КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ЦЕНТРЕ «ВОДЫ И ПЕСКА» 2-3 лет
рабочая программа (младшая группа) по теме

Олару Элизабета Демис

Данный комплекс расчитан для детей 1 младшей группы (ясельный возраст)

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Согласовано:                                                                            Утверждаю:

   Зам. зав.  по ВМР                                                 Заведующий

   ___________А. В. Казакова                                 МБДОУ ДС ОВ «Брусничка»

                                                                                    ________Э.В. Вялова                                                                                        

                                                                                    «___»__________20     г.

КОМПЛЕКС

РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

В ЦЕНТРЕ «ВОДЫ И ПЕСКА»

Подготовила педагог-психолог

                                             Олару Э. Д.

                       

                                                                       г. Новый Уренгой

                                                                                      2013г.

Пояснительная записка

В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях. Результатом накопленного опыта становятся сюжетно - отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста - овладение активной речью.

Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым и развивающей среде. Создание эмоционально положительной атмосферы в группе, необходимых условий для развития, окружение малыша раннего возраста вниманием и любовью - вот важные условия, от которых зависит дальнейшая жизнь дошкольника.

По статистическим данным, показатели здоровья современных детей в последние годы оставляют желать лучшего. Значит, надо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы еще с самого раннего возраста. И в том числе оздоравливающие, снимающие эмоциональное и психическое напряжение, способствующие развитию ребенка игры и упражнения.

В связи с этим, «терапии» водой и песком, с использованием элементов самомассажа рук, отводится особая роль. Концепцию такой терапии использовала М. Монтессори. Принцип «терапии с песком» был предложен К. Юнгом - основателем аналитической психотерапии. И использован в работе педиатром М. Ловенфельд, и другими учеными. Японский ученый И. Цуцуми разработал методику «сохранение здоровья пальцевыми упражнениями».

Наблюдения показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность; агрессивность; плаксивость; развивают фантазию.

Игры с водой вызывают положительные эмоции; способствуют внутренней раскованности малыша; помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук; повысить их работоспособность; увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков манипулирования, действий с предметами.

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот. Начиная с 2-х летнего возраста детей в Японии обучают приемам самомассажа кистей рук и пальцев.

Выше изложенное стало основанием для создания в группе раннего возраста центра «Воды и песка».

Целью занятий в центре «Воды и песка» является оздоровление и развитие ребенка, профилактика проблем раннего детства (стресс, дезадаптация, эмоциональные нарушения, замедление психофизического развития).

Организация работы в Центре позволяет следующие задачи:

  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние;
  • Стимулировать познавательный интерес и расширять кругозор;
  • Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно- кинестетической чувствительности;
  • Совершенствовать координацию движений и пальцевую моторику;
  • Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию.

Центр «Воды и песка» помогает в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. А именно возникновение игры - экспериментирования с различными предметами и природными материалами.

Занятия следует начинать в адаптационный период. Длительность занятия 10-15 минут, 1 раз в неделю.

Целесообразно использовать форму - малыми подгруппами (2-4 ребенка),          1 занятие зроводит психолог, 2 закрепление проводит воспитатель.

Работа с детьми в центре «Воды и песка» требует определенных условий:

  • Организация пространства позволяет детям подходить к игровым зонам со всех сторон;
  • Располагается так, чтобы легко было проводить уборку;
  • Разнообразность в подборе предметов, игрушек, природных материалов для игры с песком, водой, для самомассажа: резиновые, пластиковые, игрушки, предметы из разных материалов; совки, формы, грабли и т.д.; природные материалы (каменные, глиняные шары, грецкие орехи, многогранные и гладкие деревянные предметы, меховые лоскутки и т.д.)

Рекомендации по проведению занятий:

  • Психолог, воспитатель являются непосредственными участниками занятия - заряжают детей положительными эмоциями, желанием действовать с предметами, задают образцы выполнения игровых действий.
  • Взрослым не стоит настаивать на активном участии детей в играх и упражнениях, но стремиться к их заинтересованности.
  • Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного действия или ответа, поощрять проявление собственных спонтанных, живых реакций.
  • Допустимо внесение изменений и дополнений в планировании в соответствии с потребностями, возрастом, особенностями детей.
  • Полезно рекомендовать родителям дома играть в такие игры с ребенком.

Критерии эффективности проводимой развивающей работы с детьми раннего возраста:

  1. Стабилизация психоэмоционального состояния детей (положительное отношение к д/с, включенность в режим, контактность со взрослыми и Детьми), тенденция к преобладанию положительных эмоций.
  2. Стойкий интерес к играм с водой и песком.

Возникновение зачатков самостоятельной игры - экспериментирования с различными предметами и природными материалами.

4.        Улучшение координации, моторики, пространственной ориентации.

5.        Возникновение «игры рядом» и побуждений к игровому воздействию со сверстниками, используя речь.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики) - СПб, «Паритет», 2002.
  2. Рука развивает мозг. Ребенок в детском саду.2003. - № 4.
  3. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)./ Автор- составитель В. Сотникова, Линка-пресс, 2005.
  4. Упражнение с Монтессори - материалом (Школа для малышей). - Рига-Москва, «Эксперимент», 1995.



