Проект «Система ДОУ по художественно-эстетическому развитию воспитанников»
проект (подготовительная группа) по теме
При условии успеха реализации проекта дети получат амплификационное развитие, повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения; родители – высокое качество художественно-эстетического развития; педагоги повысят свой профессиональный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dou.docx | 221.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта:«Система ДОУ по художественно-эстетическому развитию воспитанников».
Автор: Горшунова Ирина Анатольевна, занимаемая должность – воспитатель логопедической группы.
Место работы: МБДОУ №16 «Детский сад комбинированного вида «Лучик».
Адрес: г. Елабуга, ул. Гассара, д. 16; телефон: 7-92-04.
Руководитель учреждения: Садовниченко Ирина Витальевна.
Цель проекта:
1. Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.
2. Разработать модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа.
Задачи проекта:
1. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в ДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.
2. Разработать концепцию воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию дошкольников ДОУ на основе обновленного содержания.
3. Повысить квалификацию педагогов ДОУ по художественно-эстетическому развитию. Оказать методическую помощь в объединении всех видов художественной деятельности в единый, целостный педагогический процесс формирования у детей художественного творчества, интереса к эстетической стороне действительности, духовности.
4. Обеспечить условия для реализации задач воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию (материально- техническое, методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса).
5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
6. Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач художественно-эстетического воспитания.
7.Улучшить графическую деятельность, топологические и метрические пространственные представления, произвольную саморегуляцию, используя развивающие дидактические игры и упражнения ориентированные на развитие графической деятельности, произвольной регуляции собственной деятельности.
Формы реализации проекта
- занятия
- дидактические, с/р игры
- беседы
- рассматривание иллюстраций, открыток
- экскурсия в картинную галерею
- использование развивающих компьютерных игр
- работа с родителями
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ;
- Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла.
- Повышение квалификации педагогов детского сада в области художественно-эстетического развития, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении, признании, психологическим климатом в учреждении.
- Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.
- Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе:
Дошкольник – эстетически воспитанный, эмоционально отзывчивый, креативный, знающий виды и жанры искусства, обладающий сформированной музыкальной культурой и социально-художественным опытом.
- Повышение рейтинга ДОУ в районе, округе, городе.
Актуальность проекта обусловлена следующими проблемами:
- В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ.
- Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе разных видов искусств и художественной деятельности.
Преодоление существующих проблем и устранение противоречий, стоящих перед коллективом ДОУ, является составной частью целей и задач, которые стоят перед воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию и составителем данного проекта.
Содержание и структура проекта
Содержание и структура инновационного проекта включает в себя:
- краткую аннотацию к проекту, раскрывающую цель, задачи, актуальность проекта, ожидаемые результаты, механизм выполнения проекта, а также объем финансирования;
- описание проекта, раскрывающее предмет исследования, программу выполнения работ по проекту, основные результаты, достижение которых предполагается проектом, инновационный потенциал проекта;
- научно-методическое обеспечение, включающее в себя описание аналогичных исследований и разработок в России, публикации по теме проекта, обоснование научно-методического опыта для реализации проекта;
- финансово-экономическое обоснование проекта, где описывается экономичность проекта, проводится оценка имеющихся ресурсов для реализации проекта, представляется смета расходов.
Кроме того, в структуру проекта включено его нормативно-правовое, компьютерное обеспечение, форма представления результатов на локальном уровне, заключение, глоссарий, список литературы, приложения.
Новизна и практическая значимость
- Впервые в данном дошкольном учреждении внедряется воспитательная система художественно-эстетического развития, основанная на синтезе видов искусств и художественной деятельности: музыка и музыкальная деятельность, театр и театрализованная деятельность, литература и художественно-речевая деятельность, живопись, графика, скульптура и изобразительная деятельность.
- Модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию предполагает активное использование потенциала окружающего социума: детской школы искусства.
- Воспитательная система по художественно-эстетическому развитию предполагает использование нетрадиционных форм организации видов художественной деятельности. Особый акцент делается на творческой деятельности детей.
- Все формы организации художественно-эстетической деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.
Этапы реализации проекта:
Программа выполнения работ по проекту подразумевает 3 этапа:
I этап подготовительный (срок реализации декабрь 2012года)
1.Обучение педагогов работе с программой PowerPoint.
2.Отбор рабочих парциальных программ по художественно-эстетическому воспитанию.
3.Отбор методики диагностики по художественно-эстетическому воспитанию.
4.Обеспечение информационно компьютерными технологиями и дополнительным материалом.
II этап реализация проекта (срок реализации январь – апрель 2013 года)
1.Проведение диагностики по художественно-эстетическому воспитанию. Приложение 2. (срок 1 неделя).
2.Внедрение проекта. Реализация запланированных мероприятий.
III этап заключительный (срок реализации 3-4 недели апреля 2013 года)
1.Проведение диагностики детей подготовительных групп (3 неделя апреля 2013года)
2.Подведение итогов реализации проекта.
3.Сравнение ожидаемого и фактического результатов.
Определенность перспектив работы над проектом, обоснованность необходимых для этого условий
При условии успеха реализации проекта дети получат амплификационное развитие, повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения; родители – высокое качество художественно-эстетического развития; педагоги повысят свой профессиональный уровень; все это, в конечном счете, позволит обеспечить:
- повышение эффективности воспитательной системы;
- качественное улучшение художественно-эстетического развития воспитанников;
- укрепление материально-технической базы;
- максимальную адаптацию системы к запросам социума;
- повышение конкурентоспособности.
