педагогический совет
учебно-методический материал по теме
фестиваль по народному творчеству
мастер-класс "Хлеб всему голова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovet_pedagogov.doc | 48.5 КБ |
master_-klass_dlya_vospitateley.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТ-ФЕСТИВАЛЬ. ПЕДАГОГОВ
Тема: "ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ" (проблема приобщения детей к истокам русской народной культуры).
Педагогический совет такой формы целесообразно проводить в том случае, если у педагогов есть возможность показать свои индивидуальные методы работы в данном направлении, рассказать о результатах деятельности. В какой-то мере это должно быть красивое и яркое зрелище. Для того, чтобы на должном уровне организовать работу со всеми педагогами, увидеть проблемы в данном направлении - желательно проведение Совета педагогов именно такой формы.
Такому педагогическому совету предшествует скрупулезная предварительная работа. Большую роль играют заранее подготовленные ведущие (их может быть двое-трое), которые должны активизировать работу всех участников. Это необходимо для того, чтобы не получилось, что те, кто все знает, тот и отвечает на вопросы, а кто не знает - безразлично молчит и думает о чем-то своем! Хорошо, если тексты песен, частушек, закличек - участники Совета педагогов получат заранее.
За каждый правильный ответ педагог получает фишку.
Девиз:
Благословите, братцы,
Старину сказать,
С обычаев, поверьев,
Предрассудков,
Сняв маску старины -
На правду указать.
Педагоги в русских народных костюмах располагаются в музыкальном зале, на стенах которого красочно оформлены пословицы, поговорки, загадки, высказывания великих людей о фольклоре.
1 выступление организатора, которая своим выступлением "Знакомство с духовным наследием русского народа" задает настроение всему фестивалю. Для этого заведующая должна построить свое выступление так ярко и интересно, чтобы заинтересовать педагогов, рассказывая что-то новое и необычное. А ГЛАВНОЕ - НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕКСТОМ ВЫСТУПЛЕНИЯ. В случае, если трудно рассказывать самостоятельно - можно держать перед глазами план выступления, но не более того. В этом случае и педагоги будут именно рассказывать, а не читать свои выступления, ведь по-другому с фольклором общаться нельзя!
2 выступление. Знакомство дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками. Педагоги рассказывают о праздниках русского народа, которые всегда были связаны с явлениями природы, временами года, растительным и животным миром. Педагоги, которые готовят это выступление, заранее распределяют между участниками педсовета тексты закличек, поговорок, загадок, примет. Поэтому доклад сопровождается выступлениями многих участников
После выступления ведущий задает вопросы, за каждый правильный ответ участник получает фишку.
• Назовите русские народные обрядовые праздники, которые вы знаете.
ОТВЕТ :
• праздник урожая ;
• Святки ;
• Рождество ;
• Масленица ;
• Пасха ;
• праздник Ивана Купалы ;
• Вербное воскресенье
• Что Вы знаете о зимних святках?
ОТВЕТ (тезисно): святки, святые вечера, так называются на Руси, да и не только на Руси, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обыкновенно пятым января следующего года:
На Святках мы встречаем странную смесь обычаев из языческих обрядов, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.
Коляда собственно канун праздника Рождества Христова, который известен на Северо-Востоке России под именем Авсеня или Таусеня. Считают две коляды: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения.
Ведущие раздают текст и предлагает участникам спеть рождественскую колядку .
Колядки, колядки,
Собрались ребятки.
По деревне пошли,
Бабку Коляду нашли.
Наша бабка Коляда
По дорожке шла
Да топорик нашла
А топорик не простой,
А топорик золотой.
Села на снег Коляда,
Да задумалась!
Куда путь держать?
Куда топорик девать?
3. Какие обряды и обычаи Масленицы Вам знакомы?
ОТВЕТ (тезисно): масленичное пиршество можно разделить на три части:
• встреча Масленицы - понедельник;
• разгул, или широкая Масленица - четверг;
• прощанье - воскресенье.
Главную роль в русской масленице играют блины, которые хозяйками пекутся всю неделю, на блины зовут гостей и повсюду угощают блинами. Профессор Снегирев считает, что блины даже древнее хлеба.
