Картотека сюжетно - ролевых игр
картотека (младшая группа) по теме
Картотека сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_syuzhetno.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека сюжетно-ролевых игр
Младшая группа.
Сюжетно Ролевая игра «Больница»
сентябрь 1. Беседа о том, кто был в больнице, что там делал, что видел.
2. Рассматривание иллюстраций, отражающих действия врача (рассматривает горло, зубы, прослушивает и т. д.)
октябрь 1. Экскурсия в мед. кабинет.
Цель: развивать познавательный интерес детей, показать, как м/с (врач) использует различные инструменты (фонендоскоп, градусник, шприц) .
2. Совместная игра.
Цель: дать образец использования различных инструментов, образец общения врача с пациентом. обогащать игровой опыт.
ноябрь 1. Чтение Н. Турчина «Человек заболел»
Цель: подчеркнуть значимость профессии врача, воспитать уважение к труду врача.
2. Совместная игра
Цель: учить детей устанавливать связь между атрибутами и названиями роли, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.
декабрь 1. Д/и «Откуда эта вещь? »
Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, учить правильно использовать игровые атрибуты.
2. Совместная игра.
Цель: учить детей принимать роль врача, выполнять несколько последовательных игровых действий, ставить игровые цели.
январь 1. Чтение стих. К. Чуковского «Айболит» (отдельные главы). Рассматривание иллюстраций.
Цель: дать представление о том, что врач очень добрый, он помогает всем больным (лечит зубы, ушки, животики и т. д.) .
2. Совместная игра.
Цель: учить детей ставить для себя игровые цели в соответствии с принятой ролью, активизировать опыт детей.
февраль 1. Экскурсия в мед. кабинет.
Цель: расширять знания о проф. действиях врача: проводит осмотр – прослушивает, измеряет температуру, взвешивает, осматривает горло, язык.
2. Совместная игра «Осмотр игрушек».
Цель: закреплять полученные знания, расширять игровой опыт детей, продолжать учить ставить игровые цели в связи с принятой ролью врача.
март Игра – диалог «Врач приглашает клиентов».
Цель: развивать речевую активность детей в связи с принятой ролью.
апрель 1. Д/и «Помогите доктор».
Цель: помочь детям усвоить формы речевого этикета, совершенствовать умение высказывать свои мысли.
май 1. Создание игровых ситуаций, побуждающих детей к ролевому взаимодействию, в основе которой лежит ролевой диалог.
Цель: учить детей, играющих вдвоем и выполняющих разные, но взаимосвязанные роли, разворачивать диалог между собой.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
сентябрь 1. Беседа о том, кто был в магазине, что там видел.
Цель: выяснить представления детей о работе магазина, профессии продавца.
2. Рассматривание картин «В магазине».
Цель: знакомить детей с понятиями: прилавок, витрина, товар, покупатели.
октябрь 1. Экскурсия в магазин.
Цель: знакомить со спецификой работы продавца, обратить внимание на нравственный смысл труда продавца, рассмотреть работу весов, что можно взвешивать на весах. Знакомить с понятиями товар, деньги.
2. Совместная игра (взяв на себя роль продавца) .
Цель: подготовить детей к принятию роли продавца, дать образец общения продавца с покупателем.
ноябрь 1. Д/и «Магазин игрушек».
Цель: развивать игровое партнерство и сотрудничество, помочь применить имеющийся опыт к новым условиям, обогащать игровой опыт детей.
2. Совместная игра (взяв роль покупателя на себя) .
Цель: помочь детям осознать себя носителем роли покупателя, учить ставить игровые цели.
декабрь 1. Чтение сих. Тувима «Овощи».
Цель: закреплять знание овощей.
2. Рисование овощей и фруктов (атрибуты в игре) .
3. Игра «Овощной магазин».
Цель: расширять знания о специфике работы магазинов. Учить выполнять роль продавца и покупателя.
январь 1. Рассматривание предметов одежды.
Цель: учить различать и называть летнюю и зимнюю одежду, закреплять знания частей одежды (рукава, воротник, карманы). Отмечать цвет и рисунок ткани.
2. Игра «Магазин «Одежда»».
Цель: закреплять умение брать на себя роль покупателя, учить описывать выбранную вещь, называя 1 - 2 детали.
февраль 1. Рассматривание посуды.