В перспективе накопленный опыт организации образовательных услуг позволит расширить их путем
- введения системы культурно-досуговой деятельности семей, проживающих в микрорайоне;
- разработки и реализации индивидуального маршрута развития способностей воспитанников в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Сформированность ресурсной базы
Материально-техническая база:
- музыкальный зал, оснащенный современным аудиовизуальным, музыкальным, театральным оборудованием;
- изостудия «Умелые ручки», оборудованная инвентарем, изоматериалами, демонстрационными пособиями, необходимыми для развития художественных способностей детей;
- русская изба, насыщенная предметами русского быта (используется для приобщения детей к истокам русской народной культуры);
- центры театрализации, включающие разнообразные виды кукольных театров, декорации к ним;
- центры творчества в группах, способствующие самостоятельной творческой активности;
- детские картинные галереи;
- методический кабинет, оснащенный современной оргтехникой;
- программно-методическое обеспечение, отвечающеецелям и задачам эстетического развития детей всех возрастных групп.
Наличие специалистов необходимого профессионального уровня:
- музыкальный руководитель
- воспитатель по изодеятельности
- учитель-логопед, психолог
Модель реализации проекта
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1. Работа с детьми | 1. Игры-занятия | в течение реализации проекта |
2. Диагностика с целью отслеживания результатов | 2 раза | |
3. Посещение детьми познавательных занятий и выставок картин | в течение реализации проекта | |
4. Чтение художественной литературы. | 1-2 раза в неделю | |
5. Продуктивная деятельность детей. | в течение реализации проекта | |
6. Участие в городских выставках детского творчества. | в течение реализации проекта | |
7. Оформление альбома детских рисунков “Чудеса своими руками”. | апрель | |
2. Сотрудничество с родителями | 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. | в течение реализации проекта |
2. Анкетирование родителей. | 1 раз | |
3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ. | в течение реализации проекта | |
6. Участие в викторинах и конкурсах. | в течение реализации проекта | |
3. Методическое сопровождение | 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. | в течении реализации проекта |
2. Подборка художественной литературы | в течении реализации проекта | |
3. Картотека нетрадиционных способов рисования. | в течении реализации проекта | |
4. Подборка игр с рисунками для детей. | в течении реализации проекта | |
5. Конспекты игр-занятий. | в течении реализации проекта | |
6. Сценарии развлечений. | в течении реализации проекта | |
7. Консультационный материал для педагогов. | в течении реализации проекта | |
8. Консультационный материал для родителей. | в течении реализации проекта | |
9. Обобщение и распространение наработанного материала. | в течении реализации проекта | |
4. Работа с педагогами | 1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях. | в течении реализации проекта |
2. Консультации для педагогов. | в течении реализации проекта | |
3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками) | в течении реализации проекта | |
4. Взаимопосещения. | в течении реализации проекта |
Приложения.
Приложение 1.
Мероприятия для реализации проекта.
№ | Вид мероприятия | Тема, цель, мероприятия | Ответственные |
1. | Развлечение | «Мы мороза не боимся». Цель: развитие творческой, эмоциональной активности детей. | Муз.руководитель |
2. | Развлечение | «23 февраля» Цель: формирование патриотических чувств у дошкольников. | Муз.руководитель |
3. | Утренник | «8марта» Цель: помочь детям увидеть красоту праздника, привитие эстетических чувств. | Муз.руководитель |
4. | Развлечение | «Масленица. Проводы зимы» Цель: приобщение детей к народному творчеству и обычаям. | Муз.руководитель |
5. | Развлечение | «1 апреля – день смеха». Цель: доставить детям радость общения между собой, показать что можно смеяться над своими поступками. | Муз.руководитель |
6. | Развлечение | «Здравствуй, веснушка – весна». Цель: расширение представлений об окружающей среде, народных традициях и обычаях. | Муз.руководитель |
7. | Рассматривание картины, беседа. | Знакомство с произведениями живописи И.И.Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом лесу». И.Левитан «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода». А.Саврасов «Грачи прилетели». А.Пластов «Полдень», «Летом», «Сенокос». В.Васнецов «Аленушка», «Богатыри», «Иван – царевич на сером волке». Цель: расширение знаний детей об изобразительном искусстве, развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства. (Приложение 3) | Воспитатели |
8. | Беседа | Скульптура малых форм. Цель: обогащение представлений, о скульптуре выделяя разные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения), развитие топологических и метрических пространственных отношений. (Приложение 4) | Воспитатели |
9. | Беседа, показ презентаций, выполнение поделок детьми | Народное декоративно – прикладное искусство (гжель, хохломская, жостовская, лазетская роспись, дымково). Цель: закрепление знаний о видах искусства. (Приложение 5) | Воспитатели |
10. | Беседа, показ презентаций, рассматривание фотографий, иллюстраций. | Знакомство с архитектурой на примере нашего города. Цель: закрепление и обогащение знаний детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и т.д.) Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу» Дидактическая игра «Что изменилось?» (ориентировка в пространстве) (Приложение 6) | Воспитатели |
11. | Свободная художественная деятельность: аппликация, рисование, лепка. | «Избушка на курьих ножках». Цель: развитие умения передавать образы архитектурных сооружений сказочных построек. Поощрение стремления изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши) (Приложение 7) | Воспитатели |
12. | Продуктивная деятельность детей | Графический диктант по теме «Архитектура». Цель: совершенствовать графическую деятельность детей, знания детей в частях конструкции и особенности деталей. (Приложение 8) | Воспитатели |
