дидактические игры
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В ходе игры у ребенка развивается произвольное внимание, наблюдательность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними, пробуждается интерес к процессу игры, формируется бережное отношение к ним, а также понимание, что с игрушками можно играть по-разному.
Дидактические игры полезны и для умственного развития ребенка.
С помощью игр на сравнение предметов, дети быстрее овладевают умением находить признаки различия и сходства предметов.
Очень интересны для детей словесные игры. Играя со словом, дети учатся общению, овладевают правилами поведения. Кроме того они развивают ум, речь, чувство юмора.
Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди других детей, чтобы иметь друзей, хороших товарищей, в этом большую помощь окажут дидактические игры.
Продуманное содержание, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.
№ п/п | Наименование игры | Цель использования |
Для детей от 3 до 4 лет | ||
Игры с предметами | ||
1 | Кукла Катя проснулась | Воспитание умственной активности; закрепление знаний об одежде и последовательности процесса одевания |
2 | Кукла Катя обедает | Закрепление знаний о столовой посуде; воспитание умственной активности, заботливого отношения к кукле |
3 | Новая кукла | Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи |
4 | Что изменилось? | Активизация умственной деятельности, произвольного внимания, запоминания, припоминания. связной речи |
5 | Чудесный мешочек | Закрепление знаний об игрушках; воспитание выдержки, сенсорных способностей, речи |
6 | Узнай, что это? | Воспитание сенсорных способностей; закрепление знаний об овощах, фруктах; активизация словаря |
7 | Лети ко мне! | Закрепление знаний о растениях; воспитание умения сравнивать предметы, быстро реагировать на словесный сигнал |
8 | Кто скорее соберет? | Воспитание умственной активности, сообразительности, целеустремленности |
9 | Найди предмет по описанию | Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности |
10 | Подбери посуду для куклы | Воспитание способности группировать предметы; закрепление знаний о разных видах посуды; формирование заботливого отношения к кукле |
11 | Живое домино | Воспитание произвольного внимания; закрепление знаний о цвете; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, умения четко выполнять правила игры |
12 | Больше — меньше | Закрепление знаний о величине предметов; воспитание умения сравнивать предметы; формирование сосредоточенности, целеустремленности |
Настольно-печатиые игры | ||
13 | Парные картинки | Воспитание способности детей сравнивать предметы, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь |
14 | Собери пазл | Воспитание умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности |
15 | Лото | Воспитание умения группировать предметы, быстроты мышления, познавательной активности; развитие внимания, речи, совместной игровой деятельности |
16 | Чьи детки? | Закрепление знаний о домашних животных и их детенышах; воспитание умения соотносить картинки по содержанию; развитие произвольного внимания, речи |
17 | Кому что нужно для работы? | Закрепление знаний об орудиях труда; воспитание интереса к труду взрослых; формирование элементарной профориентации; активизация речи |
18 | Домино | Закрепление знаний о машинах, помогающих людям в труде; воспитание умения сравнивать предметы, находить сходство |
19 | Когда это бывает? | Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки |
Словесные игры | ||
20 | Угадай, кто позвал | Воспитание слухового внимания, чувства товарищества |
21 | Пальчиковые игры | Воспитание речевой активности, общения |
22 | Коза рогатая | Воспитание умения действовать по словесному сигналу, желание участвовать в совместных играх |
23 | Заинька | Совершенствование умения детей согласовывать действия со словом; воспитание доброжелательности |
24 | На птичьем дворе | Закрепление знаний о домашних птицах, воспитание правильного звукопроизношения, речевой активности |
25 | У медведя во бору | Воспитание умения действовать по сигналу; формирование чувства выдержки, взаимовыручки; развитие правильного звукопроизношения |
26 | Конь | Воспитание речевой и двигательной активности, умение сочетать слово с действием; совершенствование умения согласовывать действия |
27 | Петушок | Воспитание речевой активности; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, правильного звукопроизношения |
28 | Хохлатка | Закрепление знаний о повадках курицы наседки; развитие речевой и двигательной активности |
29 | Совушка, Сова – большая голова | Воспитание слухового внимания, совершенствование умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом |
30 | Уточка | Развитие диалогической речи, согласованности действия в совместной игре |
