ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЯ ИГРУШЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 4-Х ЛЕТ
статья (средняя группа) по теме
Обзор основных видов игрушек для детей до 4-х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushka_dolzhna_byt_nadelena_fizicheskimi.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными и динамическими качествами. Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески их не заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне «удобны», комфортны – они успокаивают, не беспокоят – и только…
Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.
Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах. Авторы назвали ее грохотушкой. Красный, синий, зеленый, желтый и голубой деревянные шарики свободно свисают на шнурах и , ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения внимания ребенка к движущемуся предмету. К середине года ребенок такой игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточенно, удерживая ее обеими руками, а затем одной рукой Игрушка активизирует познавательную активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результат – шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального шара. Ребенку второго года эта погремушка напоминает театральную куклу, которая всегда может исполнить нужную роль.
Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, по погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках. Звуку колокольчика мелодичен и чист.
Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Их подвешивают над колыбелью ребенка с третьего месяца жизни. Эта игрушка успокаивает ребенка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет.
Созданы и специальные бусы-подвески, когда при перемещении бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком, меняется пространственная и цветовая композиция. Мелкие детали свободно проходят через более крупные. Дети конца первого и начала второго года жизни могут составлять из бус почти несметные композиции, напоминающие забавные игрушки.
Подвеска «зеркало» – необходимый элемент первого набора игрушек эталонной системы. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, не зная еще, что это он. В зеркале отражается окружающая обстановка, мелькают отражения движущихся в комнате людей. Все это расширяет опыт ребенка, его ориентировку в окружающем мире, способствует формированию ориентировочной активности, познанию окружающего мира.
Музыкальные игрушки типа «музыкальных шкатулок» исполняют спокойные, несложные мелодии, колыбельные песенки, создают хорошее настроение, вносят умиротворенность и разнообразят слуховые впечатления ребенка.
Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это «подвеска с кольцом» – состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта. Благодаря этой игрушке, я считаю, что формируется произвольность действий, ребенок осваивает новые направленные результативные действия.
Подвески «палочки», «ежики» важны для формирования у ребенка осязательных впечатлений, действий с кистью. Ребенок ощупывает подвески, перемещает их, перекладывает.
Подвески важны для своевременного сенсорного развития детей, различения форм, величин, цветов, материалов, формирования восприятия и начальных элементов мышления.
Для ребенка второго года жизни созданы пирамидки из пяти колец – одноцветная «елочка» и разноцветная. Новизна этих игрушек в использовании нетрадиционного тонкого стержня, а конусообразного, широкого у основания.
Обычно детей больше привлекают простые игрушки и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. Есть 2 типа игрушечных поездов. Один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому ребенку трудно справляться с заводной железной дорогой и в поезд ничего нельзя погрузить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, - это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда ему надоест суша, каждый кубик станет лодкой и эту флотилию потянет баржа – большой кубик. И так он может играть бесконечно.
Между одним и полутора годами ребенок с увлечением засовывает один предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Деревянный блок на 4-х колесах – любимая игрушка всех детей, но картонная коробка с веревочкой тоже хороша. Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и прочей домашней утварью, или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет вставлять кастрюльки и сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать «играет» с кастрюлями, а не кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли.
После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим – это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 – 8 лет.
Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на мысль играть в «школу».
Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки.
Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует.
Игрушки – забавы – это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.
Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц – барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.
Дети трех – четырех лет играют в настольный театр выпиленными раскрашенными фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и пр. Малыш рассказывает сказку, передвигая фигурки
Управлять куклами типа бибато (наручные) детям гораздо труднее (одновременно «играть» двумя куклами часто трудно даже взрослым).
Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально – речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического воспитания детей.
Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы.
К основным видам дидактических игрушек относятся следующие:
- Разборные игрушки – матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, золовские).
На втором году жизни детям нужны башенки (пирамидки) из разноцветных колец, которые они нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная игра укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.
Занимательна детям и матрешка, играя с ней ребенок учится вкладывать меньшую в большую. Ребенку надо показать, как надо играть в ту или иную игрушку.
- Игрушки для конструирования – мозаика, состоящая из геометрических форм или цветных шариков, различные головоломки.
- Звучащие и музыкальные игрушки: погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, цитры, бубны. Их назначение – способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма, поэтому у них должен быть звук чистого тона. Воспитатель активно использует их в работе с детьми 3 – 4-года жизни .
- Особый вид игрового материала составляют настольные печатные игры: лето, парные картинки, квартеты, резные картинки, кубики.
- Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, прыгалки, обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Кроме мяча, ребенку нужно купить и кегли. Маленьким детям лучше всего приобрести кегли из пластмассы, они легкие, небольшого размера. Покажите ребенку, как с недалекого расстояния (1 – 1,5 м) бросать мяч, чтобы он катился и сбивал кегли. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные качества.
