Сенсорное развитие детей раннего возраста (варианты планирования)
методическая разработка по теме
Сенсорное развитие детей раннего возраста (варианты планирования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki.docx | 58.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки .
Сенсорное развитие детей раннего возраста (варианты планирования)
воспитателя ГБДОУ № 76
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга Васильевой Марины Александровны
Анализа торы | Результат восприятия | Обследованные действия | Признаки | Факторы зависимости восприятия | Эталоны (значение признаков) | Выводы Уточнения |
Зрение | Зрительный | Обычный взгляд, рассматривание, осматривание | Цвет, форма размер, объем, количество, пространственное расположение части объекта. Движение, его скорость, величина размаха, длительность и направление относительно других объектов. | Освещение, среда (туман, вода, воздух) перспектива, движение, ракурс | Название цветов и оттенков. Понятие светлый, темный, матовый. блестящий. Название геометрических форм: плоских и объемных. Понятие бесформенный (непонятной формы или изменяющий ее во времени). Обозначение размера: большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий, тонкий. Сравнительные степени этих понятий. Понятие кол-ва: много, мало, числовые эталоны больше, меньше, поровну. Понятие пространственного расположения: сзади, спереди, слева, справа. Понятия связанные с движением: быстро, медленно, плавно, скачкообразно, стремительно, неподвижно. | Любой объект имеет цвет. Не все названия цвета и его оттенков мы знаем, но можно обозначить их через сравнение. Не все объекты имеют конкретную форму. Размер относительное понятие, но всегда определяется через сравнение с размером чего-либо. Пространственное расположение определяется относительно определенной точки. Части объектов обладают теми же признаками, что и сами объекты; иными являются значения этих признаков. |
образ | ||||||
Обоняние | Запах. | Вдыхание, принюхивание. | Наличие запаха, его сила, степоднородности. | Расстояние среда. | Понятие пахнет, не пахнет, сладкий, терпкий, резкий, слабый, приятный, неприятный, однородный. | Запах есть всегда. У человека низкий порог восприятия запахов. У животных он выше. Запах не воспринимается при насморке Влаж. усилив. запах |
Слух | Звуки. | Простое, восприятие, прислушивание, вслушивание, проговаривание, (для речевых звуков) пропевание (для муз.звуков) | Наличие звука (есть или нет). Тембор, ритм, темп, временная последовательность. Сила звука однородность, смешанность, происхождение. | Расстояние плотность среды. | Понятие звучит громко, тихо. Природные звуки: речь, щебет, шелест. Рукотворные звуки : удар, звон. грохот, стук, скрежет. Музыкальный звук: высокий, низкий | Не все объекты издают звуки. Не все можно услышать, есть порог восприятия. Некоторые объекты звуков не издают, но звучат при взаимодействии с другими объектами. На фоне громких звуков, тихих не слышно. Плотная среда (вода звуки прислушивает). У музыкальных и речевых звуков различная характеристика. |
Вкусовой | Вкус, тактильные ощущения. | Простое и сконцентрированное восприятие: дотрагивание языком, облизывание и т.д. | Наличие вкуса, вкусовые и тактильные характеристики, сила, происхождение, однородность. | Запах. | Понятие вкусный , не вкусный, горький, кислый, соленый, сладкий, горячий, холодный, теплый. | Вкус имеют все объекты. Вкус не воспринимается без запаха. |
Тактильный | Тактильные ощущения | Поглаживание, дотрагивание, ощущение | Температура, тяжесть, качество поверхности и материала, форма, размер, количество, части, происхождение, однородность, смешанность | Температура окружающей среды или самой кожи | Теплый, холодный, горячий, прохладный. Влажный, сырой, мокрый, сухой. Легкий, тяжелый, невесомый. Широковатый, гладкий, ребристый, колючий, волнистый. Мягкий, твердый, жесткий | Понятие тяжести относительно, определяется в сравнении, с другими объектами. |
Игры, развивающие восприятие величины, формы, цвета детей раннего возраста