13. | Беседа, рассматривание иллюстраций. | «Профессии деятелей искусства» (художник, композитор, артист, скрипач, режиссер, танцор, певец, пианист, директор театра, режиссер и т.д.).Цель: расширить представления детей о творческой деятельности, ее особенностях. (Приложение 9) | Воспитатели |
14. | Непосредственная образовательная деятельность. | «Ты зритель» Цель: знакомим детей с правилами поведения в театре.(Смотри конспект в книге Курцева «Риторика») | Воспитатели |
15. | Беседа | «Вижу, слышу, чувствую». Цель: формирование представлений о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формирование умения соотносить орган чувств с видом искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т.д.) | Воспитатели |
16. | Работа с родителями | Посещение интерактивных мастерских совместно с родителями. Цель: знакомство с историей и видами искусства. | Воспитатели и родители |
17. | Региональный компонент. | Чтение сказок, стихов и рассказов Г.Тукая, М.Джалиля. Рассматривание картин татарских художников. Дидактические игры «Рэсемясау» («Обведи и раскрась»), «Мэкальлэр, табышмаклар, шигырьлэр» (пословицы, загадки, стихи). Свободная художественная деятельность (аппликация, рисование, лепка) национальные костюмы, тюбитейки, сапожки.Цель: расширение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов республики Татарстан. Воспитание интереса к искусству родного края, любви, бережного отношения к произведениям искусства. | Воспитатели, воспитатель по обучению родного языка. |
18. | Работа с родителями. | Составление рассказов совместно с родителями на тему «Наша группа. Наш город. Любимое место в парке». Цель: развитие стремления любоваться красотой объектов окружающей среды: эстетическим оформлением, изделиями народных мастеров, природой, архитектурными сооружениями. Формирование умения выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участков и т.д.) | Родители под руководством воспитателя. |
19. | Продуктивная деятельность. | Привлечение детей к оформлению выставок в группе, в детском саду, к организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности. Предоставление возможности обосновывать свой вариант. Цель:формировать умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение. | Воспитатели |
20. | Музыкальное слушание. | Слушание музыки в свободной деятельности и вовремя непосредственной образовательной деятельности. «Детская полька» М. Глинка; «Марш» С. Прокопьев; «Колыбельная» В. Моцарт; «Времена года» А. Вивальди; «Море», «Белка» Н. Римский-Корсаков (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Танец с саблями» А. Хачатурян; «Зима пришла», «Тройка» Г. Свиридов; «Вальс – шутка», «Полька», «Танец» Д. Шостакович; «Песня жаворонка» П. Чайковский; «Пляска птиц» Н. Римский-Корсаков (из оперы «Снегурочка»); «Весна и осень» Г.Свиридов; «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех», «Наша хохлома» Ю. Чичкова. Цель: приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно – эстетического вкуса. | Воспитатели, муз.руководитель |
21. | Дидактические музыкальные игры. | Использование музыкальных дидактических игр. Игры на развитие слуха: «Подумай, отгадай», «Звуки разные бывают», «Угадай, на чем играю», «Звенящие колокольчики, ищи (ориентировка в пространстве)». Игры на развитие ритма: «Прогулка в парк», «Выполни задание», «Определи по ритму». Игры на развитие восприятия: «Песня – танец – марш», «Времена года», «Наши любимые произведения». Игры на развитие памяти: «Назови композитора», «Угадай песню», «Повтори мелодию», «Узнай произведение». Цель: развитие творческой активности детей в доступной музыкальной деятельности. Развитие самостоятельности в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов. | Воспитатели, муз.руководитель |
Приложение 2.
Методика мониторинга художественно-эстетического воспитания.
Что изучается? | Дидактические игры, | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Рисование | |||
Умение изображать предметы по памяти | Рисование (предметное) «Картинки для наших шкафчиков». Материал: варианты картинок для шкафчиков (например, бабочка, яблока, машина), листы бумаги 1/2 А-4, цветные карандаши | Задание: послушай стихотворение Г. Лагздынь. Вот какой наш коридор В коридорах шкафчики. В них пальто и шарфики, Туфли, шапочки, ботинки. А на шкафчиках картинки: Груша, яблоко, морковка, Ежик, вишня, ночь, винтовка, Утка, заяц, помидор... Знаю я зачем картинки, Чтоб не путали ботинки, Туфли, шапочки, пальтишки Тани, Саши и Иришки. Чтобы помнили Алешки, Где поставили сапожки. Чтоб Сережка-карапуз не остался без рейтуз! Вопросы к детям: - Где дети снимают свою одежду, когда приходят в детский сад? - Куда ее складывают? - Как находят свои вещи в раздевалке, когда собираются на прогулку? - По каким обозначениям узнают свой шкафчик? Задание: нарисуй разные картинки для обозначения индивидуальных шкафчиков. Педагог показывает картинки, напоминает способы | 4 балла - владеет основными техническими навыками. Передает пропорцию, изображение располагает по всему листу. Аккуратно раскрашивает изображение. Збалла - знает способы изображения некоторых предметов, правильно пользуется карандашом, выразительными средствами (линия, форма), неточно воспроизводит пропорции, размеры частей предмета. Соотносит правильно цвет с предметом. 2 балла - знает способы изображения предметов, неточно воспроизводит пропорции, размеры частей предмета. Не умеет раскрашивать предмет. 1 балл - технические навыки освоены очень слабо. Не приступает к работе без помощи взрослого. |