Цель: учить различать и называть предметы посуды.
2. Совместная игра.
«Купим новую посуду».
Цель: расширять сюжет игры, обогащать ролевое поведение, учить разворачивать диалог между продавцом и покупателем.
март 1. Рассматривание мебели.
Цель: закреплять знания предметов мебели.
2. Совместная игра «Мебельный магазин».
Цель: учить детей создавать игровую обстановку, ставить игровые цели, обеспечить детям речевую активность, расширять знания о специализированных магазинах.
апрель 1. Рассматривание хлебобулочных изделий.
Цель: уточнить знания детей о хлебобулочных изделиях.
2. Игра «Хлебный магазин».
Цель: учить называть выбранный товар, продолжать учить разворачивать в игре диалог между покупателем и продавцом.
май Д/и «Где можно купить».
Цель: дать представление о том, что в одном магазине может быть несколько отделов. Расширь сюжет игры.
Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»
сентябрь 1. Беседа.
Цель: рассмотреть прически детей, выяснить, кто был в парикмахерской, что там делал, что видел.
2. Рассматривание проспектов с прическами для мальчиков и девочек.
Цель: вызвать желание иметь красивую прическу, ухаживать за волосами.
октябрь 1. Экскурсия в парикмахерскую.
Цель: знакомить детей о профессии парикмахера, рассмотреть, что нужно для работы парикмахеру, понаблюдать за профессиональными действиями.
2. Совместная игра (взяв на себя роль парикмахера) .
Цель: показать образец общения парикмахера с клиентом, учить выполнять несколько последовательных игровых действий.
ноябрь Знакомство с различными видами расчесок.
Цель: познакомить детей с расческами: массажная, для стрижки, для укладки.
декабрь 1. Д/и «Откуда эта вещь».
Цель: расширять знания о том, что нужно парикмахеру для работы, учить использовать предметы по назначению.
2. Совместная игра (взяв на себя роль клиента) .
Цель: учить детей брать на себя роль парикмахера, правильно использовать атрибуты, выполнять несколько последовательных игровых действий.
январь Совместная игра (игровая ситуация - кукол пригласили на праздник) .
Цель: развивать умение детей придумывать несложный сюжет, расширять игровой опыт детей, учить ставить игровые цели и выполнять соответствующие игровые действия.
февраль Индивидуальные игры с партнерами - игрушками.
Цель: учить детей выполнять роль за себя и за игрушку, развивать умение придумывать несложный сюжет.
март 1. Рассматривание бигудей.
Цель: показать, как используются бигуди, расширять знания детей о том, что нужно для того, чтобы сделать красивую прическу.
2. Игра «Сделаем куклам красивые прически».
Цель: обогащать игровой опыт детей, учить использовать в игре бигуди, развертывать диалог в игре.
апрель Совместная игра.
Цель: знакомить детей с формами ролевого взаимодействия, обеспечить речевую активность детей, продолжать учить выполнять игровые действия согласно принятой роли «парикмахера».
май Д/и «Угадайте, кто пришел».
Цель: учить по набору предметов узнавать представителей разных профессий, уточнить знания детей о предметах, используемых парикмахером и способах их использования.
Шоферы»
сентябрь 1. Беседа.
Цель: рассмотреть прически детей, выяснить, кто был в парикмахерской, что там делал, что видел.
2. Рассматривание проспектов с прическами для мальчиков и девочек.
Цель: вызвать желание иметь красивую прическу, ухаживать за волосами.
октябрь 1. Экскурсия в парикмахерскую.
Цель: знакомить детей о профессии парикмахера, рассмотреть, что нужно для работы парикмахеру, понаблюдать за профессиональными действиями.
2. Совместная игра (взяв на себя роль парикмахера) .
Цель: показать образец общения парикмахера с клиентом, учить выполнять несколько последовательных игровых действий.
ноябрь Знакомство с различными видами расчесок.
Цель: познакомить детей с расческами: массажная, для стрижки, для укладки.
декабрь 1. Д/и «Откуда эта вещь».
Цель: расширять знания о том, что нужно парикмахеру для работы, учить использовать предметы по назначению.
2. Совместная игра (взяв на себя роль клиента) .
Цель: учить детей брать на себя роль парикмахера, правильно использовать атрибуты, выполнять несколько последовательных игровых действий.
