Новые подходы в адаптации
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Опыт работы: «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста»
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды. Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врожденной, а формируется постепенно. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменения окружающих условий. Основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки – чистота, свежий прохладный воздух в помещении – все это и многое другое не только полезны для здоровья, но и являются основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.
Р.В. Тонкова – Ямпольская и Т.Я. Черток различают три степени адаптации: легкую, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо сидит, теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр. Однако все эти явления проходят в течение месяца, иногда и раньше – 2-3 недели.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуются медленнее. Кроме того, в первый месяц после поступления многие дети заболевают ОРВИ, которое длится не более 7 -10 дней и проходит без осложнений.
При тяжелой адаптации у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевалочной комнате, зовут маму, много плачут, плохо сидят, отказываются от еды. В первые дни они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети, как правило, заболевают ОРВИ в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение, болеют повторно и с осложнениями. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше. Чтобы этого не произошло, осуществляем комплексный подход к решению проблемы адаптации.
- Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.
- Работа с родителями, которую начинаем еще до поступления ребенка в детский сад.
- Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленный на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.
Для облегчения адаптации следует заблаговременно готовить детей к поступлению в дошкольное учреждение. Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М.Аскариона в связи с данной темой приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни малыша. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! И вот без всякой предварительной подготовки его приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых в новой для него обстановке. Ребенка страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, в незнакомой обстановке трудно ориентироваться. Проявляется инстинкт самосохранения, и ребенок активно обороняется доступными для него способами. Он горько плачет, требует, чтобы рядом была мама, плохо ест, во время сна вздрагивает, часть просыпается. Страдает малыш, вместе с ним страдают и все домашние, не легко и воспитателям группы.
Как снять стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша.
В нашем дошкольном учреждении проводится подготовительный этап за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
В мае проводится родительское собрание для родителей будущих воспитанников. На собрание выступают заведующая детским садом, старший воспитатель, психолог, мед. сестра, воспитатели. Рассказывают о задачах работы группы, знакомят с программой воспитания и обучения, по которой работает детский сад, знакомят с уставом детского сада. Мед. сестра рассказывает о режиме дня, о питании в детском саду.
Родители заполняют анкеты (прилагаются), в которых выясняются привычки и особенности ребенка, характерные черты его поведения, интересы, склонности.
Родителям вручаем памятки. Предлагаем прожить четыре недели адаптационного периода согласно памятки.
(Памятки прилагаются). В период адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях. Или на помощь приходят педагоги, психолог, медицинский работник.
Примерные темы консультаций:
«Какова причина детских страхов», «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы врача)»
После собрания проводится экскурсия по детскому саду. Родители знакомятся с помещениями, залами, а затем с воспитателями и группой, которую будет посещать ребенок.
За неделю до поступления в детский сад даем родителям фотоальбом с фотографиями группы, по которым ребенок знакомится с группой.
В беседах с родителями выясняю, где и как спит, если ребенок, какие навыки уже сформированы, какие привычки сложились, как зовут ребенка дома, есть ли у него любимая игрушка и др.
Приглашаем родителей на День открытых дверей. Данный вид работы формирует у родителей доверие к общественной системе воспитания. В течение дня родители могут пронаблюдать организацию ухода за детьми в группе, увидеть, какие навыки самообслуживания есть у детей, уже давно посещающих дошкольное учреждение, заметить насколько они смелее, увереннее, общительнее новеньких. Важно, чтобы они увидели и специально организованные воспитателем занятия, игры и обучение детей.
В нашем детском саду ведется клуб «Молодая семья». В клубе участвуют родители вместе с детьми. Сначала выступает социальный педагог перед родителями. Затем играем с детьми. Проводим различные пальчиковые игры, подвижные игры, показываем театр по какой-нибудь сказке, также дети еще рисуют или лепят. Всем это очень нравится.