Умение передавать сюжетные изображения. | 1. Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизни и явлений природы «Здравствуй, лето». Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки. Рекомендуемые учебные пособия, наглядность: плакаты «Лето», «Цветные пейзажи» под редакцией И. А. Лыковой; фотографии и иллюстрации о летнем отдыхе детей. Или 2. Рисование сюжетное по литературному произведению (по стихотворению Н. Зидорова «Лето»). Рекомендуемые учебные пособия, наглядность: плакаты «Лето», «Цветные пейзажи» под редакцией И. А. Лыковой; фотографии и иллюстрации о летнем отдыхе детей. | Задания: - Отгадай загадку: Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я... . Дети. Лето. - Скажите, за что мы любим лето? (Педагог обобщает ответы детей и предлагает нарисовать сюжет «Как мы отдыхаем летом».) Или Задание: послушайте стихотворение Н. Зидорова «Лето» (перевод И. Токмаковой), изобразите летний пейзаж. Вопросы: - Что вы себе представили, когда слушали стихотворение? - Как можно одним словом назвать речку, луг, горы, дождь, радугу в небе? - Дети. Природа. - Как называется жанр живописи, изображающий картины природы? - Дети. Пейзаж. - Послушайте ещё раз стихотворение и попробуйте нарисовать летний пейзаж. Художественное слово. Стихотворение Н. Зидорова «Лето». По тропиночке идёт Золотое лето. Переходит речку вброд, Птицей свищет где-то. Ходит-бродит по росе, По цветному лугу, Носит радугу в косе, Заплетенной туго. Встанет, радостно вздохнет - Ветер встрепенется. Облакам рукой взмахнет - Теплый дождь польется. Даже город навестит: погостит и ладно. Принесет туда в горсти Воздух с гор прохладных. Шепот речки, птичий свист, легкий пух без веса. На асфальте мокрый лист, как письмо из леса. | 4 балла - ребёнок владеет способами графического изображения: - знает и умеет рисовать пейзаж; - передаёт различия в величине изображаемых объектов (дерево высокое, цветок ниже дерева, взрослый высокий, ребёнок ниже ростом); - размещает изображение на листе в соответствии с реальным изображением (передний и задний план); - передаёт движения людей, прорисовывает мелкие детали, характерные особенности для передачи выразительных образов животных, растении; - проявляет самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения; - использует разные материалы, аккуратно закрашивает; - доводит работу до логического конца. 3 балла - ребёнок недостаточно владеет способами графического изображения: - знает, что такое пейзаж, но испытывает небольшие затруднения в его передаче; - присутствует незаконченность - изображение по всему листу, есть | ||
Знания о народно- прикладном искусстве. Роспись Городецкая; Полхов - майданская; гжельская; хохломская; жостовская; мезенская | 1. Дидактическая игра «Узнай узоры». Материал: фрагменты узоров изученных росписей. 2. Творческое задание. Материал: бумажные формы в виде народных изделий (поднос, солонки, чашки, розетки) | Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства. Распиши одну из предложенных форм | 4 балла - знает все шесть видов прикладного искусства. Самостоятельно использует все характерные элементы росписей, правильно подбирает соответствующую цветовую гамму, правильно соотносит выбранный элемент. Располагает узор ритмично. 3 балла - при выполнении 1-го задания допускает 1-2 ошибки в назывании 1-2 декоративных, росписей. При рисовании выбирает и использует 1-2 элемента выбранной росписи. 2 балла - определяет вид росписи при активной помощи взрослого. В названиях допускает небольшое количество ошибок. 1 балл - Затрудняется в выборе узоров. При изображении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей) | |
лепка | ||||
- Умение лепить различные предметы, передавая их форму, пропорцию, характерные особенности, движение. Создавать сюжетные композиции из 2- 3 изображений. - навыки декоративной лепки (налеп, рельеф). - умение пользоваться стекой | Лепка «Зоопарк» Ребенку предлагается вылепить 2х животных по желанию. Обратить внимание на пропорции, характерные особенности, передачу динамики объекта. | 4 балла - использует прием лепки из целого куска. В композиции присутствует сюжет. Сохранены все пропорции и характерные признаки животного. Пользуется стекой. 3 балла - лепит из отдельных частей. Сохранены все пропорции и характерные признаки. Отсутствует динамика и сюжет. 2 балла - лепит с помощью взрослого. Незначительное несоответствие пропорций. Отсутствует динамика и сюжет. 1 балл - в лепке не передает пропорции, характерные признаки не соответствуют животному. |
Аппликация | |||
- Умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах разной формы - Применение разных приемов вырезания, обрывания. Создание иллюзии объема (частичное приклеивание деталей) | Материал: набор геометрических и растительных элементов; бумажные формы в виде народных изделий (поднос, солонки, чашки, розетки) Материал: трафареты разных форм ваз (половинка вазы), квадратики и прямоугольники цветной бумаги, клей | Задание выложить узор в соответствии с форой предмета. Создание объемной аппликация «Ваза с цветами» (попросить ребенка сделать так чтобы цветы были как настоящие т.е. объемные) | 4 балла - использует различные элементы в соответствии с формой. Орнамент не выходит за границы формы. - владеет основными техническими навыками. Вырезает нужные детали (из квадрата - круг, из прямоугольника - лист для цветочка) Передает пропорцию, изображение располагает по всему листу. Аккуратно приклеивает детали. Может передать объем. 3 балла - справляется с работой с незначительной помощью взрослого. Проявляет творчество. 2 балла - орнамент однообразный на всех формах, работа выполнена без творчества, полностью копирует образец. 1 балл - задание вызвало значительные затруднения. |
Приложение 3.
Примерный конспект беседы, рассматривания картины
И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Программное содержание: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности. Обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными (дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, сумрачный лес, неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапыемишки, неловкие, неповоротливые).
Материал: Картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», портрет И.И.Шишкина, запись музыки П.Чайковского «Июнь».
Предварительная работа: Рассматривание картин о природе.
ХОД.
Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть её красоту нам помогают художники. Вы уже знакомы с художником Е.И.Чарушиным. Он иллюстрировал книги о животных. Но есть художники которые пишут картины о природе. Картины, которые они рисуют, называют пейзажами, а художников – пейзажистами. У нас в России жил замечательный художник И.И.Шишкин. Он любил рисовать
лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. В народе его называли лесной богатырь, царь леса. Есть у Ивана Ивановича картина, которую знают все – и большие и маленькие. Она называется «Утро в сосновом бору». Посмотрите внимательно: Какие деревья нарисовал художник? Правильно, это сосны. Посмотрите какие они высокие, могучие. А как называется лес, в котором растут сосны? Верно, сосновый бор .( ответы).