январь Совместная игра (игровая ситуация - кукол пригласили на праздник) .
Цель: развивать умение детей придумывать несложный сюжет, расширять игровой опыт детей, учить ставить игровые цели и выполнять соответствующие игровые действия.
февраль Индивидуальные игры с партнерами - игрушками.
Цель: учить детей выполнять роль за себя и за игрушку, развивать умение придумывать несложный сюжет.
март 1. Рассматривание бигудей.
Цель: показать, как используются бигуди, расширять знания детей о том, что нужно для того, чтобы сделать красивую прическу.
2. Игра «Сделаем куклам красивые прически».
Цель: обогащать игровой опыт детей, учить использовать в игре бигуди, развертывать диалог в игре.
апрель Совместная игра.
Цель: знакомить детей с формами ролевого взаимодействия, обеспечить речевую активность детей, продолжать учить выполнять игровые действия согласно принятой роли «парикмахера».
май Д/и «Угадайте, кто пришел».
Цель: учить по набору предметов узнавать представителей разных профессий, уточнить знания детей о предметах, используемых парикмахером и способах их использования.
Средняя группа
Сюжетно Ролевая игра «Больница»
сентябрь 1. Д/и «Что предмет рассказывает о себе»
Цель: уточнить знания детей о назначении предметов, используемых врачом.
2. Чтение стих. Л. Карташовой «Наш доктор»
Цель: обратить внимание на качества врача, поддерживать интерес к профессии.
октябрь 1. Экскурсия в мед. кабинет.
Цель: понаблюдать за работой врача и м/с. Дать понять, что м/с первый помощник врача.
2. Чтение стих. В. Берестова «Лисица - медсестрица».
Цель: закрепить понятие о том, что м/с лечит больных вместе с врачом.
3. Совместная игра (взяв роль м/с на себя) .
Цель: учить различать роль врача и м/с.
ноябрь 1. Рассматривание машины «Скорая помощь».
Цель: познакомить детей с работой «скорой помощи».
2. Совместная игра (взяв роль врача скорой помощи) .
Цель: обогащать сюжет игры, вызвать желание играть вместе.
декабрь 1. Д/и «Что было бы? »
(если не было бы врачей) .
Цель: учить детей предполагать действия в соответствии с поставленными условиями.
2. Совместная игра.
Цель: учить детей договариваться перед началом игры, распределять роли, передавать характерные особенности персонажей игры.
январь 1. Экскурсия в аптеку.
Цель: познакомить детей с новой профессией: посмотреть, как оформлены витрины, дать понять, что аптекарь действует, как продавец в магазине, только продает не продукты, а лекарства.
2. Игра «Петрушка заболел» (игровая ситуация – врач выписал лекарство, сходить в аптеку за лекарствами) .
Цель: продолжать закреплять формы общения через роли. Обогащать сюжет игры.
февраль 1. Чтение произведений о животных. «Усатый - полосатый» С. Маршака. «Про зайчат» Чарушина, «Бимка» Ушинского.
Цель: расширять знания детей о животных, их повадках. Воспитать доброе отношение к животным, желание ухаживать за ними.
2. Игра «Больница для зверей».
Цель: знакомить с новой профессией – ветеринар, учить осуществлять игровые действия согласно принятой роли.
март Игра «На приеме у врача».
Цель: учить отражать в игре различные взаимоотношения; обогащать игровое поведение детей, учить подробно рассказывать, что болит, выполнять правила в соответствии со взятой на себя ролью.
апрель Игра «В детском саду делают прививки».
Цель: обогащать сюжет игры, учить детей подбирать атрибуты к игре, ставить игровые цели, выполнять игровые действия согласно поставленной цели.
май Рассказы детей на тему: «Мы играем во врача». Рассказ воспитателя о том, как дети другого д/с играют во «врача» (с использованием фотографий, иллюстраций, картин) .
Цель: закрепить полученные знания о профессии врача, поддерживать интерес к игре.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
сентябрь 1. Беседа.
Цель: выяснить представления детей о специфике работы магазинов, о работе продавцов, кассиров.
2. Совместная игра.
Цель: учить детей создавать игровую обстановку, дополнять недостающими атрибутами, придумывать несложный сюжет.
октябрь 1. Экскурсия в магазин.