Масленицу (чучело) возили по улицам. В последнее воскресенье недели с песнями и хороводами, взяв из каждого двора по снопу соломы, масленицу сжигали в селении или за селением.
В программу празднования масленичной недели обязательно входило взятие снежного городка. Город "брали" на последний, прощенный день масленицы. Крепость строилась на льду реки или озера.
Ведущие раздают педагогам текст песни и они все вместе водят хоровод:
Масленица загорела,
Всему миру надоела, -
Обманула, провела,
Годика не дожила,-
До поста довела,-
Шла сторонкою к нам
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны;
Надорвала животы,
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост,
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста,
Гори, Сатана!
3 выступление. Русские народные художественные промыслы. Педагог рассказывает и показывает сами изделия и фотографии гжели, хохломы, филимоновской игрушки, городецкой росписи и т.д.
ВОПРОСЫ :
• Для чего создавались изделия русских народных промыслов?
ОТВЕТ: предметы самобытного искусства русского народа создавались для украшения жилища. А также в память о каком-либо торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу, по специальному заказу.
• Что обозначает слово "керамика"? Что вы знаете об этом виде художественных изделий?
ОТВЕТ: слово "керамика" берет свое начало от греческого " keramos " - глина. Глина - один из самых распространенных природных материалов, издревле используемых людьми для изготовления различных предметов обихода.
• Какие художественные изделия из дерева были распространены на Руси?
ОТВЕТ: Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки и т.п.).
Почти в каждом хозяйстве было много изделий из бересты (различные корзиночки, туески, коробы и т.п.). Вода и квас, взятые в берестяном туесе на покос, даже знойным летом в течение всего дня хранили утреннюю прохладу.
• Какой основной рисунок в хохломской росписи?
ОТВЕТ: основным рисунком хохломской росписи были - колосья, ягоды, листья, цветы, а главное - трава.
• Каковы основные сюжеты городецкой росписи?
ОТВЕТ: Излюбленные сюжеты - жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры. Материалом для изделий служит древесина. Техника изготовления - токарная и столярная обработка. Роспись выполняется масляными красками, сверху изделия покрываются лаком.
4 выступление. Знакомство дошкольников с русским бытом в мини-музее.
Педагоги рассказывают об организации работы своего кружка "Русская изба", о том, как они организовали мини-музей, показывают видеокассету с занятиями, знакомят с выставкой поделок дошкольников.
ВОПРОСЫ :
• Знаете ли Вы значение следующих слов:
• оратай - ПАХАРЬ ;
• сыть - КОРМ , ЕДА ;
• тоня, тонька - РЫБНАЯ ЛОВЛЯ, СЕТЬ;
• аршин - МЕРА ДЛИНЫ, ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ, 0,711 МЕТРА;
• завар - ЗАВАРНОЙ КОТЕЛ , УШАТ ;
• жменя - ГОРСТЬ ;
• овин - СТРОЕНИЕ С ТОПКОЙ ДЛЯ СУШКИ СНОПОВ;
• поветь - КРЫТОЕ МЕСТО, КРОВЛЯ НАД ДВОРОМ;
• сажень - МЕРА ДЛИНЫ, РАВНАЯ ТРЕМ АРШИНАМ или 2,133 метра;
• посадские люди - ТОРГОВЫЕ.
5 выступление. Использование фольклора в развитии двигательной активности детей.
Руководители физического воспитания не только рассказывают каким образом можно использовать на занятиях потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски, но и знакомят педагогов с русскими народными играми.
В завершении выступления педагоги играют в р.н.и., например: "Бабка- Ежка", "Гори, гори ясно!", "Крынки", "У медведя на бору" и т.п.
6 выступление. Знакомство дошкольников с русской народной песней.
Музыкальный руководитель рассказывают педагогам об особенностях русской народной песни, русских музыкальных инструментах. Особое внимание обращает на детские народные песни, которые чрезвычайно разнообразны по своему содержанию и композиции.
После выступления можно исполнить 1-2 русские народные песни. Например: "Земелюшка-чернозем" или "Как за нашим за двором".
ВОПРОСЫ ПЕДАГОГАМ :
• Спойте народную колыбельную песню.
Колыбельная, например: котенька, коток,
Котя, серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать!