Название игры-занятия | Основная дидактическая задача | Повторение | Календарные сроки | |
Дидактическая игра: «Курочка и цыплята» | Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов. | 1 | 1 | сентябрь |
Дидактическая игра: «Цветок в вазу» | Учить находить заданные цвета, подбирать нужные. | 1 | 1 | октябрь |
Дидактическое упражнение: «Нанизывание колец убывающих по величине» | Учить выполнять простые действия с предметами; снимать и нанизывать кольца по убыванию. | 1 | 1 | ноябрь |
Дидактическое упражнение: «Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы» | Учить детей собирать пирамидку от большего к меньшему. | 1 | 1 | декабрь |
Дидактическая игра: «Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы» | Фиксировать внимание детей на величине предметов, формировать простейшие приемы сравнения величины. | 1 | 1 | январь |
Дидактическая игра: «Волшебные веревочки» | Развитие мелкой моторики рук, воображения. | 1 | 1 | февраль |
Дидактическое упражнение: «Найди нужную форму» | Фиксировать внимание детей на форме предметов, формировать у детей простейшие приемы сравнения. | 1 | 1 | март |
Дидактическая игра: «Вкладыши» | Формировать у детей умение находить соответствующие отверстия для данной формы | 1 | 1 | апрель |
Дидактическая игра: «Пристежки» | Развитие точной моторики. | 1 | 1 | май |
«Подбери матрёшкам бусы» | Ознакомление и закрепление знаний о цвете. | 1 | 1 | июнь |
Качественная характеристика игр
Игра | Цвет | Форма | Величина | Слуховое восприятие | Тактильное восприятие | Мелкая моторика |
«Овощи в банках» | + | + | ||||
«Одень куколку» | + | |||||
«Сравни по величине» | + | + | ||||
«Волшебные яички» | + | |||||
«Тактильные дощечки» | + | |||||
«Шнуровки» | + | |||||
«Нанизывание бус» | + | + | ||||
«Клоуны» | + | |||||
«Рыбки в аквариуме» | + | + | + | + | ||
«Подбери матрёшкам бусы | + | + | + | |||
«Почини машину» | + | + | + | |||
«Скатывание коврика» | ||||||
«Дидактический стол» | + | + | + | + | + |
Основные группы игр, направленные на сенсорное развитие.
Представляемые материалы включает в себя описание некоторых игр и качественную характеристику основных игр.
Игры предназначены для детей раннего возраста. Однако, психологический возраст ребенка - понятие условное и определяется не только календарными сроками, а в первую очередь, этапом психического развития. Поэтому, следует учитывать при выборе игры ни сколько биологический возраст ребенка, а столько его уровень развития. Главное условие при этом: соблюдение последовательности этапов развития ребенка.
Каждая игра содержит ряд ступеней сложности, что позволяет использовать ее на довольно широком возрастном диапазоне и выполнять вышеописанное требование. Кроме того, каждая игра предполагает постепенное увеличение самостоятельности ребенка в игровых действиях, что плодотворно сказывается на его умственном развитии.
В то же время, при организации игрового процесса надо учитывать индивидуальные особенности ребенка, обязательно стимулировать его познавательный интерес и активность, проявляемую в игре.
Игры, используемые на занятиях, систематизированы по обучающим задачам, которые, в первую очередь, затрагивают сенсорную сферу развития ребенка. Это восприятие форм, цвета, величины, звуков и тактильных ощущений . При этом выбор игр не случаен .В основном подбирались так называемые "комплексные" игры , целью которых являлось ознакомление ребенка с двумя и более признаками (цветом , формой , величиной и т.д.).
Группы игр, направленных на сенсорное развитие.
1 . Для различия шумов и звуков.
- Для различия структурных поверхностей и материалов.
- Для различия:
а) цвета;
б) формы;
в) величины.
- "Комплексные" игры для восприятия:
а) цвета и формы;
б) цвета и величины;
в) формы и величины;
г) формы, цвета и величины.
Описание игр составлено по единому плану, что позволяет легко ориентироваться в них.
Схема описания игр:
1.Оборудование.
2.Особенности изготовления.
3. Цели:
а) прямые;
б) косвенные.
