Музыка: воспитание души
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Музыка является важнейшим средством воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Любой педагог знает, как важно и в то же время, как трудно подготовить ребят к восприятию музыки.
Практика показывает, что наилучшие результаты достигаются тогда, когда подготовительный этап к восприятию музыки отвечает важнейшим требованиям самого восприятия, когда он проходит так же живо, образно, творчески.
Также с первых шагов надо учить осмысленному, прочувственному пению. Наблюдая те моменты занятий, когда шло разучивание песни или работа над ней
Музыка имеет общие законы: движения, ритма, мелодии, гармонии, формы, оркестровки и многим другим, связанным с общим пониманием того, что такое музыка. Осваивая эти законы ребенок идет от общего к частному, к конкретным произведениям и их авторам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_vospitanie_dushi.docx | 37.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДОУ Д/с № 21 г. Армавира
Нравственное воспитание
МУЗЫКА: ВОСПИТАНИЕ ДУШИ
Младший дошкольный возраст
Музыкальный руководитель
Леснякова И.А.
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и семья, из которой ушли и шутка, и юмор, и игра».
В нашем дошкольном учреждении нравственному воспитанию детей уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Обязательно уважение личности каждого ребенка. Необходимым условием работы является также тесное сотрудничество с родителями.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственном воспитании дошкольников. На музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие качества: как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель. «Дело искусства - сохранять душу», - это слова нашего современника В. Распутина.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести.
На музыкальных занятиях большое внимание уделяю слушанию музыки. С младшего возраста дети слушают разнохарактерную музыку: и веселую, озорную, и грустную, печальную. Особенно нравятся малышам пьесы А. Гречанинова «Котик заболел» и «Котик выздоровел». Дети вспоминают своих четвероногих друзей. На их лицах написана жалость и
сострадание к маленькому заболевшему котику. Стихотворение Е. Благининой «Котенок» углубляет переживания детей:
Я нашла в саду котенка,
Он мяукал тонко-тонко.
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День сутра стоял ненастный,
Лужи серые везде.
Так и быть, зверек несчастный,
Помогу твоей беде.
Я взяла его домой,
Накормила досыта.
Скоро стал котенок мой
Загляденье просто.
Шерсть — как бархат, хвост трубой.
До чего ж хорош собой!
Дети нежно «гладят котенка», чтобы ему стало легче. И вот награда!
Котик выздоровел! Он снова бегает, играет, озорничает! Малыши в восторге! Они улыбаются, смеются. Как преображаются их лица!
Дети старшей группы почти единодушно решили, что грустная музыка
нужна людям: она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. Проводилось тематическое занятие «Веселая и грустная музыка».
Одним из любимых произведений детей подготовительной к школе группы стал «Романс» Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Дети, затаив дыхание, слушают симфонический оркестр! Как звучит скрипка! И не надо много говорить об этой музыке — идет работа чувств, работа души!
Стараясь воспитать у детей любовь к природе, ко всему живому, мы используем разные формы работы. Среди них опять же занятия (тематические, комплексные, интегрированные). На одном из таких занятий в зале устраивается удивительный уголок природы. Дети могут здесь покормить кролика, а затем послушать песню «Кролик» (муз.А. Островского).Они отгадывают загадку о хомячке, а потомпоют песню о своем любимце («Хомячок», муз.Л. Абелян). Здесь можно понаблюдать за птичкой, послушать ее пение, самим попробовать сочинить песенку птички. Дети восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя и т. д. Рефреном занятия звучит песня В. Шаинского «Не поется птицам без небес».
Необычно прошло интегрированное занятие «В царстве Берендея». Дети попали в лесные владения, где совсем не страшно, потому что там можно услышать пение птиц (грамзапись), увидеть разных зверюшек (слайды), самим изобразить их и встретить доброго даря Берендея, который так рассказывает о себе:
Царь лесной я, Берендея, Друг всех птиц и всех зверей. В чаще я густой живу, К людям редко выхожу. Мое царство всех чудесней: Шум листвы и птичьи песни, Мягкие перины мха И журчанье ручейка. -Скачут белочки-резвушки, Еж бежит, шурша травой, И медведи всем семейством Топают на водопой, -По лесу брожу весь день я, Охраняя тишину, Но со всем лесным народомРазговаривать йогу... Тем, кто слаб, даю советы-Замечаю все приметы!
(Я. Столярова)
Берендей общается с детьми. Они читают стихотворение «Гость в лесу» Н. Красильникова (см. приложение), поют песни о природе (по выбору музыкального руководителя). На прощание царь Берендей напоминает:
Мне по нраву только тот,
Кто лесной мир бережет, Кто березку не сломает И пичужку не спугнет, Мухомор сшибать не станет И костер не разведет. -Кто всегда в моем лесу
Уважает тишину!
(В. Столярова)
Традиционным в нашем детском саду стал праздник «Юморины», который проводится первого апреля. Добрый юмор, как известно, воспитывает лучше любых нравоучений.
Коли, Саши, Вовы, Нины, Начинаем юморины! Юмор — это значит смех, Шутка добрая для всех, Юмор — это ты и я — Все веселые друзья!
(В. Столярова)
Так начинается этот праздник. К детям приезжают клоуны из города
Хохотушкиных, приходят тетушка Простуда, медведь Смеяйкин и т. д. Используются стихи: шутки, дразнилки , разыгрываются забавные сценки.