Вопросы к детям: - «Какая крона у сосны? (редкая, ажурная, лапчатая)».
-«Как вы думаете, какой главный цвет в лесу? (зеленый)»
-«Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес и почему? (нет его оттенки, чтобы изобразить старое дерево или молодые сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу)».
Здесь лес дремучий, сумрачный, непроходимый. Какая часть суток изображена на картине, откуда это видно?(утро, так как солнце только что взошло и осветило верхушки деревьев, на траве листьях видна роса.).
Кого вы видите в центре картины? (медведица с медвежатами).
Что делают медвежата? Какие у них шубки? Что можно о них сказать? (они неуклюжие, забавные, в густых мохнатых шубках; мама-медведица внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат и готова в любой момент броситься им на помощь).
Рассказ воспитателя о том, что главное в этой картине – не эти забавные, симпатичные звери, а дремучий бор. Далеко глухие места от человеческого жилья. Наверное никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Привольно здесь и зверю и птице. Жизнь идет по своим лесным законам. Только от бурь и от времени гибнут вековые деревья, а на их месте вырастает молодая поросль. Об этой нетронутой красоте леса удивительно правдиво рассказал художник.
Прослушивание музыки П.Чайковского «Июнь». Вопросы после прослушивания:
«Что вы чувствуете, слушая музыку?»(пение птиц, запах лесных цветов и т.д.).
Много интересного можно узнать о природе рассмотрев картину, прослушав музыку, прочитав стихотворение. Стихотворение, которое я вам прочту, подходит к картине И.И.Шишкина:
«Сосны чуть пониже туч,
По стволам смола стекает,
И с утра на них играет
Золотой зайчонок луч.
Словно в синем море волны,
Лес шумит прохладой полный
В зелень яркую одетый
Он хорош в разгаре лета.»
Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? (кистью и красками). Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на неё? (Ответы детей: Хочется попасть в сосновый бор, вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох).
Кроссворд.
1.Как называется огромное дерево? (могучее).
2.Как называется лес, в котором растут сосны? (бор).
3.Какой главный цвет в лесу? (зеленый).
4.Часть суток, которую художник изобразил на картине? (утро).
5.Кто же пишет картину? Как называют человека? (художник).
6.Как называют маму медвежат? (медведица).
7.Какие деревья изображены на картине? (сосны).
М | О | Г | У | Ч | Е | Е | |||||||
Б | О | Р | |||||||||||
З | Е | Л | Ё | Н | Ы | Й | |||||||
У | Т | Р | О | ||||||||||
Х | У | Д | О | Ж | Н | И | К | ||||||
М | Е | Д | В | Е | Д | И | Ц | А | |||||
С | О | С | Н | Ы |
Приложение 4.
Методики ознакомления детей со скульптурой малых форм.
Выбирая произведения скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения - об этом надо помнить.
Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. В скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.
Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.
Какие же знания должны получить дети о скульптуре?
В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).
Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней - это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить уже и с монументальной скульптурой.
Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую - путем заглаживания формы в другую - путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Детей четырех лет учить понимать содержание скульптуры и средства ее выразительности. У детей пяти и шести лет формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства; учить выделять средства выразительности, передающие характер образа. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.
Наиболее доступно детям восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно называть и определять характер действия. Имеется скульптура жанрового характера, например «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник»; сказочные образы: «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе».
При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Важно иметь набор скульптур, изображающих животных, птиц. Например, знакомя детей с дымковской игрушкой, можно показать несколько предметов разного содержания (куклу, козлика, индюка и др.), чтобы дать ребенку представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображают; что все предметы яркие, расписные. Как дополнительный материал воспитатель использует 2-3 иллюстрации, цветные фотографии с изображением дымковских игрушек или набор открыток. Все это позволит при небольшом количестве образцов, имеющихся в дошкольном учреждении, показать разнообразие, красоту изделий народного творчества данного вида.
Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книгу о скульптуре.
Знакомство детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптур, разных по материалу и содержанию. Содержание выставки можно пополнять с помощью своих родителей.
Воспитатель предлагает всем детям «пойти» на выставку и рассмотреть скульптурные работы. Дети с интересом осматривают мини-скульптуры, задают вопросы, описывают произведения искусства, используя выразительные средства скульптуры. После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала. Так, у шестилетних детей воспитатель спрашивает, чем скульптура отличается от живописи и книжной иллюстрации. Если они не смогут ответить, то педагог в доступной форме объясняет, что в скульптуре в отличие от рисунка передается объемно-пространственное изображение.
Рассмотрев с детьми несколько фигурок, педагог подводит их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала (камня, фаянса, глины, дерева и др.). Затем предлагает старшим дошкольникам самостоятельно определить, из какого материала выполнены остальные фигуры, представленные на выставке. Очень важно обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа. Так, например, рассматривая скульптуру из фаянса «Медвежонок», надо показать, как скульптор сумел передать тревогу и испуг своего героя. Оставшись без мамы-медведицы в большом лесу, медвежонок в нерешительности переступает с лапы на лапу и напряженно думает, как ему поступить: идти вперед или нет.
В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети сами стали скульпторами и могут пополнить выставку своими интересными мини-скульптурами из теста и глины. Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.
Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.
Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки.
Приложение 5.
«Мастерами славится земля»
Интегрированная организованная образовательная деятельность детей в подготовительной к школе группе.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать, смотреть, отвечать на вопросы.
Воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения элементов узора.
Развивающие:
Развивать интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства.
Развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей.
Образовательные:
Конкретизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслах.
Формировать умение находить и выделять характерные особенности видов народного декоративно-прикладного творчества.
Методы и приемы:
Игровые приемы, приемы наглядного моделирования, создание проблемных ситуаций, словесные пояснения, вопросы, практические методы.