4. Описание игры и приемы ее проведения.
5. Контроль над ошибками.
Как видно из схемы, описание игр не ограничивается только одним перечислением их содержания, а предполагает раскрытие проведения игр и поступенчатого их усложнения, т.е. показано, как заинтересовать ребенка, с чего начать игру, как изменять ее в дальнейшем. Все это позволяет правильно организовать игровой процесс.
Особое внимание следует уделить пункту "Особенности изготовления игры". Все приведенные в таблице игры можно сделать своими руками, что имеет положительные " плюсы ":
Во - первых, игры - самоделки, в отличие от производственных игр , могут служить более целеноправлено, т.к. сделаны по определенному замыслу (т.е. внешний вид игры и ее составляющие соответствуют ее содержанию, поставленным целям и задачам ). При этом, они получают дополнительную возможность более широкого применения.
Во - вторых, они достаточно просты в изготовлении, и для создания их не нужны дорогостоящие материалы, что позволяет при недостатке финансовых средств, иметь нужную игру.
В - третьих, красиво сделанная игра, несомненно, имеет эстетическую ценность и служит средством эстетического развития.
В - четвертых, сам процесс изготовления игры, если он велся на глазах ребенка, позволяет стимулировать его познавательный интерес к игре.
В - пятых, необходимо учитывать тот факт, что человек, сделавший игру и воплотивший в ней свои замыслы, с большим удовольствием и желанием будет использовать ее в своей работе с детьми.
Игры для различия размеров и цвета
«Спрячь цыпленка в домик».
Оборудование:
12 плоскостных домиков, напоминающих формой яйцо и различающихся по цветам и размерам ( 8 больших домиков 4-х цветов : по 2 домика каждого цвета (желтого, синего, красного, зеленого ) с большими ( d = 8 см ) и маленькими (d = 4 см ) круглыми отверстиями ; 4 маленьких домика 4-х цветов : по 1 домику - "яйцу " каждого цвета ( d отверстия равен 4 см ). Каждый домик имеет круглую дверцу, соответствующего цвета и совпадающей по размерам с отверстием в этом домике . 12 плоскостных цыплят (по 1 в каждый домик).
Особенности изготовления :
Домики изготовлены из картона и обметаны по краям ирисом в соответствии с цветом домика. Края отверстий - входов также обметаны. Закрывающие эти входы дверцы должны быть меньшего размера чем само отверстие (примерно на 1мм). Сами дверцы не обметывают . Прямая цель :
Формирование понятий " большой - маленький ознакомление и закрепление знания цветов ( узнавание, называние , сортировка по цвету ).
Косвенная цель:
1 Развитие мелкой моторики, координации движений " глаз - рука ".
- Развитие пассивного и активного словаря.
- Формирование понятия "круг" на основе сенсорного восприятия (обводка пальцем отверстия - входа; всей ладошкой - самой двери - кружка ).
4. Формирование таких математических понятий, как: " каждый ",
"один","много"все"
5.Воспитание у детей доброжелательности и сочувствия. Приемы работы :
Возраст с 2-х лет .
В начале игры воспитатель читает стихотворение:
Тучка по небу гуляла
И цыпляток испугала
Спрячь цыпляток - малышей
В яйца - домики скорей.
Для создания игровой ситуации можно сделать тучку из картона с приклеенными к ней полосками, обозначающими дождик. Полоски желательно вырезать из тонкой цветной кальки, которая при любом ветерке шевелится; тогда возникнет ощущение будто тучка живая.
Воспитатель предлагает рассмотреть цыплят, которых надо спрятать от тучки. Обращает внимание ребенка на части тела, их цвет; говорит, что цыплята маленькие и им надо помочь спрятаться в домики (количество цыплят должно соответствовать количеству домиков). Затем рассматривают сам и домики. В зависимости от уровня развития ребенка и поставленных задач берутся соответствующие дома:
- для работы с цветом: одинаковые по размерам, но различающиеся по цветам (начиная с двух цветов);
- для ознакомления и закрепления понятий " большой - маленький ": одинаковые по цвету, но отличные друг от друга по размерам, либо с разными (большими и маленькими ) кругами - дверками.