А как ждут дети мамин праздник! С каким старанием они разучивают песенки о маме, бабушке! Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение! Ведь они поют о самых любимых людях! А еще можно сочинить свою песенку «Мамочка моя, я люблю тебя!», «Мамочку люблю, цветочек подарю», «Маме помогаю, посуду вытираю»... Не все мелодии получаются красивыми, но все спеты с любовью! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки и даже папы являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе играют на музыкальных инструментах, поют частушки, кконкурсу которых готовились дома, участвуют в аттракционах. Помогает им в этом Карлсон, который приготовил для мам букет цветов, но, пока летел, лепестки осыпались. Теперь приходится собирать их, чтобы цветы снова стали красивыми (проводится аттракцион «Собери цветок»). Карлсон благодарит детей за помощь, от души веселится вместе с ними, танцует, но у него вдруг начинает кружиться голова. Дети угощают Карлсона сладостями, а потом вспоминают, что сладкими могут быть не только конфеты и печенье, есть еще сладкие слова, и читают стихи «Что слаще всего?» Р. Талимова, «Доброе утро» Н. Красильникова:
- Что слаще всего?- я спросил у ребят.
- Всласть выспаться,- сони, зевая бубнят.
Сластены, зажмурясь, кричат: леденец!-
Кишмиш называют, халву, наконец.
Но слаще халвы и всего остального
Сердечное, доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
«Доброе утро»- солнцу и птицам.
«Доброе утро»- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
Оживление вызывает приход на праздник старухи Шапокляк. Она не прочь немного повредничать, но и поиграть с детьми ей тоже хочется. Дети подходят к Шапокляк со словами: «Здравствуй, здравствуй, Шапокляк!» «Здравствуйте, детишки! Где вы бывали, что вы видали?» — спрашивает она лукаво. «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем!» — отвечают дети и начинают пожимать друг другу руки. «Игрушки друг у друга отнимали!» — догадывается Шапокляк и слышит в ответ дружное «нет». «Неужели здоровались?» «Правильно!" — дети радуются и разбегаются. Старуха Шапокляк старается поймать их...
Ведущий сообщает старухе Шапокляк о том, что все дети в детском саду хорошие и примерные. «Это я самая примерная! С утра примеряю свою шляпку!" — говорит старуха Шапокляк и смеется... Дети предлагают ей вспомнить вежливые, добрые слова. Она затрудняется. Кто-то не выдерживает и подсказывает «Нежная!» «Вспомнила, вспомнила! Снежная!» — восклицает старуха Шапокляк и т. д. Наконец она вспоминает слово "добролежательная» (вместо «доброжелательная»). «Ой! Что это я говорю! Ведь я совсем не люблю лежать,— спохватывается старуха Шапокляк.— Приглашаю всех танцевать!» Взрослые и дети танцуют вместе с Шапокляк (фонограмма «Бабушки-старушки», муз.В. Добрынина). Старуха Шапокляк преобразилась. Она очень рада тому, что все такие веселые и хорошие. И сама она больше не будет поступать плохо!
На мамином празднике может появиться и настоящая фея — Фея вежливости. Она рассказывает о том, какие в их королевстве воспитанные и вежливые подданные.
Воробьи не ссорятся. «Здравствуйте,
Галки не галдят,спасибо»,—
Кошки, улыбаясь, Слышно там и тут.
На собак глядят. Весело и дружно
Все у нас живут!
(Д. Столярова)
По предложению феи дети играют в «Вежливые жмурки». (Все встают в круг, выбираются жмурка и водящий. Водящий называет вежливые слова, перебегая внутри круга с одного места на другое. Жмурка, двигаясь на голос, пытается поймать его. Нравится детям и игра «Вежливая поза». (Дети двигаются под веселую музыку по всему залу, с окончанием музыки застывают в определенной позе: гладят собачку, пропускают кого-то вперед и т. д.) Мамы должны угадать, чтоделают их дети. Фея вежливости приятно удивлена. Она дарит детям красивый воздушный шарик: «К кому шарик попадет, тот стихи читать начнет!»
Дети, к которым прилетает шарик, читают стихи «Простите» В. Юсупова, «Отличные пшеничные" из шведской народной поэзии, «Четыре утенка" Р. Алдониной: Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся: взглянул им в глаза
И робко и тихо «простите», - сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
-Мы купим другую, есть лучше в продаже...
«Простите»- казалось бы что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Ведущий предлагает новую игру с шариком: «К кому шарик
прилетит, тот вежливое слово говорит!» Дети играют вместе совзрослыми. Особенно приятно, услышать в этот день вежливые слова от пап и мальчиков: «Дорогая! Будьте любезны! Несравненная! Будьте добры!» У всех чудесное настроение! Как хорошо, что мы эти слова помним и что звучат они искренне! Как хорошо, что все мь1 вместе! Вот воспитание, вот та душевная близость, которая так необходима нашим детям! Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека — это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Музыка моей души"
Эссе музыкального руководителя....
Гармония музыки и души
Статья опубликована в "Вестнике ИМО", 2012 год...
Презентация "Гимнастика для тела, музыка для души"
Нетрадиционные средства увеличения двигательной активности ребёнка: музыкальная ритмическая гимнастика, аэробика....
Музыка моей души. Авторское музыкальное сопровождение
Музыка, сочиненная к авторским стихам...
"Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека". (В.А.Сухомлинский)
Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мн...
Гимнастика для тела и музыка для души
Методические рекомендации Гимнастика для тела и музыка для души для музыкальных руководителей...
Проект "Музыка-зеркало души"
Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с творчеством П.И.Чайковского...