Интеграция компонентов содержания:
область «Познание» - Развивать умение созерцать предметы. Систематизировать представления детей о декоративно-прикладном искусстве.
область «Коммуникация» - Развивать умение естественно, выразительно рассказывать художественные произведения. Развивать построение высказывания. Воспитывать культуру речевого общения.
область «Социализация» - Расширять представления о Родине – России. Развивать сообразительность, закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
область «Художественное творчество» - Продолжать развивать декоративное творчество детей. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов.
область «Чтение художественной литературы» - Использование художественного слова о народных промыслах, пословиц, поговорок.
Оборудование:
Презентация «Мастерами славится земля», дидактические игры «Какие игрушки здесь спрятались?», «Что лишнее?», «Укрась блюдо.» кроссворд «Россия», материал для рисования гуашью, бумажные тарелки . Аудиозапись песен «Хохлома», «Незабудковая гжель».
Использование образовательных технологий, материалы с сайтов skyclipart.ru/, detsad-kitty.ru, viki.rdf.ru, www.twirpx.ru, slovo.ru/, vk.com/.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в музыкальный зал, становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте начнем наше занятие с хороших, добрых слов:
Здравствуй, солнце золотое! (круговое движение руками)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, подняться на носки)
Здравствуй, вольный ветерок, (покачивание поднятыми руками)
Здравствуй, маленький дубок! (руки вперед)
Мы живем в родном краю (взяться за руки)
Всех я вас приветствую!
Воспитатель:
- К нам в детский сад пришло письмо с телевидения. В нем просьба от телеканала «Карусель» помочь Деду – Краеведу в подготовке программы о народных промыслах нашей страны. (На экране заставка канала и Дед-Краевед).
Я думаю, что вы сможете помочь ему, и расскажете, что вы знаете о народном декоративно-прикладном творчестве.слайд
Появляется изображение карты России с отмеченными флажками местами народных промыслов.
- Ребята, что это?
- Да, так выглядит наша страна на карте. Видим мы здесь леса и горы, реки и озера, города и села. Живут в нашей стране талантливые, трудолюбивые люди.
Ребенок читает стихотворение (слайды)
НАША РОДИНА.
Как велика моя земля,
Как широки просторы! слайд
Озера, реки и поля, слайд
Леса, и степь, и горы.слайд
Раскинулась моя страна
От севера до юга: слайд
Когда в одном краю весна,
Вдругом – снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем, слайд
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы слайд
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится… Н.Забила
- Отправимся в путешествие по нашей стране в те места, где в давние времена появились и дошли до наших дней народные промыслы.слайд
Воспитатель обращает внимание на значок «Гжель».
- Наш первый репортаж из подмосковного города Гжель.Чем знаменита Гжель расскажут наши специальные корреспонденты(дети). Рассказ сопровождается показом слайдов.
Ребенок: Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а когда-то это была деревенька.(слайд)
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно всем в народе
Ее названье Гжель.
Пришло это название из седой старины от слова «жечь,обжигать».
Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Делали гжельцы посуду самую разнообразную и игрушки забавные.слайд
В росписи гжельских изделий мастера используют только один цвет и его оттенки. Основной цвет гжельской майолики – синий на белом фоне.
Гжельский узор – растительный. Синяя роза – один из главных мотивов росписи. Слайд
Ребенок читает стихотворение.
Снова в зимний вечер радуемся встрече,
Голубая сказка Гжели к нам пришла.
Из времен далеких, старины глубокой
К нам своё тепло и ласку донесла
Ах ты, Гжель родная, сказка голубая,
Где взяла ты столько нежной красоты?
От березок белых, да еще от снега
Заискрился белым цветом мой фарфор.
Голубые розы, русские морозы -
Нежно кистью рисовали мы узор.
Наша Гжель родная, сказка голубая,
Не теряешь ты с годами красоты.
В стороне родимой, Родине любимой
От души тепло и ласку даришь ты!
Воспитатель: Наше путешествие продолжается на великой русской реке – Волге.слайд
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. Чем же прославились Городецкие мастера? Обратимся к нашим корреспондентам.слайд
Ребенок: Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.слайд Мастера из Городца сотворяют чудеса:
Прялки и ложки, бочонки и плошки,
Тарелки и скалки –
Хозяйкам подарки.
Воспитатель: слайд
Что за чудо этот конь,
Настоящий конь-огонь!
Черный бок блестит,
Яркий глаз косит
Гордой головой качнет,
Пышной гривою тряхнет,
Тонкой ножкой землю бьет –
Прокатиться нас зовет!
Мы поскачем по лугам
С яркими цветами.
Сказочные те цветы
Рисовали сами –
Здесь ромашки и купавки,
Словно в капельках росы,
Расцветают тут розаны,
Удивительной красы.
Оживляет те цветы
Белая оживка.
О волшебных тех цветах
Всем ты расскажи-ка!
Воспитатель: Недалеко от Городца, в заволжских лесах, находятся села, где возник еще один вид народного декоративного искусства – Хохлома.слайд
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. Слайд
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица - Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка.А быль нам расскажут наши корреспонденты. слайд
Ребенок: В старину люди ели из деревянной посуды. В селах в окрестностях Хохломы искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие села и города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
Ребенок читает стихотворение.
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома.
Хохломская роспись —
Алых ягод россыпь
Отголоски лета
В зелени травы.
Шёлковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд!
Роспись хохломская,
Словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома!
Воспитатель: Дальше наш путь лежит к северу от Москвы, в город Киров, что на реке Вятке.слайд
Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), славится своими мастерами, своими игрушками. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – Дымка. Откуда же такое удивительное название? Спросим у наших корреспондентов.слайд
Ребенок: Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Вначале дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу.
