Из опыта работы кружок "Югорская долина"
материал (подготовительная группа) по теме
С целью формирования у дошкольников интереса и уважения к культуре и быту народов Севера на базе детского сада был создан кружок «Югорская долина».
Цель кружка
Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с коренными жителями, их бытом и традициями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство – очень короткий, но яркий отрезок в жизни человека и он имеет огромное значение в формировании личности.
Суровая Югорская земля является и для наших детей малой родиной.
Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине.
Наблюдая за людьми, к сожалению, убеждаешься, что большинство не только не знает культуру местного населения, но и, в большинстве случаев, относится ко всему этому с пренебрежением. И возможно, в скором будущем, данная ситуация может привести к тому, что культуру и быт ханты будут знать и хранить только лишь специалисты музеев.
Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является, на наш взгляд, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.
Проведенные мною исследования знаний о жизни и быте коренных жителях севера среди воспитанников моей группы и их родителей показали, что:
у 70% воспитанников отсутствует познавательный интерес к истории и культуре нашего поселка;
40 % родителей плохо знают, а 20 % родителей не знают и не хотят знать историю поселка.
С целью формирования у дошкольников интереса и уважения к культуре и быту народов Севера на базе детского сада был создан кружок «Югорская долина».
Цель:
Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с коренными жителями, их бытом и традициями.
Задачи кружковой работы:
- Ознакомить детей с образом жизни ханты и манси;
- расширить представления детей о традициях и культуре коренного населения, их хозяйственной деятельности;
- формировать представления детей о животном и растительном мире нашего края.
- воспитывать уважительное отношение к народам, проживающим в нашем крае.
Знакомство детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Севера имеет несколько направлений:
- Знакомство детей с жизнью, бытом народов Севера и их традициями, обычаями, ремеслами.
- Знакомство с фольклором народов Севера (сказки, сказания, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни).
- Знакомство с природой, животным и растительным миром Крайнего Севера
- Знакомство с подвижными играми, состязаниями народов Севера.
Ожидаемые результаты
Расширение знаний у детей о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера, формирование у детей интереса и уважения к национальной культуре, раскрыть красоту и богатство природы.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя не только патриотическое воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение к народностям, населяющих наш округ. В нашей группе был оформлен уголок «Югра - это ты и я!». В данном уголке мы поместили макет «Чум», куклы в хантыйских костюмах, фотографии и иллюстрации об искусстве, труде и быте народов ханты и манси, дидактические игры, настольно – печатные игры, собрали каталог орнаментов, используемых в национальных костюмах жителей Крайнего Севера, картотека подвижных игр.
Работа по каждому направлению строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
На познавательных НОД и в беседах «Ханты и манси жители Севера», «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края», «Промыслы коренных жителей» и др. , дети получают знания о народных традициях ханты и манси, об особенностях нашего климата и основных природных богатств той территории, где они проживают. Особое внимание мы уделяем народным обычаям, в частности обычаям гостеприимства и уважения к старшим. Дошкольники узнают о том, что дети ханты и манси постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать орнаментом, готовить пищу, поддерживать очаг. Так они накапливали жизненный опыт. И, став взрослыми, дети ханты и манси заботятся о старших, помогают им. Знакомим с искусством народов ханты и манси, знакомим с особенностями национального костюма, обращаем внимание на элементы орнамента.
Полученные знания на НОД мы закрепляем в сюжетно-ролевых играх «На рыбалке», «На охоте» ,«В лес по ягоды, грибы», режиссерские игры с макетом «В гостях в лесу у Ханта» . Играем с детьми в подвижные игры народов севера «Хейро», «Рыбаки и рыбки», «Ловля оленей», «Волк и олени». В подвижных играх народов Севера много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются считалками. Так же в работе используем дидактические игры «Северяночка», «Собери герб», «Чей след», «Найди животных нашего края». «Найди одинаковых рыбок» и др.
В продуктивной деятельности дети рисуют птиц «Совушка – сова», «Ворона», животных «Олень» , «Медведь», «Заяц», подводное царство рыб, растения нашего края, раскрашивают раскраски с национальной одеждой ,выполняют аппликации с элементами орнамента , лепят животных ,птиц, рыб, изготовляют поделки из природного материала.
Выходя с детьми на прогулку, мы обращаем внимание на красоту нашей природы, учим детей видеть и понимать ее, ведь это начало патриотического чувства, чувства любви к родному округу. При ознакомлении детей с природой мы стремимся дать им образец гуманного отношения ко всему живому, нацеливаем детей на эмоциональную оценку окружающей природы, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными. Дети знают, что в тайге водятся олени, волки, песцы, куницы, зайцы, глухари, куропатки, а самым распространенным обитателем тайги является северный олень. В наших реках водятся рыбы щука, карась ,язь, налим, , стерлядь и др.
Используем также и народные приметы, отражающие острую наблюдательность ханты и манси, например: «В глубоком снегу никогда не замерзнешь», «Собака траву ест - дождь будет», «Мошки в тесную одежду набираются больше» и др. Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.
Знакомим детей с хантыйскими сказками, «Сказки Бабушки Аннэ» Конькова А.М , «Приключения Морошки». Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А.Кердан , потешками, поговорками, которые очень нравятся нашим ребятам. Воспитывая сознательность, вежливость, доброту, внимание, используя при этом пословицы, поговорки и стихи, мы зарождаем в глубине ребенка маленькое зернышко, которое со временем вырастет в привычку, в культуру поведения, как в быту, так и в природе.
Просматривая видеоматериал «В гостях у ханты и манси», альбомы, книги, таким образом , знакомя детей с народно-прикладным искусством народов Севера, мы обращаем внимание детей на предметы, сделанные из бисера, меха, бересты, сукна, на картины изображающие красоту, необычность Северной природы, на портреты и сюжеты, связанные с жизнью и бытом коренного населения.
Работа с родителями: .
Анкетирование .
Подборка материала о жизни, быте коренных жителей нашего края.
Подборка сказок, былин, легенд, рассказов о жизни и быте жителей Севера.
Совместная выставка книг о Севере.
Фото-выставка “ Природа Северного края”, ”
Создание альбома “Животные северного края”.
Изготовление чума, пошив хантыйской одежды на кукол.
Знакомясь с культурой народов Севера, все больше понимаешь, насколько интересен фольклор и быт этих людей.
Мы считаем, что такая работа поможет сохранить и развить народные традиции, привить детям уважение к коренному населению и любовь к родному краю, а значит и любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...