31 | Птички | Совершенствование умения согласовывать слова и действия; активизировать речь детей |
32 | Солнечные зайчики | Воспитание двигательной активности, желания играть вместе; формирование чувства юмора |
33 | Воробушки и автомобиль | Развитие слухового внимания, быстроты реакции на сигнал, согласованности действий |
34 | Вороны | Упражнение детей в правильном произношении звука р; обучение говорить спокойно. но громко |
35 | Пчелки | Упражнение в диалогической речи, в правильном звукопроизношении; закрепление умения действовать по сигналу |
36 | Курочка - рябушечка | Развитие речевой активности; упражнение в правильном звукопроизношении |
37 | Еду - еду | Воспитание согласованности действий, речевой активности, умения действовать по сигналу |
Для детей от 4 до 5 лет | ||
Игры с предметами | ||
38 | Из чего сделано? | Воспитание умения сравнивать, группировать предметы; активизация словаря; развитие внимания, речи |
39 | Найди такой же | Развитие умения сравнивать предметы, находить сходство и различие; воспитание смекалистости, связной речи |
40 | Новоселье | Воспитание доброжелательного отношения к новым игрушкам; закрепление знаний детей об одежде, обуви, посуде, игрушках; развитие связной речи |
41 | Магазин | Развитие связной, диалогической речи, находчивости; закрепление знаний о правилах поведения в магазине. |
42 | Кому, что нужно для работы? | Воспитание интереса к труду взрослых; закрепление знаний о профессиях и орудиях труда |
43 | Испорченный телефон | Воспитание слухового внимания, сообразительности, выдержки; активизация словаря |
44 | Что изменилось? | Развитие произвольного внимания, запоминания; активизация словаря |
45 | Игрушка рассказывает о себе? | Воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения |
46 | Кто скорее соберет? | Воспитание быстроты реакции на слово, дисциплинированности, выдержки; закрепление знаний об овощах и фруктах |
47 | Горячо - холодно | Воспитание наблюдательности, сообразительности, развитие связной речи, закрепление знаний о растениях |
48 | К дереву — беги! | Воспитание умения быстро ориентироваться в пространстве; закрепление знаний о деревьях |
Настольно-печатные игры | ||
49 | Парные картинки | Парные картинки Воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря, речи |
50 | Кто что делает | Закрепление знаний о сельскохозяйственном труде; развитие смекалки, связной речи, выдержки |
51 | Не ошибись! | Закрепление знаний о разных видах спорта; воспитание желания заниматься спортом, находчивости, быстроты реакции на сигнал |
52 | Домино | Закрепление знаний о видах транспорта; воспитание внимания, сосредоточенности; активизация речи, словаря |
53 | Лото | Упражнение в правильном использовании обобщающих слов; воспитание сообразительности. быстроты реакции |
54 | Дикое или домашнее животное? | Закрепление знаний о диких и домашних животных; воспитание произвольного внимания, сообразительности, гибкости мышления |
55 | Что лишнее? | Воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения, чувства юмора |
56 | Когда это бывает? | Воспитание умения припоминать, соотносить знания с изображением на картинках; закрепление знаний о частях суток |
57 | Где это можно купить | Закрепление знаний о магазинах; воспитание желания помогать родителям делать покупки |
Словесные игры | ||
58 | Где мы были, не скажем, а что делали, покажем. | Воспитание воображения, смекалки, активизация словаря |
59 | Мыши | Воспитание речевой и двигательной активности, быстроты реакции на сигнал, согласованности действия |
60 | Воробушки и автомобиль | Упражнение в правильном звукопроизношении; воспитание быстроты реакции на сигнал, выдержки |
61 | Кто, кто в теремочке живет? | Закрепление знаний о животных; упражнение в правильном звукопроизношении |
62 | Животные и их детёныши | Закрепление знаний о животных и их детёнышах; упражнение в правильном звукопроизношении |
63 | Гуси-гуси | Воспитание умения действовать по словесному сигналу; развитие диалогической речи, согласованности действий со словами стихотворения |
64 | Сколько? | Упражнение в счете; развитие слухового внимания; воспитание умения действовать в соответствии с текстом |
65 | Так бывает или нет? | Развитие логического мышления; воспитание умения замечать последовательность в суждениях; формирование чувства юмора |
66 | Зеркало | Развитие речевой и двигательной активности |
67 | Каравай | Упражнение в согласовании действии со словом; формирование представлений о величине предмета; активизация словаря и движений |
68 | Коршун | Упражнение в диалогической речи; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, умения согласовывать действия |
69 | Карусель | Упражнение в быстром и медленном темпе речи, согласовании слова с движениями |