- Существует и основная категория игрушек, специально созданные для развития умственной деятельности ребенка. Играясь с ними, он учится различать, сопоставлять, указывать цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов.
Многие такие игрушки были созданы очень давно. Из поколения в поколение передавались, совершенствовались народные игрушки: листочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, позднее – матрешки, конические башенки с разноцветными кольцами – «пирамидки», вирюльки. Все это дидактические игрушки, т.е. обучающие.
Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играясь с ними, учит навыки действий, приобретает определенные умения. Дидактические игрушки впервые покупают малышу на первом 1 году жизни. Погремушка уже учит держать ее за рукоятку, греметь, рассматривать и т.д.
В народные дидактические игрушки дети первое время играют со взрослыми, но очень скоро начинают самостоятельно, так как большая часть их представляет возможность самоконтроля. Складывая, сопоставляя, вкладывая друг в друга матрешек, надевая на стержень кольца башенки-пирамидки, дети или сразу видят ошибку, или просто не могут ее допустить благодаря конструкции игрушки. Попробуйте неправильно собрать матрешку – не удастся: только вкладывая меньшую в большую можно последовательно сложить все фигурки в одну. После нескольких игр-опытов ребенок начинает понимать это. Одновременно он привыкает соизмерять детали – на глаз определять, какие половинки соединить вместе. При игре с башенкой действия затрудняются, здесь нет одинаковых колец, каждое хоть немного больше другого. Если ошибся, неправильно надел деталь больше или меньше, насколько меньше – проходит в интересной игровой деятельности.
И все же наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения.
Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.
Играя с малышами 3 – 4 л., взрослый расставляет перед ним матрешек, одна другой меньше. На большой матрешке красный платочек, на той, что поменьше – синий. Вот матрешка еще меньше – на ней зеленый платочек, а на самой маленькой – желтый. Взрослый называет цвета платочков, а ребенок повторяет за ним.
- Настольные игры. Из настольных игр есть замечательная игра лото. Она помогает не только освоить классификацию предметов, но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, подойти к изучению иностранного языка. Кроме того, игра в лото требует внимания, сосредоточенности, быстроты ориентировки.
Настольные игры в большинстве своем предполагают выигрыш и проигрыш. Маленьких детей до трех – четырех лет выигрыш мало интересует, для них весь смысл заключается в самом процессе игры, в действиях. Ори радуются, найдя полную картинку, подобрав нужную карточку лото или плашку домино.
К умным играм следует также отнести и различные головоломки. Для трехлетних малышей имеются головоломки в виде куба, в гранях которого четыре отверстия с винтовой нарезкой и одно без нарезки. Ребенок должен найти отверстие сначала для гладкого стержня, а затем для винтов.
Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт ребенка, ставить перед ним задачу.
- В строительные игрушки можно играть бесконечно. «Строительные игры» ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.
Еще К. Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…».
«Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.
Чтобы ребенок долго не оставался на стадии беспомощных действий с кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.
Игры детей 2 – 4-х лет значительно обогатит набор игрового строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные призмы. Эти материалы дают возможность детям соорудить самые разнообразные постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цветы, они позволяют упражнять детей и в названии цвета. Эта полезная игрушка дает ребенку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффектные машины, не говоря уже о «огнестрельных» автоматах.
Первое знакомство со строительным материалом начинается с рассматривания всего набора, названия его форм: кирпичик, кубик, призма. Здесь полезно сказать детям о свойствах и особенностях той или иной формы.
Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик, к нему воротики. Крышей служит трехгранная призма, положенная сверху. Получим домик. Снова пригодятся матрешки. Они будут его новоселами. Применение строительного материала разнообразно.
В целом, можно выделить семь типов развивающих игр, на основе которых, я проведу свое практическое исследование:
1. Абаки
"Абак" в переводе с арабского означает "счетный столик".
Современные счетные столики - это подставочки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики,
другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме, сосчитывать в различном расположении.
Такой счетный столик поможет трехлетнему малышу освоить математические понятия, а пяти-шестилетнему - закрепить их.
Абаки могут быть выполнены в виде каталочек, паровозиков, фигурок, иметь в своем составе от трех-четырех до нескольких десятков счетных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушку индивидуально каждому ребенку.
2. Пирамиды
Эта традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собой башенки, мельницы, человечков, животных.
Игрушка может быть напольной, настольной и даже умещаться в кармане.
3. Вкладыши
Вкладыши - это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.
Вкладыши в рамку
Рамки с силуэтами ( прорезями разных форм ) могут быть плоскостными ( в виде планшета ) или объемными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить ее в это отверстие.
Вкладыши в основание
Это набор предметов определенной формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставочке (основании) или надевать на специальные штырьки.