Одной из важных форм работы с семьей является посещение ребенка на дому. Время посещения выбирают родители. Заранее подбираю игрушку – самоделку в подарок ребенку. Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, получаю определенную информацию: состав семьи, образовательный уровень, общая семейная обстановка, взаимоотношения между членами семьи, роль родителей в воспитании детей, согласованность действий, создание развивающей среды в семье: игровой и книжный уголки, наличие пособий и др.
Вся полученная информация (медицинская карта, результаты анкетирования родителей, результаты наблюдений за поведением ребенка в домашних условиях и др.) тщательно анализируется медицинским работником, воспитателями под руководством методиста детского сада. По результатам анализа определяем детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности. С такими детьми планируем как обязательные мероприятия в течение одной - двух недель в индивидуальной форме. Принимая малыша в группу, создаю атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и работы. Основную задачу вижу в том, чтобы заслужить доверие ребенка. Прежде всего надо любить малышей, и эта любовь должна проявляться в облике, словах, действиях.
Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других; способность увлеченно играть, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.
Если ребенок с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, мы «одомашниваем» группу. У нас висят красивые занавески, сделан бордюр по верхнему краю стены – это зрительно уменьшает помещение. Мебель разместили таким образом, что она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. В группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Рядом с домиком мы разместили живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. В группе есть и спортивный уголок, много двигательных игрушек (велосипеды, машины). Дети очень любят на них кататься. Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. У нас в группе есть уголок изодеятельности со свободным доступом детей к карандашам и бумаге. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяющее действует на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осеннее – зимнее время я использую специальный столик для песка и воды. Для многообразных и увлекательных игр используем небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, мелкие игрушки, гигиенически безопасные красящие и пенящиеся средства. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т.д.
Как показывает практика, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух – трех месяцев). Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возле других детей, отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть. В период адаптации я временно сохраняю привычные для ребенка приемы воспитателя. Перед сном ребенка покачаю, если он к этому привык, даю игрушку, посижу рядом, спою колыбельную песенку или включу спокойную негромкую музыку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить и укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому у нас в группе имеется «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Ребенок может увидеть своих близких и не так тосковать вдали от дома.
Движение – основной способ снятия стресса, поэтому в утренние часы стараюсь создать условия для активной деятельности. Провожу упражнения с мячом: «Я подкину машину высоко, высоко, полетят наши мячики далеко, далеко. Наши детки побегут и все мячики соберут». Использую много хороводов, игр – забав, которые собраны по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора. Первыми и самыми простыми играми являются те, в которых дети действуют одновременно и одинаково: «Давай познакомимся», «Солнышко и дождик», «Карусели», «» и другие. Сделана картотека игр.
В адаптационный период в жизни малышей должно быть много сюрпризов.
Сюрприз – это хорошее настроение и благоприятная обучающая среда. Как здорово начать утро с такого сюрприза!
«Волшебная рукавичка». Из рукавички спускаются разноцветные ленточки, к ним привязаны подарки. Ребенок достает понравившуюся ленточку – тянет и получает подарок.
«Волшебные мостики». Чтобы попасть в группу, надо пролезть под дугами разной высоты, затем позвонить в колокольчик.
«Помоги малышу найти его маму». Перед входом в группу стоит фланелеграф. На нем животные, которые потеряли своих мам.
Для общения с малышом стараюсь использовать подходящий повод: - ребенок не знает, чем себя занять. Подхожу к нему с игрушкой, например с котом, привлекаю к себе, читаю потешку: « Как у нашего кота…» Отдаю игрушку, прошу напоить котика молочком.
В данный период нужны и индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
В особом вниманием и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
«Кто в кулачке?»
Кто залез ко мне в кулачок?
Это может быть сверчок?
(сжать пальцы в кулак)
Ну-ка,ну-ка,вылезай!
Это пальчик?Ай-ай-ай!
(выставить большой
палец вперед.)
Провожу пальчиковые игры: « Моя семья», «Сидит белка на тележке», «На блины» и др. (сделана картотека). Использую поэтическое народное слово – фольклор.