70 | Зайка | Развитие речевой и двигательной активности, умения действовать по сигналу |
71 | Во саду ли, в огороде? | Классификация растений по месту их произрастания; воспитание внимания, сообразительности, речи |
72 | Какое время года? | Воспитание умения соотносить текст с картинкой о временах года, сообразительности, быстроты мышления |
73 | Узнай по описанию | Воспитание умения описывать предмет по представлению; развитие внимания, связной речи, сообразительности |
74 | Доскажи словечко | Упражнение в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе; развитие ориентировки в пространстве |
75 | А что потом? | Закрепление знаний о частях суток, о деятельности детей в разное время дня; развитие припоминания, связной речи |
76 | Когда это бывает? | Углубление знаний о временах года; развитие связной речи; активизация словаря |
77 | Какой предмет? | Упражнение в классификации предметов по определенному признаку; развитие мышления, речи, смекалки |
Для детей от 5 до 6 лет | ||
Игры с предметами | ||
78 | Не ошибись! | Упражнение в различении предметов по их качеству; воспитание наблюдательности, находчивости, правильной речи |
79 | Кто подойдет, пусть возьмет! | Воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, грамматически правильной речи, наблюдательности, смекалки |
80 | Похож — не похож | Упражнение в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу; развитие правильной речи, мышления, припоминания |
81 | Сильные, смелые, ловкие. | Закрепление знаний о видах спорта; воспитание уважения к спортсменам, желание заниматься спортом |
82 | Из какой республики гость? | Закрепление знаний о людях, живущих в СНГ; воспитание уважения к ним, интереса к национальной символике, одежде |
83 | Кто во что одет? | Воспитание интереса к людям разных профессий; закрепление знаний о профессиях |
84 | Вершки и корешки | Закрепление знаний об овощах; воспитание внимания, находчивости, согласованности действий |
Настольно-печатные игры | ||
85 | Кто построил этот дом? | Кто построил этот Воспитание уважения к строителям; закрепление знаний об этапах строительства дома, о машинах, помогающих строителям |
86 | Гости Москвы | Воспитание любви к станице нашей Родины, гостеприимстве; закрепление знаний о достопримечательных местах Москвы; развитие связной речи |
87 | Собери картинку | Воспитание уважения к работникам села; закрепление знаний о видах сельскохозяйственного труда; развитие мышления, речи, припоминания |
88 | Зоологическое домино | Закрепление знаний о диких и домашних животных; воспитание сообразительности, внимания |
86 | Путешествие по городу | Закрепление знаний о родном городе, воспитание любви к нему, уважения к живущим в нем людям; развитие речи |
90 | Путешествие в страну вещей | Упражнение в классификации различных предметов; Закрепить названия и назначение предметов. |
Словесные игры | ||
91 | Что было бы, если бы… | Закрепить знания детей о назначении «умных машин» для человека; воспитание бережного отношения к ним; учить устанавливать причинно-следственные связи и отношения; развитие связной речи |
92 | Путешествие за ценными находками | Совершенствование умения описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по материалу из которого он сделан, умение обобщать предметы по признаку материала |
93 | Радио | Воспитание внимательного отношения к сверстникам, наблюдательности; развитие речи, памяти |
94 | Где был Петя? | Воспитание уважения к людям труда, любви к родному краю, активного, самостоятельного мышления, речи, памяти, сообразительности |
95 | Что за птица? | Закрепление знаний о птицах; воспитание двигательной, умственной и речевой активности, согласованности действий, находчивости |
96 | Назови три предмета | Упражнение в группировке предметов |
97 | Птицы (звери, рыбы) | Упражнение в группировке животных, птиц и рыб; закрепление знаний о них; воспитание быстроты реакции на словесный сигнал |
98 | Кто растит хлеб? | Воспитание интереса к труду взрослых; закрепление знаний о сельскохозяйственных машинах |
99 | Вкусная игра | Знакомство детей с процессом изготовления теста и выпечкой кренделей; воспитание произвольного внимания, памяти; Укреплять проявление добрых чувств и отношений |
100 | Кто больше назовет предметов? | Упражнение в классификации предметов по месту их производства; воспитание уважения к людям труда |
101 | Природа и человек | Систематизация знаний о том, что дает человеку природа и что он делает сам; воспитание бережного отношения к природе и окружающим предметам |
102 | А если бы... | Воспитание умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами, находчивости, быстроты мышления |
103 | Испорченный телефон | Развитие слухового внимания |
