КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ЦЕНТРЕ «ВОДЫ И ПЕСКА» 2-3 лет
рабочая программа (младшая группа) по теме
Данный комплекс расчитан для детей 1 младшей группы (ясельный возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_razvivayushchikh_zanyatiy_v_tsentre_vody_i_peska.doc | 63 КБ |
prilozhenie_k_tsentru_vody_i_peska.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
Зам. зав. по ВМР Заведующий
___________А. В. Казакова МБДОУ ДС ОВ «Брусничка»
________Э.В. Вялова
«___»__________20 г.
КОМПЛЕКС
РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
В ЦЕНТРЕ «ВОДЫ И ПЕСКА»
Подготовила педагог-психолог
Олару Э. Д.
г. Новый Уренгой
Пояснительная записка
В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях. Результатом накопленного опыта становятся сюжетно - отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста - овладение активной речью.
Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым и развивающей среде. Создание эмоционально положительной атмосферы в группе, необходимых условий для развития, окружение малыша раннего возраста вниманием и любовью - вот важные условия, от которых зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
По статистическим данным, показатели здоровья современных детей в последние годы оставляют желать лучшего. Значит, надо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы еще с самого раннего возраста. И в том числе оздоравливающие, снимающие эмоциональное и психическое напряжение, способствующие развитию ребенка игры и упражнения.
В связи с этим, «терапии» водой и песком, с использованием элементов самомассажа рук, отводится особая роль. Концепцию такой терапии использовала М. Монтессори. Принцип «терапии с песком» был предложен К. Юнгом - основателем аналитической психотерапии. И использован в работе педиатром М. Ловенфельд, и другими учеными. Японский ученый И. Цуцуми разработал методику «сохранение здоровья пальцевыми упражнениями».
Наблюдения показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность; агрессивность; плаксивость; развивают фантазию.
Игры с водой вызывают положительные эмоции; способствуют внутренней раскованности малыша; помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук; повысить их работоспособность; увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков манипулирования, действий с предметами.
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот. Начиная с 2-х летнего возраста детей в Японии обучают приемам самомассажа кистей рук и пальцев.
Выше изложенное стало основанием для создания в группе раннего возраста центра «Воды и песка».
Целью занятий в центре «Воды и песка» является оздоровление и развитие ребенка, профилактика проблем раннего детства (стресс, дезадаптация, эмоциональные нарушения, замедление психофизического развития).
Организация работы в Центре позволяет следующие задачи:
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- Стимулировать познавательный интерес и расширять кругозор;
- Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно- кинестетической чувствительности;
- Совершенствовать координацию движений и пальцевую моторику;
- Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию.
Центр «Воды и песка» помогает в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. А именно возникновение игры - экспериментирования с различными предметами и природными материалами.
Занятия следует начинать в адаптационный период. Длительность занятия 10-15 минут, 1 раз в неделю.
Целесообразно использовать форму - малыми подгруппами (2-4 ребенка), 1 занятие зроводит психолог, 2 закрепление проводит воспитатель.
Работа с детьми в центре «Воды и песка» требует определенных условий:
- Организация пространства позволяет детям подходить к игровым зонам со всех сторон;
- Располагается так, чтобы легко было проводить уборку;
- Разнообразность в подборе предметов, игрушек, природных материалов для игры с песком, водой, для самомассажа: резиновые, пластиковые, игрушки, предметы из разных материалов; совки, формы, грабли и т.д.; природные материалы (каменные, глиняные шары, грецкие орехи, многогранные и гладкие деревянные предметы, меховые лоскутки и т.д.)
Рекомендации по проведению занятий:
- Психолог, воспитатель являются непосредственными участниками занятия - заряжают детей положительными эмоциями, желанием действовать с предметами, задают образцы выполнения игровых действий.
- Взрослым не стоит настаивать на активном участии детей в играх и упражнениях, но стремиться к их заинтересованности.
- Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного действия или ответа, поощрять проявление собственных спонтанных, живых реакций.
- Допустимо внесение изменений и дополнений в планировании в соответствии с потребностями, возрастом, особенностями детей.
- Полезно рекомендовать родителям дома играть в такие игры с ребенком.
Критерии эффективности проводимой развивающей работы с детьми раннего возраста:
- Стабилизация психоэмоционального состояния детей (положительное отношение к д/с, включенность в режим, контактность со взрослыми и Детьми), тенденция к преобладанию положительных эмоций.