Предварительный просмотр:



Развивать внимание, координацию движений. Пространственную ориентацию.

  1. «достань клад из воды»;
  2. «найди клад в песке».

1 круглый камешек

на ребенка; Простые камушки и красивая ракушка.

Февраль

Мокрый - сухой

Знакомить со свойствами

песка, воды; развивать моторику; координацию; закрепить понятия «мокрый», «сухой»; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы.

2

  1. «Стираем платочки»;
  2. «Мокрый- сухой»;
  3. Самомассаж льдинками;
  4. «Печем печенье».

Платки, веревка,

прищепки; Мокрый и сухой песок, сито, совок, формы; льдинки.

Кораблики

Закрепить понятие тонет - плавает; активизация мышц губ; формирование умения делать плавный вдох; активизация нервных окончаний, снятие напряжения кистей.

2

  1. «Плывут кораблики»;
  2. «Ветер по морю гуляет»;
  3. Самомассаж шестигранными карандашами;
  4. «Построим корабли из песка».

Кораблики из

бумаги, пенопласта, камешки. Шестигранный

карандаш. Мокрый песок.

Март

Посуда

Совершенствовать моторику; разминание середины ладошек; развитие

тактильного восприятия; закрепить название посуды.

4

  1. «переливание из кувшина в стаканы»;
  2. Самомассаж «сорока варит кашу»;
  3. «Переливание из чайника в чашки»;
  4. «просеивание песка».

2-3 пластиковых стакана с отметками (на каждого), кувшины; маленький заварочный чайник, чашки; Сухой песок, сито, пустой таз, совок.


 

Апрель

Игрушки

Совершенствование

4

1. «Перекладывание

Один таз пустой,

моторики; знакомство со свойствами мыла; закрепить название животных.

шариков»;

  1. «Взбивание пены»;
  2. Самомассаж «пальчики считают»;
  3. «Зоопарк».

другой с водой, сито с ручной, 5 теннисных шариков; Венчик, жидкое

мыло; Четки или бусы; Фигурки животных.

Май

Дождик

Совершенствовать координацию движений, расслабление кистей рук, развитие умения выполнять движения в такт словам, закрепить навыки игры с песком.

4

  1. «Полив цветов из лейки»;
  2. «Тихая вода в центре круга»;
  3. Самомассаж;
  4. «дождик, дождик, подожди»;
  5. «Льет дождик на песочек».

Лейки, горшки с цветами;

Орехи грецкие;

Сухой песок, лейка с водой. Наборы для песка.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Тема

Цель

Количество занятий

Методические приемы

Материалы

Декабрь

Части тела

Установление контакта; Закрепить название частей тела;

Стимулировать желание играть с водой, песком; Развивать тактильную кинестетическую чувствительность.

1

  1. «Теплая водичка потрогала личико»;
  2. Самомассаж кистей рук водой;
  3. «Отпечатки ладошек»;
  4. «Пальчики ходят и оставляют следы».

Таз с теплой водой, полотенце.

Таз с влажным песком.

Животные

Способствовать внутренней

раскованности; Вызывать положительные эмоции; Развивать моторику; Воспитывать желание приводить свои игрушки в порядок.

1

  1. «Кто как плавает»;
  2. Самомассаж - «Киска»;
  3. «Домики в песке»;
  4. «Помоем игрушки».

Набор животных

из пластика; Лоскутки меха; Набор резиновых животных; Мокрый песок; Таз с теплой водой.

Январь

Теплый - холодный

Стабилизировать психоэмоциональное состояние детей; Знакомить со свойствами воды; Закрепить понятие «теплый», «холодный»; Развивать координацию движения.

1

  1. «Теплый»- «холодный»;
  2. Самомассаж деревянными и металлическими (стеклянными шариками);
  3. «Поймай льдинку»;
  4. Самомассаж песком.

Таз с теплой и холодной водой; Шарики деревянные, металлические; Льдинки, ситечко; Сухой песок.

Тонет - не тонет

Стимулировать познавательный интерес; Знакомить со свойствами различных материалов;

2

  1. «Тонет - не тонет»;
  2. Самомассаж круглыми шариками;

Сухой песок, цветные камушки, набор предметов разного материала;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми 5-6 лет, проявляющими признаки агрессивного проведения (с использованием комплекса арттерапевтических технологий)

Психологическое занятие "Красная шапочка" рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими трудности в поведении (с признаками агрессивного и тревожного поведеия)...

Комплексы развивающих занятий по кружковой деятельности с детьми 5-6 лет по готовности к обучению в школе

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкую ст...

Проект "центр воды и песка"

Вид проекта: познавательно-исследовательский.Длительность проекта: долгосрочный.Участники: воспитатель, дети, родители Цель: Формировать у детей интерес к исследованию неживой прир...

Центр воды и песка

Цель: развитие  познавательных интересов, интеллектуального развития детей....

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Замки на песке»

коррекционно развивающее занятие для старших дошкольников "Замки на песке"...

картотека игр в центре воды и песка

ознакомление со свойствами песка и воды...