Уж, как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога,
Да кувшин молока!
• Ведущий предлагает воспитателям спеть частушки.
Ведущий подводит итог, т.е. подсчитывает количество фишек у каждого участника. Победитель получает пирог.
После этого ведущий приглашает всех участников фестиваля за круглый стол с самоваром, пирогами, блинами и конфетами.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад №45 общеразвивающего вида
План – конспект проведения мастер-класса
для воспитателей МДОАУ ДС №45
Тема: «Хлеб всему голова»
Разработала и провела:
воспитатель
1 квалификационной категории
МДОАУ ДС №45
Петрова О.А.
г.Благовещенск, 2012 год
Ход:
В зале на центр.стене платки и балалайки, столы с приготовленными атрибутами для конкурсов. Стол с самоваром и угощением. Входит Хозяйка:
Хозяйка:
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час —
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.
Здесь для вас обряды русские
И медовый каравай.
И места гостям приметные —
Будет праздничный вам стол:
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.
Проходит жеребьевка, деление на команды («Калачи» и «Баранки»)
Для жеребьевки используются картинки или настоящие хлебобулочные изделия – калачи и баранки
- Хозяйка рассказывает традицию проведения капустников.
- Конкурс частушек
Мы частушки любим петь
русские народные.
Каждый день мы их поем,
Мы без них голодные.
(см.приложение)
- Конкурс эмблема команды. Защита эмблемы.
Составь пословицу (из разрезанных частей фраз команды составляют пословицу).
Хлеб —
всему голова!
А без хлебушка
нет и небушка.
Горька работа, да хлеб сладок.
Не всяк хлеб сеет, да всяк его ест!
Труд человека кормит,
а лень портит.
Лодырю достается — народ над ним смеется.
Хлеб на стол — и стол престол.
Хлеб ногами топтать— народу голодать.
Хозяйку потешь — пирога поешь.
- Разучивание народной игры «Катай каравай»
Катай каравай, (взявшись за руки ходят по кругу)
Поворачивай,давай —
К лесу-куролесу — (в обратную сторону)
В огород залезу,
Плетень изломаю — (идут в круг из круга)
Гряды истоптаю.
(скороговоркой) Раз, два, три... Каравай, ты нас лови. (убегают, «каравай» ловит)
- Конкурс «Назови праздник»
- Праздник сбора яблок. Проводится в августе? (яблоневый спас)
- покровители этого праздника Кузьма и Демьян? (Куминки – по осени поминки)
- В этот праздник запекают гуся. А елку украшают 4конечной звездой (Рождество)
- В ночь девушки и парни ищут цветущий папоротник, прыгают через костер, взявшись за руки и плетут венки. (Ивана Купалы)
- Игра «Найди свое место»
Цель: закрепить поэтапность создания хлеба от зернышка до готового изделия в старину (использовать карточки).
- Творческий конкурс из соленого теста «Каравай»
Цель: напомнить рецепт создания соленого теста для поделок; развивать творческие способности педагогов, умение работать коллективно, создавая изделие.
Справка:
Цель: повышение мастерства воспитателей, знаний русских народных традиций. Развитие творческих способностей педагогов.
Дата проведения: ноябрь 2012
Место проведения: музыкальный зал
Время: 14-00-14.50 (50 мин.)
Участники: воспитатели МДОАУ ДС №45
Атрибутика: краски, бумага 2 листа (для эмблемы), жетоны, соленое тесто 3-ех цветов. доски, стеки, карточки для пословиц. Тексты частушек для конкурса, карточки для игры «Найди свое место».
Костюмы: костюм русский народный, платки посадские на каждого участника.
Музыкальный репертуар: русская народная музыка.
Средства ТСО: музыкальный центр, фотоаппарат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Участие в работе методических объединений или педагогических советов, методических советов, экспертных советов по плану работы ДОУ
Педагогические советы...
Протокол педагогического совета №1 «Установочный» Заседания педагогического совета МКДОУ Детский сад №196 «Подснежник» от 26.08.2017г.
1Анализ летней оздоровительной работы ДОУ.2 Задачи и мероприятия работы ДОУ на новый учебный год.Утверждение годового плана, распорядка дня, расписание НОД. 3 Организация образовательного процесс...
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".
Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....