- Стойкий интерес к играм с водой и песком.
Возникновение зачатков самостоятельной игры - экспериментирования с различными предметами и природными материалами.
4. Улучшение координации, моторики, пространственной ориентации.
5. Возникновение «игры рядом» и побуждений к игровому воздействию со сверстниками, используя речь.
ЛИТЕРАТУРА:
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики) - СПб, «Паритет», 2002.
- Рука развивает мозг. Ребенок в детском саду.2003. - № 4.
- Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)./ Автор- составитель В. Сотникова, Линка-пресс, 2005.
- Упражнение с Монтессори - материалом (Школа для малышей). - Рига-Москва, «Эксперимент», 1995.
Предварительный просмотр:
Развивать внимание, координацию движений. Пространственную ориентацию. |
| 1 круглый камешек на ребенка; Простые камушки и красивая ракушка. | |||
Февраль | Мокрый - сухой | Знакомить со свойствами песка, воды; развивать моторику; координацию; закрепить понятия «мокрый», «сухой»; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы. | 2 |
| Платки, веревка, прищепки; Мокрый и сухой песок, сито, совок, формы; льдинки. |
Кораблики | Закрепить понятие тонет - плавает; активизация мышц губ; формирование умения делать плавный вдох; активизация нервных окончаний, снятие напряжения кистей. | 2 |
| Кораблики из бумаги, пенопласта, камешки. Шестигранный карандаш. Мокрый песок. | |
Март | Посуда | Совершенствовать моторику; разминание середины ладошек; развитие тактильного восприятия; закрепить название посуды. | 4 |
| 2-3 пластиковых стакана с отметками (на каждого), кувшины; маленький заварочный чайник, чашки; Сухой песок, сито, пустой таз, совок.
|
Апрель | Игрушки | Совершенствование | 4 | 1. «Перекладывание | Один таз пустой, |
моторики; знакомство со свойствами мыла; закрепить название животных. | шариков»;
| другой с водой, сито с ручной, 5 теннисных шариков; Венчик, жидкое мыло; Четки или бусы; Фигурки животных. | |||
Май | Дождик | Совершенствовать координацию движений, расслабление кистей рук, развитие умения выполнять движения в такт словам, закрепить навыки игры с песком. | 4 |
| Лейки, горшки с цветами; Орехи грецкие; Сухой песок, лейка с водой. Наборы для песка. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Тема | Цель | Количество занятий | Методические приемы | Материалы |
Декабрь | Части тела | Установление контакта; Закрепить название частей тела; Стимулировать желание играть с водой, песком; Развивать тактильную кинестетическую чувствительность. | 1 |
| Таз с теплой водой, полотенце. Таз с влажным песком. |
Животные | Способствовать внутренней раскованности; Вызывать положительные эмоции; Развивать моторику; Воспитывать желание приводить свои игрушки в порядок. | 1 |
| Набор животных из пластика; Лоскутки меха; Набор резиновых животных; Мокрый песок; Таз с теплой водой. | |
Январь | Теплый - холодный | Стабилизировать психоэмоциональное состояние детей; Знакомить со свойствами воды; Закрепить понятие «теплый», «холодный»; Развивать координацию движения. | 1 |
| Таз с теплой и холодной водой; Шарики деревянные, металлические; Льдинки, ситечко; Сухой песок. |
Тонет - не тонет | Стимулировать познавательный интерес; Знакомить со свойствами различных материалов; | 2 |
| Сухой песок, цветные камушки, набор предметов разного материала; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми 5-6 лет, проявляющими признаки агрессивного проведения (с использованием комплекса арттерапевтических технологий)
Психологическое занятие "Красная шапочка" рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими трудности в поведении (с признаками агрессивного и тревожного поведеия)...
Комплексы развивающих занятий по кружковой деятельности с детьми 5-6 лет по готовности к обучению в школе
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкую ст...
Проект "центр воды и песка"
Вид проекта: познавательно-исследовательский.Длительность проекта: долгосрочный.Участники: воспитатель, дети, родители Цель: Формировать у детей интерес к исследованию неживой прир...
Центр воды и песка
Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуального развития детей....
Конспект занятия в образовательном центре «Волшебный мир песка» «Заюшкина избушка» (средняя группа)
Конспект занятия«Заюшкина избушка» для средней группы...
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Замки на песке»
коррекционно развивающее занятие для старших дошкольников "Замки на песке"...
картотека игр в центре воды и песка
ознакомление со свойствами песка и воды...