приложение 27);

- Сертификат районного конкурса рисунков «Я горжусь своим папой»  за участие 2012г. (Приложение 28);

   Общение с родителями строю на позитивных партнёрских отношениях. Необходимо отметить, что быстрее наладить контакт с ребёнком помогает заранее спланированная система работы с родителями. Опыт показал, что знакомство с семьёй лучше начинать ещё до того, как ребёнок первый раз пришел в группу. В связи с этим выработала систему опережающего характера вхождения в коллектив семьи и ребёнка. На предварительном собеседовании провожу презентацию здоровьесберегающей среды, знакомлю с особенностями работы нашей группы, предлагаю заполнить анкету, включающую вопросы по особенностям  ребёнка и семьи.

    Используя современные формы работы с семьёй (анкетирование, «Круглый стол», «День семьи и детства», совместные праздники, творческие выставки, мультимедиапрезентации, выпуски газет «Мир детства»), продолжаю завоёвывать авторитет у родителей, устанавливать деловое сотрудничество. Считаю, что от наших совместных усилий, зависит здоровье и развитие детей. Опыт убедил, что залогом успеха является систематичность, планомерность, согласованность в действиях воспитателей группы и родителей. Взаимодействие с семьёй, выработка индивидуальной тактики взаимодействия с конкретными родителями в образовательном процессе, является одним из важных факторов создания здоровье сберегающей среды.

   Ежегодное анкетирование родителей показывает рост положительных оценок работы по взаимодействию родителей и воспитателей. Опыт работы распространен через участие в районном профессиональном конкурсе «Воспитатель года 2013»  2013г. (Приложение 1,2) Результатом совместной деятельности, стало участие :

 -Участие в районной выставке «Пасхальная радость»  2012г. (Приложение 29);

-Дети- участники в выставки изготовление новогодних игрушек в детском саду. 2012г. (Приложение 30).

    Хочу отметить, что использование в педагогической деятельности инновационных технологий помогает добиться значительных результатов по оздоровлению, воспитанию и обучению дошкольников:

1.Эффективность оздоровления детей составила: 20010-2011 гг. – 81%, 2011-2012 гг. – 94% (в сравнении с городом 2010-2011 гг. – 70%, 2011-2012 гг – 65%)(Приложение 28);

2. Качественный  уровень подготовки к школе: из 22 воспитанников - с высоким уровнем 11 детей (50%), со средним уровнем 11 (50%),  детей. У всех детей создана мотивация  к учебной деятельности. В сравнении с городскими показателями:  высокий уровень – 48,3%, средний – 46,5%,  низкий уровень- 5,2%(Приложение 29);

- благодарственное письмо администрации детского сада. (Приложение 30);

3.Дети творчески активны, любознательны, самостоятельны, неоднократные победители мероприятий различного уровня:

-диплом и благодарность за участие во Всероссийском конкурсе юных художников «Семицветик» 2012 г(Приложение 25);

- диплом за 2 место в районном конкурсе «Я горжусь своим папой» 2012 год (Приложение 20);

- диплом за3 место в районном  конкурсе детского рисунка «Я рисую маму»  2012год. (Приложение 24);

- диплом участника в районном спортивном празднике «Здоровейка» 2010-2012год(Приложение 15, 16);

- диплом  в районном  конкурсе «Пасхальная радость» 2011год (Приложение 27);

-диплом участника  районного конкурса детского рисунка «Мой любимый город»2012г(Приложение 25).

- сертификат в районной выставке технического творчества «Мир техники глазами детей» 2012г. (Приложение 30);

-сертификат в  районной ретро выставки «Игрушки советского детства»2012г(Приложение 22).

     В заключении хочу отметить, что сложное и безопасное пространство, созданное в группе и благожелательный настрой всех членов коллектива, помогают организовать интерес ребёнка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, воображение, становиться героем придуманных им сюжетов. Педагогический процесс, организованный с использованием новых технологий, помогает добиться значительных результатов в работе с семьёй, в оздоровлении, воспитании и обучении дошкольников, что подтверждается результатами проводимых обследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ профессиональной деятельности

Создала самоанализ по экспертному заключению...

СХЕМЫ по АНАЛИЗУ (САМОАНАЛИЗУ), ОЦЕНКЕ ЗАНЯТИЙ и др.

Вашему вниманию предлагаю несколько видов схем анализа и самоанализа занятий в дошкольном учреждении. А также вы познакомитесь с правилами посещения занятий и мероприятий, организацией и проведением з...

самоанализ

самоанализ по теме "Роль экологического воспитания в развитии личности старшего дошкольника"...

Самоанализ к занятию" Советский город спорта"

Основной целью моего занятия было донести до детей мысль о том, что в нашем городе Советский много спортивных сооружений, что в них можно заниматься разными видами спорта, укреплять здоровье и с...

САМОАНАЛИЗ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОИХ ВОСПИТАННИКОВ.Диагностика разработана мной самостоятельно.Тесты которые могут проверить знания дошкольников по экологическому воспитанию....

Памятка для самоанализа занятия воспитателем.

Анализ собственной деятельности вызывает затруднения у некоторыз воспитателей (особенно начинающих). Приведенные в памятке вопросы - не жесткая схема, которой должны следовать все воспи­татели, а ...

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА

Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных  документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...