Цель: познакомить детей с работой электронных весов: уточнить знания детей о том, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму, дает сдачи, как взвешивает товар продавец. Обогащать игровой опыт детей. Знакомить с понятиями: касса, кассир, кассовый аппарат, чек.
2. Совместная игра (взять на себя роль кассира) .
Цель: учить принимать роль кассира, осуществлять взаимодействие (покупатель – кассир – продавец)
ноябрь Беседа.
Цель: выяснить представления детей о том, кто еще работает в магазине кроме продавцов и кассиров. Кто привозит продукты в магазин, кто их разгружает.
2. Совместная игра (взять роль шофера, привозящего товар в магазин) .
Цель: расширять игровой опыт детей, обогащать сюжет игры, побуждать к игровому взаимодействию (шофер, грузчик - продавец)
декабрь Игра «Универсальный магазин».
Цель: расширять представления о том, что в магазине много отделов и в каждом отделе 1 - 2 продавца, продолжать учить детей создавать временную игровую обстановку, придумывать сюжет.
январь 1. Чтение стих.
Э. Мошковской «Веселый магазин».
Цель: поддерживать интерес к игре в «магазин», расширять представление о том, что каждому товару соответствует определенная цена.
2. Совместная игра.
Цель: учить детей создавать игровую обстановку, заранее договариваться о цене товара, выполнять правила игры.
февраль Постройка магазина из строителя.
Цель: учить детей создавать игровую обстановку, оформлять витрины.
март 1. Д/и «Магазин игрушек».
Цель: учить детей давать характеристику игрушкам, воспитать культуру общения между продавцом и покупателем.
2. Игровая ситуация «День рождения» (выбор подарков в супермаркете) .
Цель: знакомить детей с понятием «Супермаркет». Обогащать сюжет игры новыми целями.
апрель Игра «Выставка вещей».
Цель: учить детей делить вещи по назначению, кто бы мог приобрести набор данных предметов.
май Совместные игры.
Цель: учить детей выполнять правила согласно взятой роли. Обогащать сюжет игр новыми целями, воплощать замысел игры путем решения нескольких игровых задач.
Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»
сентябрь Д/и «Зачем этот предмет».
Цель: учить детей рассказывать о назначении предметов, о том, как парикмахер использует тот, или иной предмет.
2. Рисование «Прически для кукол».
Цель: учить отмечать особенности причесок (стрижка короткая, челка, косички, кудри, цвет волос и т. д.)
октябрь Рассматривание фена.
Цель: познакомить детей с назначением фена, расширять знания детей о предметах, которые используются парикмахером.
ноябрь Совместная игра.
Цель: дать представление о том, что в парикмахерской может быть мужской и женский зал (предложить девочкам пойти в женский зал, мальчикам в мужской зал). Продолжать знакомить со спецификой работы парикмахера: учить осуществлять ролевой диалог.
декабрь Рассмотрение предметов для бритья.
Цель: знакомить со спецификой работы мужского парикмахера (он не только подстригает волосы, но может придавать форму бороде, усам, побрить клиента) .
январь Игра «Покрасим куклам волосы».
Цель: расширять знания детей о профессиональных действиях парикмахера, обогащать сюжет игры новыми целями, учить самостоятельно, подбирать атрибуты к игре, создавать игровую обстановку, выполнять правило согласно принятой роли.
февраль 1. Беседа.
Цель: выяснить представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями. Знакомить с понятием «маникюр» и предметами для маникюра.
2. Игра совместная (взяв роль маникюрши) .
Цель: знакомить с новой профессией, со спецификой работы, профессиональными действиями.
март Игра «Собираемся на праздник» (сделать красивую прическу, маникюр) .
Цель: обогащать сюжет игры, учить детей разворачивать диалог, выполнять взаимосвязанные игровые действия.
апрель Беседа на тему «Зачем нужны парикмахерские».
Цель: обобщить знания детей о работе парикмахерских, учить высказывать свои мысли, предположения. Поддерживать интерес к игре.
май Продолжить поддерживать интерес к игре, развивая самостоятельность в ролевой игре «парикмахерская».
«Шоферы»
сентябрь а также части машин: капот, бампер, кузов.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт».
Цель: учить различать пассажирский, грузовой, легковой транспорт.
октябрь 1. Чтение Н. Чалиевой «Шоферы».