- для решения комплексных задач могут быть различные варианты подбора домиков.
Воспитатель объявляет правила игры: " Надо спрятать каждого цыпленка в домик. В домике может прятаться только один цыпленок". После того, как ребенок разложит цыплят в домики, необходимо спросить всех ли цыплят спрятали. Затем ребенок закрывает входы дверцами -кругами, подбирая их либо по цвету, либо по размеру. Игра заканчивается когда все домики будут закрыты, а цыплята спрятаны. Воспитатель достает тучку и с помощью ее проверяет правильность выполнения задания. Если все выполнено правильно, воспитатель предлагает ребенку подуть на тучку. Тучка улетает и, по желанию ребенка, игра повторяется: цыплята выходят из домиков и прячутся в них, когда снова появляется тучка. Если есть ошибка, тучка зависает над этим домиком, и , либо с помощью воспитателя , либо самостоятельно ребенок исправляет ошибку .
Формирование понятия " большой - маленький ".
1.ступень:
Ознакомление с понятием "большой - маленький ".
Воспитатель показывает по очереди большой и маленький домики и называет какого они размера. При назывании воспитатель интонационно и жестами подчеркивает разницу в размерах : высоким голосом и сложенными лодочкой руками обозначается маленький домик ; низким голосом и разведенными в стороны руками - большой . Желательно , чтобы ребенок повторил эти действия и слова , сопровождая соответствующей интонацией . Также рассматриваются и дверцы - круги .
2.ступень:
Углубляется понятие " большой - маленький " на основе сортировки: большие домики закрываются большими дверцами, маленькие - маленькими .При этом обращается внимание на то , что вход - отверстие и сама дверца такие же по размеру . При закреплении понятий воспитатель дает следующие задания : "Покажи большой ( маленький ) домик ",'Возьми большую ( маленькую ) дверцу","Закрой большой ( маленький ) вход ".
3.ступень:
Проверка сформированности понятия .
На этой ступени ребенок должен назвать большим или маленьким является домик ( вход , дверца ) по сравнению с другим .
Варианты вопросов:
а)"Этот домик большой или маленький ?"
б)"Какой по размеру этот домик? А этот?"
Формирование понятия цвета
- ступень:
Ознакомление с цветом (например : с красным).
Воспитатель предлагает вниманию ребенка 2 одинаковых по размерам, но отличающихся по цвету домика ( красный и желтый ): при этом называет цвет домика: "Этот домик - красный , а этот - не такой по цвету , не красный ". Также рассматриваются и дверцы - кружки.
- ступень:
Формирование понятия " такой - не такой " по цвету. закрепление знания красного цвета.
Воспитатель выбирает красный домик, показывает красный круг - дверцу и говорит ; " Дверца - красная, она такого же цвета, как и домик".Затем закрывает отверстие в домике данным кругом, обращая внимание ребенка на совпадение цветов. Тоже самое проделывается и с желтым домиком , но цвет не называется (даются понятия : "не красный "," не такой " ( при сравнении 2-х домиков ), " такой же по цвету " ( при вкладывании дверцы в домик)). После показа ребенку предлагается повторить действия. На данной ступени выполняются следующие задания :
- Покажи красный домик, выбери такого же цвета дверцу.
- Возьми красную дверцу, закрой домик такого же цвета.
Если возникли трудности при нахождении, например: дверцы красного цвета, воспитатель указывает на домик красного цвета, как на образец, и просит: " Найди такого же цвета дверцу ". Если же и после ребенок затрудняется в выборе дверцы, воспитатель предлагает выбрать одну из 2-х дверей, приложить к домику и сравнить их по цветам. Одного такого приема прикладывания достаточно, чтобы ребенок увидел, совпадает ли цвета.
- ступень:
Аналогично проводится работа по ознакомлению с желтым цветом, но при этом желтый цвет так и называется желтым (без сравнения " такой - не такой").
- ступень:
Когда ребенок усвоит названия данных цветов, научится соотносить слово , обозначающее цвет и сам цвет , воспитатель имеет право задавать следующие вопросы :" Какого цвета этот домик ? А этот? " Следует обратить внимание на разный темп усвоения данного материала детьми, поэтому необходимо подходить к обучению индивидуально.
