УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДЕРЕВО ЗНАНИЙ
методическая разработка на тему

МЕХНИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon universalnoe_derevo_znaniy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка педагогических идей

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДЕРЕВО-ЗНАНИЙ

Составитель: Мехнина Ольга Николаевна

                           воспитатель высшей категории

г. Колпино

2013 г.

Для осуществления, воспитательно-образовательной работы, направленной на развитие личности ребёнка в группе, организована предметно-развивающая среда. На одной из стен растёт универсальное дерево знаний.

Пособие состоит из ковролина, к которому крепится дерево, изготовленное  из бумажной массы, и конвертов, содержащих наглядный материал.

Почему я выбрала дерево? Потому, что дерево - живое, доброе существо, похожее на человека. Руки - веточки, туловище - ствол, ноги - корни. У дерева тоже есть кровь, это сок, который движется по стволу. Дерево умеет «разговаривать» - шелест листьев, удары веток друг о друга на ветру. Есть душа - это птицы, животные, насекомые, которые живут на дереве. Дерево нас радует цветением, угощает плодами. Деревья - это главные помощники человека, также оно символизирует семью (предки, родители, дети). В природе дерево постоянно меняет свой внешний вид. Наше «Дерево-знаний» тоже меняет свой наряд, его можно использовать практически везде: на учебных занятиях, в игровой, трудовой и самостоятельной художественной деятельности. Охраняет и наряжает наше дерево гусеничка «Жу-жу», которая помогает детям    лучше познавать окружающий мир.

        


Фенологическое дерево[1]

Цель:     Расширять у детей представление об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках и приспособление птиц к среде обитания. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, дифференцировать звукоподражания.

Оснащение:    Дерево из папье-маше, картинки с изображением птиц.

Ход игры: Загадать детям загадки про дерево.

1. Царства тёмного жильцы Ползут в разные концы, Неустанно влагу пьют, Всем растеньям жизнь дают.

(корни) 2.     Уселись на веточках весной пичужки

И что-то лопочут при встрече друг дружке. Весной и летом сидят, не слетая, Зимою посмотришь - исчезла вся стая.

(листья) 3. Дарим время молодцу ежегодно по кольцу!

(дерево) Кто украшает наши деревья, кто поёт нам песни?

1.        Воспитатель загадывает загадку о птицах. Надо не только отгадать
загадку, но и составить рассказ - описание про эту птичку.

  • Как называется птица?
  • Внешний вид (клюв, хвост и т.д.)
  • Чем питается? Как называется птенчик?
  • Где проводит зиму?

Вспомнить   песенку, которую   поёт   эта   птица. Если   задание   выполнено, картинка вешается на дерево.

2.        Все птицы «поселились» на нашем дереве. Детям предлагается выбрать
понравившуюся им птичку и «написать» ей такое письмо, чтобы она
согласилась стать ребёнку другом.

3.        Напомнить детям о наступлении зимы, птицам угрожает голод.
Предолжить детям помочь птицам. Создать, придумать кормушки для птиц,
которые можно повесить на нашем участке.


Грушевое дерево[2]

Цель:     Расширять представления детей об эмоциях; различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; развивать логическое мышление, внимание, воображение, фантазию; формировать грамматический строй речи; развивать связную речь.

Оборудование:     Дерево из папье-маше, на нём висят «груши» (из картона) с различными выражениями «лиц».

1.        Беседа. Воспитатель обращает внимание детей на то, что очень разные
выражения лиц можно увидеть на улице, в магазине, автобусе и т.д. просит
назвать известные им эмоциональные состояния.

Затем проводит детей к дереву. На котором висят пиктограммы в виде груш с различными видами эмоций (радость, горе, гнев, страх, удивление). Рассматривает с детьми и предлагает детям вспомнить с каким настроением они пришли в д/с. Почему? Какое настроение у них сейчас? Почему? Предлагает ответить детей на вопросы: что такое радость? (горе, гнев, страх, удивление).

  1. Игра «Угадай настроение». Один ребёнок берёт «грушу» - пиктограмму, не показывая её другим детям, старается изобразить мимикой и жестами настроение, которое на ней изображено. Остальные дети стараются определить, какая это пиктограмма.
  2. Рисование эмоций. Дети получают лист бумаги в центре - груша-пиктограмма, надо изобразить предметы, события, которые передают настроение пиктограммы.
  3. Придумать сказку о груше, в которой «настроение» груши меняется, так как показано на схемах. (Вариант - воспитатель предлагает начало сказки.)

Родовое дерево[3]

Цель: Закрепить понятие «Родина», подвести к мысли: любить Родину -значит знать историю, культуру, людей. Делать для неё всё, что можешь -трудиться. Защищать. Закрепить знания детьми своего домашнего адреса.