Цель: уточнить знания детей о том, какие грузы можно перевозить на машине, подчеркнуть, что работа шофера трудная, но очень нужная людям.
2. Д/и «Шоферы».
Детям предлагается отремонтировать «поломанные машины» (силуэт, дорисовать, каких частей не хватает. Почему без этих деталей машины не могут ехать?
Цель: познакомить детей с назначением различных частей машины.
ноябрь 1. Рассказ о милиционере – регулировщике.
Цель: показать простые жесты регулирования: «остановиться», «приготовится», «проезд разрешен». Знакомить с новой профессией, расширять игровой опыт детей.
2. Изготовление номеров для машин (наклеивание геометрических форм) .
декабрь 1. Наблюдение за проезжающим транспортом.
Цель: выяснить зависимость движения транспорта от работы светофора.
2. Игра – инсценировка «Случай на дороге».
Цель: закреплять знания детей о ПДД, несоблюдение правил водителем опасно для жизни, побуждать переносить полученные знания в игру.
январь Совместная игра «Гараж».
Цель: углубить представления детей о трудовых действиях шофера, о его простейших социальных отношениях с другими людьми. Учить строить гараж для машин. Знакомить с профессией диспетчера (это человек, который дает шоферам задание, куда ехать, что привезти) .
февраль 1. Рассматривание машины – рефрижератора. Цель: познакомить детей с тем, как перевозят грузы на дальние расстояния, выяснит, что везут к нам издалека (тропические фрукты, арбузы, дыни, морскую рыбу и т. д.)
2. совместная игра (игровая ситуация – съездить за арбузами и дынями) .
Цель: обогащать игровой опыт детей новыми целями, учить распределять роли и выполнять правила в соответствии со взятой на себя ролью (шофер, грузчик, продавец) .
март Игра «Шоферы уходят в рейс».
Цель: обогащать сюжет игры, расширять представления детей о том, что может водителям понадобиться в пути, а также о взаимопомощи в дороге.
апрель Организовать игровые ситуации, где дети выполняют роли водителей: скорой помощи, пассажирского транспорта, водителей настройке и т. д.
Цель: обогащать сюжет игры новыми игровыми целями, осуществлять связь с сюжетными различными играми, учить в играх отражать разнообразные взаимоотношения людей.
май См. апрель.
Игра «Почта»
сентябрь Цель: уточнить представления детей о почте, функциях служащих почты. Обогащать игровой и социальный опыт
детей.
октябрь Экскурсия на почту.
Цель: закреплять представления о работе почтового отделения, его функциях, трудовых действиях работников
почты.
ноябрь Д/и «Напишем письмо Петрушке»
Цель: дать образец написания письма, адреса.
Беседа на тему: Путешествие письма»
Цель: уточнить знания детей о том, какой путь проделывает письмо от отправителя до адресата, сколько людей
прикладывают свой труд, чтобы почта попала по назначению.
Воспитать уважение к труду работников связи.
декабрь I. Чтение С. Маршака «Почта»
Цель: закрепить знания о работе почтальона
2. Д/и «Разговор по телефону»
Цель: дать образец разговора по телефону, воспитать культуру общения.
январь Самостоятельные игры
Цель: учить детей самостоятельно организовывать игровую обстановку, придумывать сюжет игры, переносить в
игру накопленные знания, отражать в игре социальные взаимоотношения людей.
февраль Д/и «Потерялось письмо»
Цель: учить детей обыгрывать предложенную ситуацию, закрепить знания детей о том, какой путь проделывает
письмо от отправителя до адресата, подчеркнуть необходимость ответственности работников связи.
март Привлечение детей к отправлению поздравительных открыток мамам, бабушкам, родственникам.
Цель: учить детей составлять поздравления, уточнить знания о том, чтобы поздравление пришло вовремя,
необходимо послать его заблаговременно.
апрель Игра «Открытие нового почтового отделения»
Цель: учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать умение переносить накопленный
опыт в игру, строить совместную игру, выполнять несколько взаимосвязанных ролей.
май Игра «Открытие нового почтового отделения»
Цель: учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать умение переносить накопленный
опыт в игру, строить совместную игру, выполнять несколько взаимосвязанных ролей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для детей средней группы на развитие двигательной активности детей и картотека для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....
Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...
Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....