УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДЕРЕВО ЗНАНИЙ
методическая разработка на тему
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
universalnoe_derevo_znaniy.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Копилка педагогических идей
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДЕРЕВО-ЗНАНИЙ
Составитель: Мехнина Ольга Николаевна
воспитатель высшей категории
г. Колпино
2013 г.
Для осуществления, воспитательно-образовательной работы, направленной на развитие личности ребёнка в группе, организована предметно-развивающая среда. На одной из стен растёт универсальное дерево знаний.
Пособие состоит из ковролина, к которому крепится дерево, изготовленное из бумажной массы, и конвертов, содержащих наглядный материал.
Почему я выбрала дерево? Потому, что дерево - живое, доброе существо, похожее на человека. Руки - веточки, туловище - ствол, ноги - корни. У дерева тоже есть кровь, это сок, который движется по стволу. Дерево умеет «разговаривать» - шелест листьев, удары веток друг о друга на ветру. Есть душа - это птицы, животные, насекомые, которые живут на дереве. Дерево нас радует цветением, угощает плодами. Деревья - это главные помощники человека, также оно символизирует семью (предки, родители, дети). В природе дерево постоянно меняет свой внешний вид. Наше «Дерево-знаний» тоже меняет свой наряд, его можно использовать практически везде: на учебных занятиях, в игровой, трудовой и самостоятельной художественной деятельности. Охраняет и наряжает наше дерево гусеничка «Жу-жу», которая помогает детям лучше познавать окружающий мир.
Фенологическое дерево[1]
Цель: Расширять у детей представление об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках и приспособление птиц к среде обитания. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, дифференцировать звукоподражания.
Оснащение: Дерево из папье-маше, картинки с изображением птиц.
Ход игры: Загадать детям загадки про дерево.
1. Царства тёмного жильцы Ползут в разные концы, Неустанно влагу пьют, Всем растеньям жизнь дают.
(корни) 2. Уселись на веточках весной пичужки
И что-то лопочут при встрече друг дружке. Весной и летом сидят, не слетая, Зимою посмотришь - исчезла вся стая.
(листья) 3. Дарим время молодцу ежегодно по кольцу!
(дерево) Кто украшает наши деревья, кто поёт нам песни?
1. Воспитатель загадывает загадку о птицах. Надо не только отгадать
загадку, но и составить рассказ - описание про эту птичку.
- Как называется птица?
- Внешний вид (клюв, хвост и т.д.)
- Чем питается? Как называется птенчик?
- Где проводит зиму?
Вспомнить песенку, которую поёт эта птица. Если задание выполнено, картинка вешается на дерево.
2. Все птицы «поселились» на нашем дереве. Детям предлагается выбрать
понравившуюся им птичку и «написать» ей такое письмо, чтобы она
согласилась стать ребёнку другом.
3. Напомнить детям о наступлении зимы, птицам угрожает голод.
Предолжить детям помочь птицам. Создать, придумать кормушки для птиц,
которые можно повесить на нашем участке.
Грушевое дерево[2]
Цель: Расширять представления детей об эмоциях; различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; развивать логическое мышление, внимание, воображение, фантазию; формировать грамматический строй речи; развивать связную речь.
Оборудование: Дерево из папье-маше, на нём висят «груши» (из картона) с различными выражениями «лиц».
1. Беседа. Воспитатель обращает внимание детей на то, что очень разные
выражения лиц можно увидеть на улице, в магазине, автобусе и т.д. просит
назвать известные им эмоциональные состояния.
Затем проводит детей к дереву. На котором висят пиктограммы в виде груш с различными видами эмоций (радость, горе, гнев, страх, удивление). Рассматривает с детьми и предлагает детям вспомнить с каким настроением они пришли в д/с. Почему? Какое настроение у них сейчас? Почему? Предлагает ответить детей на вопросы: что такое радость? (горе, гнев, страх, удивление).
- Игра «Угадай настроение». Один ребёнок берёт «грушу» - пиктограмму, не показывая её другим детям, старается изобразить мимикой и жестами настроение, которое на ней изображено. Остальные дети стараются определить, какая это пиктограмма.
- Рисование эмоций. Дети получают лист бумаги в центре - груша-пиктограмма, надо изобразить предметы, события, которые передают настроение пиктограммы.
- Придумать сказку о груше, в которой «настроение» груши меняется, так как показано на схемах. (Вариант - воспитатель предлагает начало сказки.)
Родовое дерево[3]
Цель: Закрепить понятие «Родина», подвести к мысли: любить Родину -значит знать историю, культуру, людей. Делать для неё всё, что можешь -трудиться. Защищать. Закрепить знания детьми своего домашнего адреса.