Воспитатель: слайд
Ребенок читает стихотворение.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы. (В.Фофанов)
- Мы рассказали только о 4 промыслах, а какие еще вы знаете? (Филимоново, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородская игрушка).
- Только добрые и веселые, талантливые, трудолюбивые люди могут создавать такие замечательные, красивые и сказочные вещи. О труде, мастерстве у нашего народа есть много пословиц и поговорок. Какие вы знаете?
Пословицы и поговорки о труде и мастерстве.
Без терпенья нет уменья.
Без труда жить - только небо коптить.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Глаза боятся, руки делают.
Дело мастера боится.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Уменье и труд все перетрут.
В большом деле и маленькая помощь дорога.
Делу время - потехе час.
Пришло время отдохнуть и поиграть.
Дети делятся на две команды – «Гжель» и «Хохлома».
Игра «Ловкие ложки» - слайд
Воспитатель: Ложка на Руси всегда была очень важным предметом – и во время обеда, и во время веселья и отдыха. А мы поиграем и посоревнуемся, какая команда быстрее с помощью ложки перенесет шарики своего цвета в свою корзину.
- Ну-ка, разбирайте, звонкие резные ложки расписные.
- А теперь не зевай – ложкой шарик поднимай.
Вернемся к делу. Проверим ваши знания.слайд
Вопросы и задания от программы «Умники и умницы».
1. Игра «Найди, какие игрушки здесь спрятались». (Силуэты дымковских изделий).
2. Игра «Что лишнее?» (элементы узоров) – показ слайдов.
3. Игра «Украсим городецкие блюда» на магнитной доске. 2 команды.
Воспитатель: Прилетели на простые деревянные блюда сказочные городецкие птицы, да только грустно им без цветов, давайте сделаем цветочный узор. Возьмите по 2 элемента, подумайте, посоветуйтесь, где расположить. Создайте свой узор, такой, чтобы птицы как в сказочном саду оказались.
Воспитатель: А сейчас мы с вами сами станем мастерами-умельцами, и покажем как обыкновенную, скучную тарелку можно сделать декоративной, расписной, настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.
Роспись бумажных одноразовых тарелок по выбору детей.
Дети делятся на подгруппы и расписывают тарелки хохломским, гжельским и городецким узором. Слайд,музыка.
Анализ работ. У кого получилась самая яркая тарелка, самая нежная, самая веселая и т.п? Кому можно подарить свою тарелку?
Приложение 6.
Архитектура города
Расцвет города как архитектурного ансамбля приходится на вторую половину XIX века. Большой пожар в августе 1850 года превратил в пепел более 500 деревянных домов; началось строительство каменных зданий, и ныне украшающих город. Улицы Набережная, Покровская, Спасская, Казанская — это целый ряд интереснейших особняков, корпусов учебных заведений, магазинов. На этих улицах жили известные купцы. Уездное и городское училища, Женская гимназия, Училище для слепых, Епархиальное женское училище, Александринский детский приют, Никольская церковь и другие были выстроены на средства купцов. Именно благодаря купеческой благотворительности Елабуга была среди первых десяти городов России, которые установили электрическое освещение и водопровод.
Уникальная по целостности ландшафтно-пространственная организация города XIX века сочетается с большим количеством памятников истории и культуры. Проект регулярной планировки учитывал сложившиеся градостроительные параметры Елабуги, её естественную «прикрепленность» к берегу реки Тоймы.
Внутренняя городская среда исторической части города, благодаря относительно хорошей сохранности и единовременности формирования, отличается редкой цельностью. Город образует в основном прямоугольные кварталы, ограниченные (согласно регулярному проекту XVIII века) взаимно перпендикулярными улицами и обстроенные по периметру 2-3-этажными домами гражданской архитектуры. Единым центром такой планировки становилась соборная площадь Спасского собора.
Кафедральный Собор во имя Спаса Нерукотворного образа — величественное сооружение о пяти главах и трех пределах с двухэтажной пристройкой для духовного правления. Был освящен в 1821 году (является самым большим храмом Елабуги). В росписях храма участвовали известные художники-академисты: И. А. Осокин, Братья Верещагины, Бруни. Самую главную святыню Собора составляла икона Нерукотворного образа Христа-Спасителя. Рядом со Спасским Собором расположена небольшая по размерам Часовня Александра Невского.
Улица Набережная. Возникла по плану 1780—1784 годов, проложена по краю высокого берегового склона р. Тоймы. Следуя изгибу надпойменной террасы, огибает с юга кварталы западной части города. Хорошо сохранилась историческая застройка Набережной улицы, открытой на широкую пойму Тоймы и Камы. Это главный «фасад» Елабуги, усиленный крупными архитектурными объёмами Спасского собора и Никольской церкви. Набережная — единая, по преимуществу жилая и прогулочная, респектабельная зона старого города. Это единственная улица в Елабуге, которая, подчиняясь условиям природного рельефа, сохраняет связь со старой, дорегулярной планировкой.
Здание Епархиального женского училища, одна из городских доминант. Здание в стиле «вятского барокко» построено в 1903 г. на средства Глафиры Федоровны Стахеевой, богатой елабужской купчихи, потомственной почётной гражданки. План и смета на постройку Епархиального училища были выполнены вятским губернским инженером, классным художником, архитектором I степени И. А. Чарушиным. Из рода в род, из поколения в поколение передавались благотворительные традиции в Елабуге. Благотворительная деятельность формировала в городе атмосферу особой духовности, которая, в свою очередь, создавала условия для рождения или пробуждения в этой среде людей гениальных, верных своему Отечеству.
Приложение 7
Пример изображения сказочного домика.
Приложение 8.
Приложение 9.
Кто такой режиссер.