Изучение других цветов (синего и зеленого) проводится по такому же плану, при этом могут использоваться домики изученных цветов.
Усложнение самой игры происходит за счет:
- 1) увеличения количества используемых домиков; постановки целого комплекса задач перед ребенком;
- Изменения условий игры
Например:
- Выбрать для цыплят домики определенного цвета, либо размера.
- Угадать по дверцам - кругам в каких домиках должны спрятаться
цыплята.
- Задание выполняются с закрытыми глазами: на ощупь сравнить домики; определить их размеры (большой или маленький);
выбрать соответствующего размера дверцы.
Игры для различия шумов и звуков
«Волшебные яички».
Оборудование:
Дидактическое пособие "Волшебные яички" состоит из 2-х емкостей (вариант А и Б), имеющих отделения для попарного складывания коробочек, формой напоминающих яйцо. В каждой емкости находится по 10 "яичек" с разными наполнителями.
В вариант А входят коробочки разного звучания, окрашенные в разные цвета. Одинаково звучащие имеют один и тот же цвет. (Используемые цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый; наполнители: горох, пшено, вата, 2 монетки (некрупные), 1 камешек).
Вариант Б также состоит из 10 коробочек, при этом 5 коробочек с разными наполнителями окрашены в один и тот же цвет (желтый), остальные 5 коробочек - красного цвета. Каждая желтая коробочка индентична некой коробочке красного цвета. Цветная маркировка на обратной стороне каждой из коробочек помогает найти одинаково звучащие "яички".
При встряхивании "яйца" издается характерный для определенного наполнителя шум.
Особенности изготовления:
Для создания этой игры можно использовать коробочки от "Kinder-сюрприза", при заполнении их наполнителями, необходимо отрегулировать одинаковость звучания (взять одинаковое количество наполнителя в парные коробочки).
Прямая цель:
Формирование понятия "такой же" на основе звукового восприятия и дифференциация шумовых различий.
Косвенная цель:
- Тренировка моторики.
- закрепление знания цветов (понятия "такой же" по цвету).
- Развитие слуховой памяти.
- Формирование умения контролировать свой выбор.
- Ознакомление с разными наполнителями.
- Расширение активного и пассивного словаря ребенка.
- Приемы работы:
1 ступень: ознакомление с принципом игры с "Волшебными яичками".
Возраст до двух лет.
Содержание: встряхивание коробочек с разными наполнителями (2-3 штуки) по подражанию, прислушивание к издаваемым звукам.
Воспитатель проводит занятия индивидуально, либо в мини-группах по 2-3 человека.
На занятиях с детьми раннего возраста необходимо учитывать их естественное стремление к подражанию, поэтому воспитатель предлагает выполнять действия с "яичками" под названием "Делай, как я". На занятии используется 2-3 "яичка" с разными наполнителями (вариант А) и, следовательно, с разным звучанием. Желательно подобрать "яички" звучащие контрастно: тихо или громко. Тихо звучащее "яичко" можно заменить пустым. "Послушай!"- Воспитатель берет 1 "яичко", трясет его вверх и вниз, делает вид, будто внимательно прислушивается к шуму, и предлагает ребенку так же потрясти "яичко" и послушать, как оно звучит.
Следует обратить внимание ребенка:
- на выполняемое действие.
Скажите ребенку: "Потряси, потряси "яичко", выделяя голосом слово, обозначающее данное действие.
- на характер звука: громко или тихо.
Действие можно сопровождать звукоподражаниями (напр.: "Шух-Шух!", "Бум-Бум!", "Динь-Динь!" и т.д.)
Затем воспитатель берет следущее "яичко" и повторяет все действия с ним. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок подражает действиям воспитателя.
2 ступень:
1. Возраст: с 2-х лет.
Содержание: сравнение "яичек" по звучанию и подбор пар. Занятие может быть проведено:
а) в виде продолжения сказки "Курочка-ряба".