Оснащение: Дерево из папье - маше. Название улиц, фотография д/с, домики с лицами детей, стрелочки, карта города Колпина; герб, флаг России; герб города Колпина;
Беседа. Предлагает детям поговорить о Родине. «Что такое Родина?» (ответы детей): Слово Родина (прислушайтесь к его звучанию) близко таким словам, как родня, родственник, родной, родимый (ая). О ком мы так говорим? (о мамах, папах, сестрах, братьях, бабушках и т.д.). Наша «большая Родина» - это страна которая называется Россия. Наша страна - одна из самых больших в мире. У нашей страны есть свой флаг и герб. А мы с вами живём в городе Колпине. Это наша «малая Родина». Это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где нам тепло и уютно. А чтобы не потеряться в нашем городе, надо знать свой адрес. А поможет нам в этом наше «Дерево - знаний». Через ствол дерева «проходят» улица, на которой расположен наш детский сад. Это улица Московская. От детского сада ведут улицы (веточки) к домикам, в которых живут дети нашей группы. Каждая улица имеет своё название, также как и у каждого из вас есть своё имя. Стрелочки показывают, как дойти от дома до детского сада. Под деревом висит карта Колпина, по которой можно определить. Как пройти к магазину, к школе и т.д.
А что значит любить Родину? Значит знать её, как знать о тех, кого мы любим. Стараться всё сделать для неё, чтобы ей было хорошо, защищать её. Вопросы к детям: Что ты можешь сделать полезного для своей Родины, города? Что значит защищать Родину? От кого защищать? Предложить нарисовать любимый уголок в нашем городе.
Звуковое дерево
Цель: Развивать фонематический анализ и синтез; выделять первый
гласный и последний согласный звуки в словах; обогащать, закреплять и активизировать словарь; развивать связную речь.
Оснащение: Дерево из папье-маше с красными и синими листиками; картинки с изображением предметов.
Ход игры: 1. Рассмотреть с детьми все картинки и выбрать те из них. в названии которых гласные звуки [А], [У], [О], [И] стоят в начале слова, повесить картинки под красные листочки. Затем выбрать картинки в названии которых согласные звуки [П], [Т], [К], [М], стоят в начале, в середине, в конце слова и повесить их под синими листочками.
- Предложить детям нарисовать свою картинку и повесить её под тем или иным листочком.
- Составить предложение, используя любую картинку.
Фруктовое дерево
Цель: Закрепить представление детей о фруктах и овощах, развивать память, мышление и речевое внимание, составлять краткое описание предмета. Закреплять представления о твёрдых и мягких согласных звуках.
Оснащение. Дерево из папье-маше, фрукты и овощи из картона, корзина.
Ход игры: 1. Показать детям карточку. Назвать, что на ней изображено, назвать цвет, форму, залах и вкус предмета, где вырос. Если это фрукт, то вешаем картинку на дерево, а если овощ - складываем в корзинку.
2. Назвать овощи и фрукты с заданным звуком. Например: [Р] (морковь, виноград, груша, персик, гранат);
[Рь] (редька, мандарин, черешня, абрикос);
[Л] (баклажан, яблоко);
[Ль] (лимон, апельсин, слива). З.Составить загадку про фрукт или овощ, который ребёнок больше всего любит.
Чудо-дерево[4]
Цель: Углублять и расширять представления детей о творчестве К.И. Чуковского. Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, вызывать желание запоминать и выразитель воспроизводить. Развивать творческие способности детей в театральной деятельности.
Оснащение: Портрет К.И. Чуковского, книги для тематической выставки «Поэты - детям», дерево из папье-маше, украшенное «чулками да башмаками».
Беседа. Рассмотреть с детьми выставку произведений К.И. Чуковского. Обратить внимание на портрет писателя. Короткий рассказ воспитателя о творчестве К.И.Чуковского. Спросить детей какая сказка им нравится. Подвести детей к украшенному дереву - знаний и прочитать сказку «Чудо -дерево». Обыграть с детьми сценку про Мурочку. Нарисовать своё «Чудо-дерево».
[1] Фото 1: «Фенологическое дерево»
[2] Фото 2: «Грушевое дерево»
[3] Фото 3: «Родовое дерево»
[4] Фото 4: «Чудо-дерево»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-музыкальный праздник к Дню Знаний " В поисках дерева Знаний"
Общесадовый праздник...
Сценарий развлечения ко Дню Знаний "Волшебник-недоучка и дерево Знаний".
Материал может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям при подготовки развлечений к 1 сентября....
Развлечение ко Дню знаний "Дерево знаний".
Все девчонки и мальчишки городов и деревеньВзяли сумки , взяли книжкиПоложили их в портыель....
Сценарий развлечения День Знаний в младшей группе «Собираем Мишку в школу» и для старших дошкольников "Дерево знаний" с привлечением команды ЮПИД
Сценарий пожожет интересно провести игровую программу к 1 Сентября в младших группах и старшем возрасте...
Конспект НОД посвященного Дню знаний «Путешествие к дереву знаний»
Цель: продолжить патриотическое воспитание дошкольников, создание доброжелательной атмосферы, радостного настроения, положительного отношения к школе и желание учится, приобретать новые знания....
День знаний — 1 сентября в средней группе. Квест для дошкольников в детском саду «Волшебное дерево знаний».
Вызвать интерес к предстоящему празднику. Создать условия к праздничному настрою детей.Задачи:Развивать внимание и творческое воображение для закрепле...