В театре всегда был человек, который занимался с актерами, художниками, решал самые разные задачи — творческие и технические. Но долгое время этот «персонаж» оставался в тени, даже определение для него отыскали не сразу. Лишь к началу XIX столетия в театральной среде стал упоминаться некто главный при подготовке спектакля — создатель сценического мира. На рубеже XVIII-XIX веков на страницах немецких театральных изданий появилось новое понятие — «режиссура». Однако в разных странах новую фигуру театрального процесса называли по-разному, а от наименования на первых порах зависят и задачи, и формы работы.
В русский язык понятие «режиссура» пришло из немецкого: «regieren» — «управлять». Следовательно, режиссер — тот, кто управляет, руководит. Во французском языке наименование имеет профессиональный оттенок: режиссера называют «мастер мизансцены » (фр. metteurenscene).
Режиссер в театре осуществляет постановку литературного произведения на сцене. Отсюда его главная цель — донести до зрителей основной смысл и идею пьесы, вдохнуть жизнь в художественные образы, воплотить при помощи актеров и декораций словесные образы в зримые.
Приступая к работе над пьесой, вы, как режиссер, должны определить для себя так называемую «сверхзадачу» спектакля —-почему вы выбрали именно эту пьесу, о чем с ее помощью вы хотите рассказать зрителям, какие душевные качества героев вы хотите преподнести детям, актерам, зрителям как благородные, а какие — как отрицательные. Также вы должны подумать, какие мысли, чувства и эмоции может и должна вызвать выбранная пьеса. Пока вы не ответите себе на эти вопросы — в голове у вас ни за что не сложится цельная картина будущего спектакля.
Для начала попробуйте, как при написании сочинения, написать тему, главную идею и замысел пьесы. Это поможет вам лучше сориентироваться в собственных мыслях и эмоциях.
Как только вам будет ясно, какие добрые чувства вы хотите пробудить, а какие злые — осудить, что главное в этой пьесе, — у вас сразу начнет выкристаллизовываться и ход самой работы над спектаклем.
Театр, даже домашний, не терпит безыдейности. Если вам нечего сказать, нечем поделиться, если пьеса не рождает в вашей душе и в душах ваших детей и близких, ваших «актеров», горячего отклика и сочувствия — вам не стоит браться за постановку. Нельзя поставить и сыграть то, чего нет.
Прежде чем начать репетиции, вы должны определиться с формой спектакля. Как вы понимаете, форма тесно связана с самой пьесой, вытекает из ее темы, идеи, стиля. В одном спектакле важны эмоциональная сдержанность актеров, простота декораций, а в другом, наоборот, нужны эффектные реплики, пышные декорации. Поэтому вам, как режиссеру, придется ответить на целый ряд вопросов: как играть спектакль, в каком стиле выполнить декорации, как построить простенькие мизансцены, без которых не обойдется даже самый скромный спектакль.
Например, если это романтическая сказка, похожая на «Синюю птицу» Метерлинка, — то вы будете использовать в работе то, что, так или иначе, воспринимается как «чудесное» — таинственная музыка, необычное освещение в оттенках розового, голубого, зеленого, использование масок у персонажей Кота, Пса, ужасов дворца Царицы Ночи.
Если же вы ставите пьесы из «реальной жизни», то и свет и декорации будут из повседневной жизни, а музыка — имитировать ту, которую мы слышим вокруг себя — по радио, телевизору, магнитофону.
Для детских сказок — декорации и костюмы будут намеренно гипертрофированны — грибы в полметра, елки — мохнатые, сучья деревьев — узловатые, а костюмы — «сказочные».
То же самое и с игрой ваших актеров-любителей. Замысел продиктует и манеру игры и интонации: сказка — сказочные, реальность — реальные.
Главное, чтобы все вместе, весь спектакль, выражал ваш замысел — режиссерское отношение к изображаемым событиям, а значит, и к самой действительности.
Спектакль — это плод слаженных усилий всех участников спектакля, но особенно его непосредственных исполнителей — актеров.
Вы должны понять, или, говоря театральным языком, «решить» актерский образ, показать «рисунок роли», то есть обозначить в общих чертах, что и как играть каждому участнику.
К.С. Станиславский сформулировал для режиссеров три основные задачи в работе с актером:
1) вызвать в актере творческий процесс;
2) непрерывно поддерживать его в актере и направлять к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом спектакля;
3) согласовать результат творчества каждого актера с результатами остальных для того, чтобы создать гармоничное единство спектакля.
Библиография
- Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Гном и Дом, 2004.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.
- Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1994.
- Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
- Пантиков В.А. Учимся рисовать – учимся творить. – Красноярск, 1993.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996.
- Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
- http://www.maaam.ru/detskijsad/oznakomlenie-detei-so-skulpturoi-maloi-formy-odin-iz-putei-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei.htm
- http://www.artly.ru/
- http://www.moi-detsad.ru/zanatia1589.html
- http://www.artgang.ru/kto-takoj-rezhisser-ili-professiya-rezhissera.html
- http://nashi-detochki.ru/detteatrdoma.php?id=16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Формирование воспитательной системы ДОУ по художественно-эстетическому развитию воспитанников»
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое н...
Программа экспериментально-опытной деятельности по теме «Формирование воспитательной системы ДОУ по художественно-эстетическому развитию воспитанников» на 2014-2015 учебны
В данном дошкольном учреждении внедряется воспитательная система художественно-эстетического развития, основанная на синтезе видов искусств и художественной деятельности: музыка и музыкальная деятельн...
"Система работы по художественно-эстетическому развитию ДОУ"
Система художественно – эстетического развития призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и...
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»
Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка» с детьми дошкольного возраста (4 -6 лет)
тематический план, краткое описание деятельности в мастерской...
Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»
В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...
Система работы по художественно-эстетическому развитию воспитанников группы №2 младшая, средняя группы
Система работы по художественно-эстетическому развитию воспитанников группы №2 младшая, средняя группы...