Вкладыши один в другой
Это и традиционная русская матрешка, и множество других подобных игрушек. Количество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется от двух-трех до десяти ( и более! ).
4. Настольные игры
К этому типу игр стоит привлекать внимание малыша с самого раннего возраста. Для детей 1,5 - 2 лет годятся настольные игры двух видов: разрезные карточки-"лото" с большими яркими рисунками ( игры на бумаге ) и крупная мозаика с деталями геометрической формы всех основных цветов.
Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам - цвету, форме, размеру.
2 - 3-летним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей. Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования.
Позже к разнообразным мозаикам, лото и разрезным картинкам добавятся игры-"ходилочки" с кубиком и фишками, позволяющие организовать уже с детьми 3,5 - 4 лет увлекательные соревнования - путешествия по самой разной тематике.
5. Бусы и шнуровки
Этот тип развивающих игр стал популярен в наши дни не
случайно: проблемы с письмом возникают чуть ли не у каждого первоклассника. Подготовка руки ребенка к письму как залог его успешного обучения в школе всегда была в центре внимания педагогов дошкольного образования. Занятия лепкой, аппликацией, работа в тетрадях - традиционные формы такой подготовки.
Но лишь сравнительно недавно, во многом благодаря
исследованиям Марии Монтессори по развитию мелкой моторики руки ребенка, пришло понимание того, что рисование узоров и букв в тетрадках - один из последних этапов в развитии руки дошкольника.
Начинать же готовить руку к письму необходимо с самого раннего возраста. И первым помощником здесь становятся бусы и шнуровки. Предлагая малышу для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, вы способствуете постоянному совершенствованию координации системы "глаз - рука", приучаете пальцы рук ребенка совершать точные движения под контролем зрения.
Нанизывая бусы, малыш учится по-разному складывать пальчики в зависимости от того, какой формы и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами ( "щепотью" ), или двумя (кончиками большого и указательного пальцев - "пинцетный захват").
В дальнейшем игры этого типа помогут развить подвижность кисти руки ребенка, скоординировать движения обеих рук.
6. Блоки и конструкторы
Блоки и конструкторы строительные
Один из основных видов игр данного типа - ставят своей целью обучение ребенка конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных, построек замкнутого типа, а в последующем - работе с планом и по воображению.
Блоки и конструкторы разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластмасса, ткань, плотный картон).
Блоки и конструкторы сюжетные
По своему назначению не отличаются от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной речи ребенка в процессе ролевой игры.
Блоки и конструкторы логические
Обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида.
Первый вид логических блоков предлагает ребенку составить изображение из нескольких частей. Пожалуй, по этому типу игр больше всего авторских разработок. Это "Квадраты", "Дроби" и "Сложи узор" Никитина, "Радужное лукошко" Даниловой, "Складушки" Красноухова.
Второй вид блоков и конструкторов логических - это наборы всевозможных деталей, которые надо научиться сопоставлять по тем или иным признакам: цвету, форме, размеру, общему внешнему виду. Умение найти среди нескольких предметов два
одинаковых по целому ряду свойств - важнейший этап в умственном развитии ребенка. Детское домино с цветными картинками, блоки Дьенеша (набор геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, величине и толщине) - основные в этом виде блоков.
7. Игры – тренажеры
Данное название, без сомнения, может относиться к любому типу развивающих игр, поскольку все они тренируют определенные навыки ребенка.
Однако игры, наиболее стимулирующие развитие каких-либо умений и навыков, справедливо называют тренажерами. Выделяют два вида игр - тренажеров.
Тренажеры речевые
Не просто способствуют расширению словарного запаса, а развивают активную связную речь ребенка.
Так, к 1,5 - 2 годам малыш начинает строить предложения из двух слов, понимать несложный рассказ о знакомых ему событиях, а также участвовать в инсценировке сказки. Побудить его к
высказываниям и призваны игры данного вида.
Тренажеры сенсорно-двигательные
Развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы окружающих предметов), совершенствуют его слуховые и зрительные впечатления. Эти тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Так, малыш может вертеть и крутить игрушку (неваляшка, волчок), изменять положение деталей игрушки в пространстве (дергунчики), извлекать звуки разными способами - дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещетки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет
Консультация для педагогов и родителей на тему: "Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет"...
Как выбирать игрушки виды игрушек для детей
Во все времена взрослые выбирают и покупают детям игрушки. Они были и остаются самым рейтинговым товаром. На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением забавных обновок для ...
Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет
Консультация для родителей и воспитателей...
Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста
Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возрастаИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка – предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она – важнейшее средс...
Консультация " Виды и типы игрушек- инструментов"
Консультация " Виды и типы игрушек- инструментов"...
Консультация для родителей Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет
консультация...
Консультация для родителей «Виды игрушек для детей»
Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках доч...