Оснащение: Дерево из папье - маше. Название улиц, фотография д/с, домики с лицами детей, стрелочки, карта города Колпина; герб, флаг России; герб города Колпина;

Беседа. Предлагает детям поговорить о Родине. «Что такое Родина?» (ответы детей): Слово Родина (прислушайтесь к его звучанию) близко таким словам, как родня, родственник, родной, родимый (ая). О ком мы так говорим? (о мамах, папах, сестрах, братьях, бабушках и т.д.). Наша «большая Родина» - это страна которая называется Россия. Наша страна - одна из самых больших в мире. У нашей страны есть свой флаг и герб. А мы с вами живём в городе Колпине. Это наша «малая Родина». Это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где нам тепло и уютно. А чтобы не потеряться в нашем городе, надо знать свой адрес. А поможет нам в этом наше «Дерево - знаний». Через ствол дерева «проходят» улица, на которой расположен наш детский сад. Это улица Московская. От детского сада ведут улицы (веточки) к домикам, в которых живут дети нашей группы. Каждая улица имеет своё название, также как и у каждого из вас есть своё имя. Стрелочки показывают, как дойти от дома до детского сада. Под деревом висит карта Колпина, по которой можно определить. Как пройти к магазину, к школе и т.д.

А что значит любить Родину? Значит знать её, как знать о тех, кого мы любим. Стараться всё сделать для неё, чтобы ей было хорошо, защищать её. Вопросы к детям: Что ты можешь сделать полезного для своей Родины, города? Что значит защищать Родину? От кого защищать? Предложить нарисовать любимый уголок в нашем городе.


Звуковое дерево

Цель:     Развивать фонематический анализ и синтез; выделять первый

гласный и последний согласный звуки в словах; обогащать, закреплять и активизировать словарь; развивать связную речь.

Оснащение:     Дерево из папье-маше с красными и синими листиками; картинки с изображением предметов.

Ход игры: 1. Рассмотреть с детьми все картинки и выбрать те из них. в названии которых гласные звуки [А], [У], [О], [И] стоят в начале слова, повесить картинки под красные листочки. Затем выбрать картинки в названии которых согласные звуки [П], [Т], [К], [М], стоят в начале, в середине, в конце слова и повесить их под синими листочками.

  1. Предложить детям  нарисовать  свою  картинку  и  повесить  её под тем или иным листочком.
  2. Составить предложение, используя любую картинку.


Фруктовое дерево

Цель:    Закрепить представление детей о фруктах и овощах, развивать память, мышление и речевое внимание, составлять краткое описание предмета. Закреплять представления о твёрдых и мягких согласных звуках.

Оснащение.   Дерево из папье-маше, фрукты и овощи из картона, корзина.

Ход игры: 1. Показать детям карточку. Назвать, что на ней изображено, назвать  цвет, форму, залах   и   вкус  предмета, где  вырос. Если   это  фрукт, то вешаем картинку на дерево, а если овощ - складываем в корзинку.

2. Назвать овощи и фрукты с заданным звуком. Например: [Р] (морковь, виноград, груша, персик, гранат);

[Рь] (редька, мандарин, черешня, абрикос);

[Л] (баклажан, яблоко);

[Ль] (лимон, апельсин, слива). З.Составить   загадку   про   фрукт   или   овощ, который   ребёнок   больше всего любит.


Чудо-дерево[4]

Цель: Углублять и расширять представления детей о творчестве К.И. Чуковского. Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, вызывать желание запоминать и выразитель воспроизводить. Развивать творческие способности детей в театральной деятельности.

Оснащение: Портрет К.И. Чуковского, книги для тематической выставки «Поэты - детям», дерево из папье-маше, украшенное «чулками да башмаками».

Беседа. Рассмотреть с детьми выставку произведений К.И. Чуковского. Обратить внимание на портрет писателя. Короткий рассказ воспитателя о творчестве К.И.Чуковского. Спросить детей какая сказка им нравится. Подвести детей к украшенному дереву - знаний и прочитать сказку «Чудо -дерево». Обыграть с детьми сценку про Мурочку. Нарисовать своё «Чудо-дерево».

                                                                                 


          


[1] Фото 1: «Фенологическое дерево»

[2] Фото 2: «Грушевое дерево»

[3] Фото 3: «Родовое дерево»

[4] Фото 4: «Чудо-дерево»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения ко Дню Знаний "Волшебник-недоучка и дерево Знаний".

Материал может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям при подготовки развлечений к 1 сентября....

Развлечение ко Дню знаний "Дерево знаний".

Все девчонки и мальчишки городов и деревеньВзяли сумки , взяли книжкиПоложили их в портыель....

Сценарий развлечения День Знаний в младшей группе «Собираем Мишку в школу» и для старших дошкольников "Дерево знаний" с привлечением команды ЮПИД

Сценарий пожожет интересно провести игровую программу к 1 Сентября в младших группах и старшем возрасте...

Конспект НОД посвященного Дню знаний «Путешествие к дереву знаний»

Цель: продолжить патриотическое воспитание дошкольников, создание доброжелательной атмосферы, радостного настроения, положительного отношения к школе и желание учится, приобретать новые знания....

День знаний — 1 сентября в средней группе. Квест для дошкольников в детском саду «Волшебное дерево знаний».

Вызвать интерес к предстоящему празднику. Создать условия к праздничному настрою детей.Задачи:Развивать внимание и творческое воображение для закрепле...