б) в начале занятия воспитатель читает стихотворение про
"Волшебные яички" (для 2 с половиной лет и старше).
"Курочка-ряба у деда жила.
Курочка-ряба у бабы была.
Курочка-ряба яичко снесла.
Яичко разбилось, упав со стола.
Плачут и баба, и дед у порога.
Курочка квохчет: "Учешетесь немного.
Вам принесу я яиц не простых,
С виду обычных, но шумных таких".
Воспитатель предлагает рассмотреть "яички", обращает внимание ребенка на то, что "яички" по цвету разные; просит, в зависимости от уровня развития ребенка, показать "яички" определенного цвета (найти "такого же" цвета), либо сказать какого цвета данное "яйцо". Затем воспитатель предлагает потрясти "яичко" и послушать как оно звучит; а затем найти такое же по звучанию.
«Вы яичко потрясите,
И такое же найдете»
Пару ребенок находит методом подбора. Он берет в руки по одному "яйцу" из каждой пятерки. Через поочередное потряхивание, сравнивает их между собой. Если шумы обоих "яиц" не совпадают, то он одно "яичко" откладывает в стороне от других.
Упражнение повторяется с другими "яичками" с такими же шумом. Пара выбранных "яичек" ставится друг напротив друга в основную емкость, которая находится на середине стола.
Занятие продолжается до тех пор, пока все "яички" не найдут себе пару. При желании ребенка игру можно повторить 2-3 раза в зависимости от количества используемых "яичек". Рекомендуется на первом занятии: для детей, имеющих отставание в развитии, брать только 1 пару и 1 "яйцо" без пары; для нормально развивающихся детей - 2-3 пары. На последующих занятиях количество пар увеличивается.
2. Возраст с 2,6 лет.
На занятии используется комплект Б. Методика проведения такая же, что и с 2- летними детьми.
Сложность выполнения увеличивается за счет:
- увеличения количества пар, используемых на занятии.
- отсутствия цветового тождества одинаково звучащих пар (хотя маркировка цветом используется при контроле над ошибками, при выполнении задания по подбору пар она не имеет ведущего значения, т.к. наносится на нижнюю половину "яйца" и не привлекает внимание ребенка.
- Усложнения правил при игре:
Например:
Выбрать одно "яичко", ребенку надо найти ему пару, предварительно прослушав 4-5 "яичек".
- Пятки "яичек" раскладываются в 2 разных местах на расстоянии от 1 и более метров друг от друга. Ребенок берет 1 "яичко", трясет его и кладет немного в стороне от основной группы. С помощью слуховой памяти он находит в другом месте также звучащее "яйцо" и тоже откладывает в сторону. Эту игру можно провести как игру партнеров друг с другом.
- Воспитатель встряхивает 2 яичко" из своего пятка за ширмой, ребенок слушает и находит также звучащее 2 яичко".
При групповых занятиях у каждого ребенка есть по 1 "яичку" из одного и того же пятка. Воспитатель берет 1 "яйцо" из другого пятка, встряхивает его. Ребенок, у которого "яичко" звучит также, приносит его воспитателю.
Особое место занимают занятия по дифференциации звуковых различий.
Воспитатель выбирает из какого-либо пятка 2 "яички" с самым тихим и с самым громким шумом, третье "яйцо" - без наполнителя. Добиваясь отчетливого звучания и сравнивания шумы, воспитатель демонстрирует составления ряда: не звучащее "яичко", тихо звучащее громко звучащее. Для предупреждения чисто механического упорядочивания необходимо сравнивать между собой звучание "яичек". Если ребенок научился классифицировать 3 "яичка", то можно одно за другим ввести остальные "яички". Каждое новое "яйцо" сравнивают со всеми уже составленными в ряд "яичками" и находят его место в этом ряду. Ребенок также может составлять ряды, используя параллельно сразу 2 пятка (10 "яичек").
Число коробочек для классификации определяется в зависимости от уровня развития ребенка и его интереса к игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...
План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Перспективное планирование по сенсорному развитию детей раннего возраста
Перспективное планирование по сенсорному развитию детей раннего возраста...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...