104 | Летает — не летает | Закрепление знаний о предметах; воспитание внимания, выдержки |
105 | Краски | Закрепление знаний о цвете; воспитание выдержки, быстроты мышления, произвольного внимания |
106 | Кто ты? | Развитие слухового внимания, быстроты реакции на слово |
107 | И я | Воспитание сообразительности, выдержки, чувства юмора |
108 | Где мы были, не скажем, а что видели покажем | Развитие у детей способности имитировать трудовые действия; воспитание воображения, сообразительности, организованности |
109 | Фанты | Упражнение в правильном подборе слов, в умении логично задавать вопросы; воспитание выдержки, смекалки |
110 | Наоборот | Развитие быстроты мышления, находчивости; активизация словаря |
111 | Дополни предложение | Развитие речевой активности, сообразительности |
112 | Скажи слово с нужным звуком | Развитие у детей фонематического слуха, быстроты мышления |
113 | Кто знает, пусть дальше считает | Закрепление знаний детей о порядковом счете; развитие произвольного внимания |
114 | Было — будет | Упражнение в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и будущем времени |
115 | Закончи предложение | Воспитание умения понимать причинные связи между явлениями; развитие речи и активизация словаря |
116 | Кто больше знает? | Развитие памяти, находчивости, сообразительности; закрепление знаний о предметах |
117 | Найди рифму | Упражнение в подборе рифмующихся слов; воспитание желания играть словами; побуждение к творческим проявлениям |
118 | Так бывает или нет? | Развитие логического мышления и чувства юмора |
Для детей от 6 до 7 лет | ||
Игры с предметами | ||
119 | Первоклассник | Закрепление знаний о предметах, необходимых для учебы; воспитание желания учиться, собранности, аккуратности |
120 | Что изменилось? | Воспитание наблюдательности; развитие памяти, связной речи |
121 | Для чего нужен предмет? | Закрепление знаний о назначении предметов; воспитание бережного к ним отношения, сообразительности, речевой и умственной активности |
122 | Кто потрудился? | Углубление знаний о труде взрослых; воспитание уважения к ним |
Настольно - печатные игры | ||
123 | От зернышка до булочки | Систематизация, закрепление знаний о хлеборобах сельскохозяйственных машинах, об этапах в производстве хлеба; воспитание уважения к хлеборобам и бережного отношения к хлебу |
124 | Кем быть? | Закрепление, углубление знаний о сельскохозяйственном труде; воспитание уважения к труженикам села, желание быть похожими на них |
125 | Какой республики флаг? | Воспитание уважения к людям разных национальностей; закрепление знаний о национальной символике |
126 | Из чего и кем сделано? | Уточнение знаний о разных профессиях; воспитание уважения к людям труда, интереса к их профессиям |
127 | Кто быстрее? | Систематизация знаний детей о спорте; расширение словаря; воспитание интереса к спорту, желание заниматься им |
128 | Умные машины | Закрепление знаний о различных машинах, помогающих людям в труде, умения группировать их по назначению, активизация и расширение словаря |
Словесные игры | ||
129 | Да - нет | Воспитание логического мышления, сообразительности, целеустремленности, выдержки |
130 | Похож — не похож | Воспитание умения сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства и различия, отгадывать предметы |
131 | Отвечай быстро | Упражнение в классификации предметов; воспитание гибкости и быстроты мышления |
132 | Придумай предложение | Развитие речевой активности и быстроты мышления |
133 | Охотник | Упражнение в классификации животных рыб, птиц; воспитание сообразительности, припоминания |
134 | Путешествие в страну часов | Развитие сообразительности; активизация словаря, знакомство с этапами развития часов; Бережное отношение к часам |
135 | Блезницы братья | Упражнение в нахождении синонимов; воспитание речевой активности |
136 | Подбери слово | Воспитание умения быстро находить близкие по смыслу слова, сообразительности |
137 | Не ошибись! | Закрепление знаний о разном времени суток; развитие быстроты мышления, речевой активности |
138 | Кузовок | Развитие слухового внимания, мышления, сообразительности; активизация словаря |
139 | Буква Потеряшка | Закрепление знаний о букве и звуке; воспитание слухового внимания, быстроты реакции на слово |
140 | Быль или небылица? | Развитие умения отличать реальное от выдуманного |
141 | Письма доброго сказочника | Раскрыть понятия «нельзя», «можно», «надо»; Содействовать накоплению умения согласовывать свои поступки, поведение со словами «нельзя», «можно», «надо»; Развитие речевой активности. |
142 | Поиски добрых слов | Воспитывать понимание связи слова и поступка, слова и отношения. |
Литература
1А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
2. А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...