Народ мудр. Он, веками отбирая лучше, вытягивая короткие, складные да ладные приговорки, потешки, частушки, колыбельные песенки.
Первые шаги очень трудны. Но мы модем помочь малышу приобрести необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку. Любовь, радостное восприятие окружающего мира. Необходимо только научиться говорить на языке детей. А более всего созвучен детской душе язык поэтических образов. Я использую его каждый день. Дети с удовольствием новый мир, слушают и повторяют потешки:
«Солнышко – ведрышко»,
«Еду, еду, к бабе еду…»,
«Дождик, дождик пуще» и др.
Работу в адаптационный период ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Ее необходимо планировать. Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребенку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме. В этот период фронтальные занятия с малышами не проводятся, предпочтение отдается индивидуальным формам работы или с небольшими подгруппами (3-4 человека), так как дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера выбирают не сверстника, а взрослого.
В нашей группе разработаны сценарии дня:
«Кукла Аленушка в гостях у ребят», «Во саду ли в огороде», «Разноцветные листочки» и другие.
Примерный сценарий дня «Кукла Аленушка в гостях у ребят»:
- Утренний прием. Индивидуальная работа с детьми. Все по очереди знакомятся с куклой Аленкой, называют ей свое имя. Угощают куклу.
- Утренний круг. У нас в группе появилась новая кукла. Все с ней познакомились. Как ее зовут? (дети отвечают). Аленушка хочет сказать всем добрые слова:
Вместе с солнышком встала.
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С Ясным днем! - Вот так славно мы поем.
Повторяем с детьми.
«С Добрым утром!» скажем няне, друг другу, игрушкам, птичкам.
3.Гимнастика с куклами.
4. Познавательно- игровая деятельность.
Тема: «День рождения куклы».
5.Прогулка. Рассматриваем цветы на клумбе. Игры с куклой.
6. Продуктивная деятельность (после сна).
Рисование. Тема: «Цветы для Аленушки».
7. Укладывание куклы спать. Колыбельные песенки.
Итак, благодаря создания благоприятной атмосферы в группе, правильной организации игровой деятельности в адаптационный период, работе с родителями еще до поступления ребенка в детский сад в нашей группе адаптация проходит в легкой форме, иногда в средней степени тяжести. Тяжелой степени нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/11/picture-892859-1486819467.jpg)
«Новые подходы к адаптации детей раннего возраста дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема : Внедрение инновационных технологий «Песочная терапия» как средство комфортной адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации...
Новые подходы к адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-1011856-1518945830.jpg)
Новый подход к адаптации детей в детском саду
Впервые приходя в детский сад малыш попадает в другой мир, так непохожий на привычный. Меняется все: режим, питание, температура и окружение, характер общения, методы воспитания отс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/28/picture-969076-1540741785.jpg)
Методическая разработка на тему"Новые подходы к адаптации детей раннего возраста"
Первые годы жизни – начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. В последнее время повышение возрастного порога посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет. Своевременно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-817753-1474275497.jpg)
Консультация для педагогов Новые подходы к адаптации детей раннего возраста.
Среди разнообразных подходов к разработке содержания и организации учебно-воспитательного процесса весьма популярна в последнее время технология интеграционного взаимодействия специалистов. Сущность е...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/13/picture-1495580-1699894454.jpg)
Консультация для воспитателей «Новые подходы к адаптации детей младшего возраста»
Тема адаптации ребенка к детскому саду всегда остается одной из ведущих: каждый год, по мере набора ясельных групп в детских садах, родителей все больше волнует вопрос о том, как же будет себя чу...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/19/picture-1496564-1700380233.jpg)
Новые подходы к адаптации детей раннего возраста.
Новые подходы к адаптации детей раннего возраста.Среди разнообразных подходов к разработке содержания и организации учебно-воспитательного процесса весьма популярна в последнее время технология интегр...